Развитие читательских умений: работа с текстовой информацией на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8

Ключевые слова: структура текста, приёмы смыслового чтения, вид чтения, антиципация, вербальное считывание, аналитический вид, синтетический вид, фактуальная информация, подтекстовая информация, общий смысл текста


Аннотация: Осмысление основ современной образовательной технологии деятельностного типа (технологии смыслового чтения и работы с текстом для развития читательских умений) в соответствии с требованиями ФГОС ООО; обучение приемам использования для достижения планируемых результатов ФГОС ООО (трансляция опыта).

Тематическая рубрика: Средняя школа, НПО, СПО

1. Небольшой круг вопросов актуальных и практико-ориентированных

  • Требования ФГОС к умениям смыслового чтения.
  • Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений.
  • Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты.
  • Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и литературы, для подготовки к итоговой диагностике.

Требования ФГОС к приёмам смыслового чтения.

Отметим, что ФГОС относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, которые подлежат контролю.

При работе с разными текстами нам приходится применять разнообразного рода приёмы смыслового чтения. Однако при переходе ребёнка из начальной школы в среднюю возникают затруднения:

  • выбирать и менять вид чтения в зависимости от текста и от цели чтения;
  • применять приёмы каждого вида чтения(ознакомительного, просмотрового, изучающего);
  • извлекать информацию из прочитанного текста;
  • извлекать информацию из прослушанного текста;
  • прогнозировать будущее чтение;
  • вычитывать фактуальную информацию;
  • вычитывать подтекст;
  • формулировать главную мысль(основные смыслы, концептуальную информацию);
  • составлять план текста.

Определение смыслового чтения (Формулировка ФГОС).

Под смысловым чтением понимается «цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных и прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка…»

На основании чего сформулированы во ФГОС универсальные умения смыслового чтения (метапредметный образовательный результат)?

Универсальные умения смыслового чтения определены в соответствии с 4-мя этапами смыслового восприятия любого текста:

1 этап - смысловое прогнозирование – антиципация;

2 этап – «вербальное считывание», то есть извлечение фактуальной информации (в традиционной школе ему отводится ведущая роль);

3 этап – «аналитический» определение смысловых связей, «вычитывание автора», результативность зависит от личного и читательского опыта ребёнка, особенностей мышления и памяти, умения выделять ключевые слова, вести диалог с автором, - то есть вычитывать подтекст - и от педагогических условий, в которых идёт осмысление текста);

4 этап – «синтетический»- показывает, какую информацию извлёк из текста ребёнок, провёл ли он диалог с автором через текст, насколько адекватно его восприятие, как он формулирует свои мысли и оценки, то есть переводит авторский код на личностный.

Универсальные умения смыслового чтения, которые являются объектом контроля по итогам обучения в начальной школе и на входе в 5 классе (метапредметный образовательный результат).

Умение извлекать фактуальную информацию, то есть заданную в явном виде.

Проверяем, насколько ученик понимает, о чём идет речь в тексте.

2. Умение извлекать подтекстовую информацию, то есть заданную в не- явном виде, и формулировать на её основе простые выводы.

Проверяем, насколько ученик понимает, что говорится в тексте.

3. Умение извлекать концептуальную информации. – интерпретировать и обобщать всю текстовую информации.

Проверяем, насколько ученик умеет понять общий смысл текста, его основную мысль, подойти к пониманию авторского замысла.

4. Умение ориентироваться в тексте.

Проверяем, насколько ученик понимает язык текста, его общую структуру и последовательность частей.

2. Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений

2.1. Изучающее чтение текстов правил и определений

Задание. Учимся читать текст определения изучающим чтением, находить признаки понятия, составлять план текста.

1.Прочитатйте текст изучающим чтением: (Н) определите, сколько в нём смысловых частей и почему, (П) запишите вопрос к каждой части текста. («Н» - необходимый уровень, «П» - повышенный уровень)

Омонимы (от греческого слова homos, что в переводе означает одинаковый и onoma – имя) – это слова, которые одинаково пишутся и звучат, но различаются по значению.

Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются омонимами.

В толковых словарях омонимы разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером.

Например:

Выдержка 1,-и,ж. Умение владеть собой, проявлять самообладание. Проявить большую выдержку.

Выдержка 2, -и, род. мн.-жек. Небольшой отрывок, цитата, выписка из текста. Выдержка из дневника писателя.

2.Заполните таблицу: укажите все признаки слов омонимов. Указаны все три признака (Н), указаны все признаки (П). В каком абзаце текста перечислены эти признаки?

 

Признаки слов омонимов

1 признак

 

2 признак

 

3 признак

 

4 признак

 

Эта работа в классе, если правильно организована, занимает минимум времени. Работу выполняют в паре, в группе (обучающая работа).

Как нужно выполнить это задание?

В этом тексте 4 смысловые части, потому что 4 абзаца.

Вопросы к смысловым частям текста.

1. Какие слова называются омонимами? (Что такое омонимы?)

2. Откуда происходит слово омоним?

3. Как разъясняются омонимы в толковых словарях?

4. Как оформляются словарные статьи омонимов?

Формулировки вопросов могут быть различные, если они правильно сформулированы, то всегда будет верный ответ.

Признаки слов-омонимов

 

Признаки слов омонимов

1 признак

слова одной и той же части речи

2 признак

от греческого слова homos, что в переводе означает одинаковый и onoma – имя

3 признак

одинаково пишутся и звучат, но различаются по значению

4 признак

разъясняются в разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером

2.2. Как читать тексты правил и определений изучающим чтением (алгоритм)

1. Определите по количеству абзацев, сколько в тексте смысловых частей.

2. Задаём вопросы к смысловым частям текста.

3. Записываем вопросы и получаем план текста.

4. Пересказываем текст в парах с опорой на план и ключевые слова (они, как правило, выделены в тексте).

5. Передаём содержание текста в другой форме: скетч (визуальные заметки), таблицы, схемы, опорный конспект, ЛСМ (логико-семантическая модель) и т.д.

Пример 1.

Читаем текст пунктуационного правила изучающим чтением.

Обращение - смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания. (Что такое обращение? Как на письме выделяется смысловой отрезок обращение?)

Обращение в начале, в середине и в конце предложения всегда выделяется запятыми.

(Когда(в каких случаях) обращение выделяется запятыми? Как выделяется обращение в начале, середине, в конце предложения?)

Если обращение стоит в начале предложения и произносится более эмоционально, то после него ставится восклицательный знак.(Какой знак ставится, если обращение стоит в начале предложения и произносится более эмоционально? Когда ( в каком случае) в предложении после обращения ставится восклицательный знак?)

План из схем.

  • Обращение – это…
  • [O,… ]. […,О,…]. […..,О].
  • [O!....].

Пример 2.

Читаем текст пунктуационного правила изучающим чтением.

Союзные сложные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.(На какие группы делятся союзные сложные предложения?)

Сложносочинённые состоят из равноправных предложений, между которыми можно поставить точку. Они соединены сочинительными союзами и интонацией. (Из каких простых предложений состоят сложносочинённые предложения? Почему они так называются? Чем соединяются простые предложения в составе сложносочинённого? )

Сложноподчинённые предложения состоят из неравноправных предложений. В них придаточные предложения зависят от главного предложения и поясняют его в целом, либо какой-нибудь член. (Из каких простых предложений состоят сложноподчинённые предложения? Почему не могут устанавливаться равноправные отношения между простыми предложениями в составе сложноподчинённого? (П Какова роль придаточных предложений? )

Простые предложения в составе сложноподчинённых соединены подчинительными союзами и интонацией. (Как соединены простые предложения в сложноподчинённом?)

В сложном предложении знаки препинания выполняют две различные функции: разделяют или выделяют простые предложения в составе сложного. Соответственно существуют разделительные и выделительные знаки препинания. (Какие функции выполняют знаки препинания в сложноподчинённом предложении? На какие две группы делятся знаки препинания в сложноподчинённом предложении?)

Одиночная запятая разделяет простые предложения в бессоюзном сложном предложении и союзном сложносочинённом предложении. Это разделительный знак препинания.(В каких сложных предложениях между простыми предложениями ставится одиночная запятая? Каким знаком препинания является одиночная запятая?)

Двойная запятая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчинённого, если придаточное предложение находится внутри главного. Это выделительный знак.(Как обособляется придаточное предложение, если оно находится внутри главного? Каким знаком препинания называются эти запятые? Почему?)

План из схем.

1. А)[1 ],[2 ]. Б) [1 ],(2 ). (1 ),[2 ].

2. [1 ], можно поставить точку, т.к. =[2 ].
(связь: и,а.но,да… + интонация)

3. [1 ], нельзя поставить точку, т.к.не =(2 ).
!!(1 придаточное) поясняет[2 главное].

4. [1…..], интонация + подчинительные союзы (2 ).

5. [1 ], знак разделения [2 ].

6. [1 , (2 знаки выделения) , ].

Ребёнок должен «присвоить» себе этот приём, чтобы успешно запоминать определения и правила, составлять план, строить скетчи (визуальные заметки).

3.Как научить читать и понимать научно-познавательные тексты

Научно-познавательные тексты предлагают учебники и разного вида учебные пособия. Важно выполнять данную работу хотя бы один раз в неделю по выбранному научно-познавательному тексту для развития умений смыслового чтения.

Диагностическая работа на основе Технологии продуктивного чтения

(Из сборника Е.В.Бунеевой, Н.А.Исаевой «Учимся читать и понимать тексты» Русский язык, 4класс.М.: «Баласс», 2017г.)

Прочитайте заглавие текста. Какие вопросы и предложения у вас возникли?

Прочитайте текст изучающим чтением: проведите диалог с автором, расставляйте по ходу чтения буквы В,О,П. после чтения выполните задания к тексту.

Уроки слов

Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чём-то говорить или думать, надо его как-то называть, именовать.

Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это кошка», «это куст», «это снег»… Такими словами –этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам частью самого мира. Очутившись в мире другого языка, а значит «невидимых этикеток», мы – в растерянности. Вот, допустим, вы приезжаете в Армению, и оказывается, что весь мир иной. Потому что вода - не вода, а джур, море – не море, а цов… Кав – это глина, арагил – аист, крунк – журавль. И вы вслушиваетесь в эти чужие слова, а заодно и в привычные свои.

Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения». Особенно интересны уроки таких слов, в которых нам уже что-то знакомо. Вот подорожник - ясно: он растёт вдоль по дороги. А подберёзовик – под берёзой растёт, а опёнок – у пня… Сразу видно родство этих слов с другими, у них есть «родители»: у подорожника – дорога, у подберёзовика – берёза… Лингвисты называют такие слова мотивированными – в них видны мотивы приклеивания этикетки.

Извлекаем отсюда два важных знания о слове.

Первое. У слов есть устройство. Одни устроены проще(куст), другие - сложнее (подорожник). Но чем сложнее устроено слово, тем легче его понять: видны мотивы, а они – подсказка.

Второе. Слова можно получать. Из одних – другие. И для этого в языке есть целый «склад запасных частей». Наука, ведающая законами получения слов, - словообразование. Огромный механизм словообразования внушает спокойствие: как бы быстро и решительно ни изменялся мир, для всего в нём найдётся, будет произведено слово. В этом язык неистощим.
(По Энциклопедическому словарю юного филолога)

Алгоритм работы с текстом

1.Проверяем умение оценивать языковые особенности текста.

2. Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (фактическая информация).

3.Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

4. Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

Работа с цитатами.

5.Проверяем умение соотносить информацию из разных частей текста.

Приведите 2 доказательства, что текст содержит научную информацию.

6.Проверяем умение делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Определите сколько смысловых частей содержит текст _________

Составьте план текста. Для этого задайте вопросы к каждой смысловой части текста, последовательно запишите эти вопросы.

7.Проверяем умение формулировать главную мысль текста (4 варианта ответа с одним самым точным).

Задание выполняется в два этапа:

1. Заполнить таблицу

Данное
Для чего написан текст? Сообщите о том, что…

Новое
Информация, которая ДАННОЕ только поясняет

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сформулировать главную мысль, опираясь на содержание первой колонки.

8. Проверяем умение применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

  1. ..
  2. … и т.д.

Эти шаги при работе с научно-познавательным текстом позволяют проверить уровень развития смыслового чтения.

Практика: разбор текста по алгоритму.

Задание 1. Проверяем умение оценивать языковые особенности текста

1. Значение слова «этикетка» в толковом словаре объясняется так: это наклейка или ярлычок на товаре, экспонате и т.п. с указанием названия, цены, изготовителя и т.п. Синонимы к слову «этикетка»: ярлык, бирка. Наклейка. В каком значении употребляется слово «этикетка» в тексте?

Выберите ответ и обведите нужную букву.

А) В прямом значении как в словаре.

Б) В переносном значении (слово – название предмета, явления)

2. В каком значении употребляется в тексте слово «мотивы»? Выберите правильный ответ о обведите нужную букву.

А) Причины какого-нибудь действия, явления.(книж.) По мотивам личного характера. Какими мотивами вы руководствовались?

Б)Доводы в пользу чего-нибудь.(книж.) Привести мотивы в пользу своего предложения.

В) Тема, сюжет произведения искусства. Осенние мотивы в картинах Левитана.

Г) Мелодия, напев.(разг.) Плясовой мотив Весёлый мотив.

Важно начинать работу с текстом с этого задания. Понимание текста завязано на понимании отдельных слов. Работу с текстом надо начинать именно с этого задания. Важно убедиться, что учеником правильно поняты все слова и только после этого рассматривать текст глубже.

2.Проверяем умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде (фактическая информация).

Найдите в тексте ответы на вопросы, запишите ответы.

  1. Для чего нужны слова?
  2. На что похожи слова – названия всего, что человек видит вокруг? Закончите предложение. Слова названия похожи на …
  3. В тексте приводятся примеры слов, устроенных проще и сложнее. Приведите несколько примеров из текста. Слова, которые устроены проще… Слова, которые устроены сложнее…
  4. Напишите, как называется наука, которая изучает законы получения слов.

3.Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию)

1. В тексте говорится, что у слов есть устройство. Что это значит? Как сказать по-другому?

2. Почему чем сложнее устройство слова, тем легче его понять? Объясните и покажите на примере любых двух слов из текста.

3. В тексте говорится про «склад запасных частей». Как называются эти «запасные части»?

4. Проверяем умение устанавливать простые связи, непоказанные в тексте напрямую (находить подтекстовую информацию).

Работа с цитатами

Язык здесь – учитель, а каждое слово – небольшой урок «всеговедения».

Объясните, как вы понимаете это предложение.

5.Проверяем умение соотносить информацию из разных частей текста.

Приведите два доказательства того, что этот текст содержит научную информацию.

6.Проверяем умение делить текст на смысловые части и составлять простой план.

Определите сколько смысловых частей содержит текст _________

Составьте план текста. Для этого задайте вопросы к каждой смысловой части текста, последовательно запишите эти вопросы.

Ответ.

1.Для чего нужны слова?

2. Почему самые простые слова похожи на этикетки? Одинаковы ли названия предметов в разных странах?

3. Почему особенно интересны слова, в которых нам что-то уже известно?

4. Какое первое важное знание о слове можно извлечь из текста?

5. каково второе важное значение о слове?

7. Проверяем умение формулировать главную мысль текста (4варианта ответа с одним самым точным).

Задание выполняется в два этапа:

1. Заполнить таблицу

Данное
Для чего написан текст? Сообщите о том, что…

Новое
Информация, которая ДАННОЕ только поясняет

Слова нужны для того, чтобы называть всё вокруг, в том числе человека.

Автор сравнивание слово - название с этикеткой, приводит примеры слов из разных языков (русский и армянский. «этикетки» разные).

Слова устроены по-разному: есть более простые и более сложные.

Примеры таких слов.

Слова образуются друг от друга по определённым законам. Эти законы изучает особая наука – словообразование.

 

Наиболее интересны слова, которые могут рассказать о том. Как возникли те или иные названия. Это и есть уроки слов.

Примеры таких слов: подорожник, подберёзовик, опёнок.

2.Сформулировать главную мысль, опираясь на содержание первой колонки.

Главная мысль текста (общий смысл): слова языка помогают познавать мир, потому что называют всё в нём. Устройство слов (состав слов) изучает специальная наука - словообразование. Она позволяет открыть много интересного. Узнать о том, откуда произошли названия предметов.

8. Проверяем умение применять информацию из текста при решении учебно-практических задач

1. Разберите по составу слова: подорожник, подберёзовик.

2. Прочитайте слова, где состав слова подсказывает, почему предмет получил такое название. («видны мотивы приклеивания этикетки»)? Подчеркните эти слова.

Путь, подстаканник, сладкоежка, луг, море, рассказчик, «всеговедение».

3.Составьте словообразовательные цепочки: покажите от чего и с помощью чего образовались слова.

Наушники
Подстаканник

4.Как последовательно развивать читательские умения детей на уроках русского языка и готовиться к итоговой диагностике

Задание. Учимся находить в тексте признаки понятий, отделять основную информацию от второстепенной.

1.(Н) Прочитайте определение понятия «орфограмма». В нём выделены и пронумерованы фрагменты. Впишите в ячейки таблицы цифры, обозначающие нужные фрагменты.

Орфограмма – это(1) правильное написание (буква, пробел, дефис), (2)которое нужно выбрать из нескольких возможных вариантов, (3) Морской (о или а) сад(д или т), устный (с т или без т), (под) горой(под слитно или раздельно). Если нет выбора, нет и орфограммы. Слон, дом, пел.

(5)Чтобы выбрать правильное написание, нужно применить орфографическое правило. (6)Орфограммы можно найти по особым приметам в слове – опознавательным признакам. (7) Например, орфограмму-букву безударного гласного можно найти по безударному положению гласного звука в слове (морской ), орфограмму –букву согласного на конце слова (сад) или при скоплении согласных звуков (устный).

Признаки орфограммы

Примеры, которые их поясняют

Более общее родовое понятие
Правильное написание

Буква, пробел, дефис

Признак 1
Написание надо выбрать из нескольких вариантов

 

Признак 2
Чтобы выбрать написание, надо применить орфографическое правило

 

Признак 3
Орфограммы можно найти по опознавательным признакам

 

2.(П)Запишите номера фрагментов текста, которые содержат основную информацию 1,2.4,5,6, второстепенную информацию 1,3,7.

3.(М)Используя содержание текста, сформулируйте самостоятельно. Что такое опознавательные признаки орфограммы. (Это особые приметы в слове, по которым можно найти орфограммы.)

Выводы и рекомендации:

1. Умения смыслового чтения не развиваются в полной мере в начальной школе ,этот процесс необходимо продолжать в основной школе. На уроке русского языка нужно и важно найти время для систематического развития этих умений.

2. Материал учебника русский язык позволяет систематически развивать и отрабатывать умения смыслового чтения (правила, определения, научно-познавательные статьи о русском языке), но к ним нужны обучающие задания, которые в учебнике есть лишь частично.

3. Умения смыслового чтения последовательно развиваются, если использовать приёмы разных видов чтения и технологию продуктивного чтения.

4. В 5-7 классах при чтении текстов правил и определений важно применять алгоритм изучающего чтения, при работе с научно-познавательными текстами конструировать задания.

1. Аванесов В.С./Теория и методика педагогических измерений.http://testolog.narod.ru/Theory12.html

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа “Школа 2100”, Педагогика здравого смысла/ Сборник материалов/Под научной ред. А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

3. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. «Учимся читать и понимать тексты». Русский язык 3-4 класс.- М,: «Баласс», 2017.

4. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.

5. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.

6. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей. - Тлн.: Арго, 2010.

7. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности»/ Сборник тезисов и докладов/ Cанкт-Петербург, 2011г.

8. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных технологий учащихся, «Учебная литература», 2007г.

9. Материалы сайта «Развитие навыков функционального чтения» https://sites.google.com/site/kursusfunctreading/