Технология разработки и реализации личностных профессиональных планов у обучающихся 9–11-х классов МБОУ СОШ «Аннинский Лицей»

Разделы: Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба

Классы: 9, 10, 11


В современном обществе происходят серьезные изменения в профессиональном мире: появляются новые тенденции в профессиональной сфере, значительно расширяются и увеличиваются профессиональные компетенции специалистов, повышается уровень конкуретноспособности. А готовы ли наши старшеклассники к таким серьезным изменениям на рынке труда? К сожалению, нет.

Поэтому в настоящее время остро встает проблема активизации профориентационной работы в образовательных учреждениях.

Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, счастье, благополучие.

Без серьезного отношения к своему профессиональному будущему не может быть и ответственного отношения к настоящему. Без глубокого продумывания будущего - ближайшего и отдаленного человек не может рассчитывать на успех в жизни.

Одним из эффективных методов планирования профессионального будущего является разработка реального перспективного профессионального плана.

Технология разработки и реализации личностных профессиональных планов у старшеклассников реализуется в нашем лицее через комплексную профориентационную работу, которая включает в себя обязательное проведение образовательных психолого-педагогических программ, диагностических практикумов, сотрудничество с вузами, техникумами, колледжами; участие во Всероссийских и региональных профориентационных проектах.

Эта работа способствует, прежде всего, формированию осознанного выбора будущей профессиональной сферы или специальности, осознанию личностных качеств, склонностей, способностей, формированию жизненно важных компетенций: навыки целеполагания, планирования, навыки прогнозирования, навыки самодиагностики, навыки самоконтроля и рефлексии; а также способствует снижению личностной тревожности и стрессовой ситуации при профессиональном самоопределении.

Цель данной технологии: научить старшеклассников разрабатывать и корректировать индивидуальные профессиональные планы в соответствии со своими индивидуальными ценностно-мотивационными установками, потребностями, склонностями, способностями, особенностями здоровья.

Задачи:

  • сформировать у обучающихся основную понятийную теоретическую базу, необходимую для профессионального самоопределения;
  • познакомить с разными методами разработки личных профессиональных планов;
  • разработать личные профессиональные планы;
  • корректировать личные профессиональные планы по мере необходимости;
  • сформировать навыки работы с диагностическим инструментарием.

В реализации данной технологии принимают участие педагог-психолог, социальный педагог, тьютор.

Участники

Мероприятия

Проведение учебных курсов профориентационной направленности

Участие в профориентационных проектах

Проведение диагностических практикумов

Участие в проведении Дней открытых дверей

Педагог-психолог
(ВКК, стаж 23 года)

Учебный курс
«Я учусь выбирать»
11 кл. (17 ч., 1 полугодие)

Участие во Всероссийском проекте «Проектория»

Проведение диагностических практикумов по программе
«Я учусь выбирать»
10,11 кл.

Аннинский аграрно-промышленный техникум
ВГАСУ
ВГУИТ
ВГУ

Учебный курс
«Я учусь выбирать»
10 кл. (17 ч., 2 полугодие)

Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее»
10 кл.

Учебный курс
«Технология профессиональной успешности»
11 кл. (34 ч., в течение года)

Участие в профориентационных мероприятиях
Онлайн-школы «Фоксфорд»

Диагностика личностных УУД (8-11 кл.)
Работа с Портфолио обучающихся

Социальный педагог
(ВКК, 19 лет)

Учебный курс
«Я учусь выбирать»
8 кл. (17 ч., 2 полугодие)

Участие во Всероссийском проекте «Проектория»

Проведение диагностических практикумов по программе
«Я учусь выбирать»
8,9 кл.

Аннинский аграрно-промышленный техникум
ВГАСУ
ВГУИТ
ВГУ

Учебный курс
«Я учусь выбирать»
9 кл. (17 ч., 2 полугодие)

Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее»
8 кл.

Тьютор
(стаж 1 год)

Проведение курсов внеурочной деятельности
(5-7 кл. в течение года)

Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее»
6-7 кл.

Диагностика личностных УУД (5-7 кл.)
Работа с Портфолио обучающихся

На данный момент ведется методическая работа по включению в реализацию данной технологии классных руководителей, учителей-предметников, родителей обучающихся. Пока их деятельность носит лишь опосредованный ознакомительный характер.

В нашей школе накоплен значительный опыт профориентационной работы. В течение многих лет в параллели 9-х классов преподавался курс «Мир профессий и твое место в нем», в 11 классах - курс «Технология профессиональной успешности», курс «Технологии и бизнес» С 2017 года мы начали апробировать программу курса «Я учусь выбирать».

Программа «Я учусь выбирать» - развивающая психолого-педагогическая программа, которая представляет собой систему комплексного сопровождения обучающихся 8 –11-х классов на этапе предпрофильной подготовки, профильного обучения и профессионального самоопределения.

Реализация программы «Я учусь выбирать» позволяет создать условия, способствующие развитию у обучающихся способности к самостоятельному поиску решений социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности.

Содержание программы разработано на основе методических материалов ведущих отечественных психологов: Пряжникова Н.С., Вачкова И.В., Резапкиной Г.В. с учетом требований образовательных стандартов ООО и СОО.

Теоретическая и практическая наполненность программы способствует разработке и реализации индивидуальных личностных профессиональных планов у обучающихся (ЛПП).

Профессиональный план - это обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста [1].

Наряду с понятием профессиональный план в научной литературе используется понятие профессиональная перспектива. Эти понятия равнозначны.

Профессиональный план можно назвать программой профессионального самовоспитания. Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием. Без самопознания нельзя правильно наметить программу самовоспитания и саморазвития, трудно выбрать работу по душе.

В научной литературе наибольшее распространение получили 2 схемы составления ЛПП, а также их модификации. Это схема, разработанная Е.А.Климовым (Приложение 1) и схема-опросник Н.С.Пряжникова (Приложение 2).

У каждой схемы есть свои плюсы и минусы. На наш взгляд, наиболее приемлемой и эффективной в плане профессионального самоопределения является схема ЛПП Климова Е.А. Но у этой схемы отсутствует критериальная система оценки.

Главная профессиональная цель

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться.

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы мастерства, профессионального роста.

Пути и средства достижения цели

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение.

Внешние сопротивления на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей.

Внутренние условия достижения цели

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонность к практической и теоретической работе, другие личные качества необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию.

Запасные варианты и пути их достижения

Например: «Не пройду по конкурсу в институт - попробую поступить на ту же специальность в техникум» и т.д.

В личном профессиональном плане старшеклассников мы выделили 7 структурных компонентов: выбор профессии, главная профессиональная цель, ближайшие задачи и более отдаленные перспективы, пути и средства достижения цели, внешние сопротивления на пути достижения цели, внутренние условия достижения цели (личностные качества, склонности, способности), запасные варианты и пути их достижения (Приложение 3).

Этапы разработки личного профессионального плана

Класс

Этапы работы

9 класс

Знакомство с технологией ЛПП, подготовка необходимой информации

Разработка, оформление ЛПП, публичная презентация

10 класс

Анализ ЛПП за 9 кл., внесение изменений, дополнений

Оформление ЛПП, фиксация изменений, дополнений

11 класс

Анализ ЛПП за 10 кл., внесение изменений, дополнений

Оформление ЛПП, фиксация изменений, публичная презентация

Коррекция ЛПП способствует тому, что он становится более конкретным реальным.

Профессиональный план имеет три уровня сформированности (низкий, средний, высокий), каждому из которых соответствует определенная степень развития всех его структурных компонентов.

На основе изучения многочисленных источников информации по данной проблематике и полученного практического опыта работы, были выделены следующие критерии высокого уровня сформированности ЛПП:

1. Наличие выбора профессии, наличие высокого уровня информированности о будущей профессии, об учебных заведениях, в которых обучают данной специальности, профессии.

2. Постановка четких конкретных профессиональных целей и задач.

3. Профессиональные планы взаимосвязаны с жизненными планами.

4. Представлена подробная поэтапная технология достижения профессиональных целей.

5. Деятельностно-активная позиция обучающегося в овладении содержанием профессии. (Участие в профессиональных пробах, производственных практиках; участие и высокий уровень результативности в конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях; посещение кружков, секций, научных обществ и т.д.)

6. Осознание своих внутренних возможностей, личностных ресурсов (личностных качеств, интересов, склонностей, способностей). Наличие волевых установок на преодоление трудностей.

7. Наличие осознанной системы резервных вариантов профессионального выбора.

Для формирования каждого структурного компонента ЛПП необходимо разработать и подобрать комплекс эффективных методов, способов и приемов.

I. Выбор профессии

Данный структурный компонент ЛПП позволяет выявить уровень сформированности профессиональной направленности, профессиональной готовности у обучающихся. Высокий показатель по данному компоненту предполагает наличие выбора профессии или нескольких профессий с указанием конкретных учебных заведений.

Способы формирования профессиональной информированности и профессиональной готовности:

  • Знакомство и работа с Атласом новых профессий
  • Просмотр и обсуждение Открытых уроков на портале Проектория
  • Знакомство с профессиограммами профессий, составление профессиограмм
  • Работа с сайтами вузов. Изучение на сайтах вузов перечня профессий и специальностей
  • Посещение Дней открытых дверей в вузах техникумах
  • Участие во Всероссийском проекте «Билет в будущее» (2019 г.)
  • Посещение региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» Воронежской области»
  • Организация и проведение профориентационных экскурсий
  • Выполнение творческих работ (Например, коллаж «Профессия моей мечты» (Приложение 4), творческая работа «Один день из жизни профессионала»)

Диагностика профессиональной готовности

С этой целью можно воспользоваться бесплатной помощью квалифицированных специалистов.

  • Всероссийская профдиагностика «За собой»
  • Портал «Проектория»
  • Всероссийский проект «Билет в будущее»
  • Онлайн-школа «Фоксфорд»

По итогам проведенной диагностики все обучающиеся в своих личных кабинетах получают рекомендации по профессиональному самоопределению.

II. Главная профессиональная цель

Данный структурный компонент ЛПП позволяет выявить уровень сформированности мотивационных и ценностных ориентаций в будущей профессиональной деятельности.

Сформированность этого критерия проявляется в наличии устойчивых жизненных ориентаций и мотивов, четких представлениях о будущей профессиональной деятельности, в стремлении расширить знания и умения, потребности в активной деятельности по овладению ею.

Способствуют формированию данного показателя следующие мероприятия: просмотр и обсуждение художественных фильмов, например «1+1», «Держи ритм», «Гол», «За имя МОЕ»; позитивных роликов, например, «Быть»; выполнение творческих работ «Коллективный жизненный сценарий», а также проведение диагностических методик по данной проблематике.

III. Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы

Данный структурный компонент ЛПП выявляет уровень сформированности навыков планирования и прогнозирования.
Какие трудности мы можем наблюдать у обучающихся: отсутствие конкретики, нарушение последовательности этапов, отсутствие отдаленных перспектив.

Высокий уровень сформированности данного показателя предполагает подробную поэтапную технологию достижения профессиональных целей через постановку реально достижимых задач.

IV. Пути и средства достижения цели

Данный структурный компонент ЛПП выявляет уровень сформированности навыков планирования и прогнозирования. Обучающийся должен четко понимать, что ему необходимо сделать для достижения желаемого результата, выбрать эффективные средства.

V. Внешние сопротивления на пути достижения цели

Данный структурный компонент ЛПП выявляет уровень сформированности навыков планирования и прогнозирования.

Затруднения: путают понятия внешние и внутренние условия. Высокий уровень: адекватная оценка внешних трудностей, наличие волевых установок на преодоление трудностей.

Способы формирования навыков планирования и прогнозирования:

  • Творческая работа «Мой день рождения»
  • Творческая работа «Моя программа выживания в незнакомом городе»
  • Творческая работа «Мое профессиональное будущее» (Приложение 5)
  • Тест по изучению временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI), в адаптации А. Сырцовой
  • Методика «Шкала оценки протяженности субъективной картины будущего «Alvos (цели)»
  • Методика «Колесо жизни»

VI. Внутренние условия достижения цели

Данный структурный компонент ЛПП позволяет определить уровень сформированности навыков самоанализа и рефлексии.

Личностные качества

Каждая профессия предъявляет определенные личностные требования к человеку. В профессиограммах указаны личностные качества необходимые для той или иной профессиональной деятельности. Личностные качества должны соответствовать профессиональной направленности. Самооценка своих личностных качеств должна быть адекватной.

Способы формирования навыков самоанализа и рефлексии:

  • Проективная методика «Мое дерево-характер»
  • Проективная методика «Мой портрет в лучах солнца»
  • Профессиограмма (перечень необходимых личностных качеств для профессиональной деятельности)
  • Составление резюме
  • Компьютерная диагностика личностных УУД (5-9 классы)
  • Методика «Семь качеств личности»

Интересы, склонности, способности.

Этот показатель вызывает наибольшие затруднения у обучающихся.

Необходимо указать те интересы, склонности и способности, которые непосредственно влияют на выбор профессиональной деятельности. Здесь можно указать результаты диагностических методик, например «Карта интересов».

Способы формирования навыков самоанализа и рефлексии:

  • Методика «Карта интересов» (вариант-90)
  • Методика КОС
  • Индивидуальное сообщение, презентация «Мои интересы, увлечения»
  • Портфолио (конкурсы, олимпиады, конференции и т.д.)
  • Индивидуальный итоговый проект

VII. Запасные варианты и пути их достижения

У обучающихся должна быть сформирована осознанная система резервных вариантов профессионального выбора. Желательно, чтобы запасной вариант соотносился с желаемым профессиональным выбором.

Результативность работы

Первая попытка апробации данной технологии в нашей школе была предпринята в 2012 году. В апробации данной технологии в течение трех лет принимал участие один класс. Результаты данной апробации были представлены в исследовательской работе «Выявление уровня сформированности личных профессиональных планов у старшеклассников» (Аралова Е. 11 «В» кл., 2014 г.) Данная работа была представлена на региональном и всероссийском уровнях: научно-практическая конференция ВГУ (диплом 1 степени, 2014 г.), Всероссийский конкурс исследовательских проектов, выполненных школьниками и студентами при научном консультировании ученых международной ассоциации строительных вузов (АСВ), (диплом 2 степени, 2015 г.)

Данная технология дает положительные результаты только при систематически организованной деятельности.

Гибкие профессиональные планы с различными вариантами решения жизненных проблем являются хорошей возможностью избежать стрессов от неудач и формируют целый комплекс жизненно важных умений и навыков:

  • навыки целеполагания, планирования, прогнозирования
  • навыки самодиагностики
  • навыки самоанализа и рефлексии
  • навыки самоконтроля и коррекции

ЛПП способствует выявлению индивидуальных проблемных зон в профессиональном планировании старшеклассников, позволяет внести своевременную коррекцию.

На протяжении длительного периода наблюдается положительная динамика в формировании ЛПП, к концу 11-го класса увеличивается количество старшеклассников с высоким уровнем сформированности ЛПП.

В качестве доказательства вышеизложенного рассмотрим одну параллель обучающихся на протяжении трех лет: 2016-2017 учебный год, 2017-2018 учебный год, 2018-2019 учебный год

Сформированность ЛПП

9 «А» класс
(25 человек)
Октябрь
2016-2017
учебный год

9 «А» класс
(25 человек)
Май
2016-2017
учебный год

Поступление в техникумы, колледжи
после 9-го класса

Высокий уровень

5 человек

8 человек

4 человека

Средний уровень

8 человек

11 человек

2 человека

Низкий уровень

12 человек

6 человек

-

 

Сформированность ЛПП

9 «Б» класс
(20 человек)
0ктябрь
2016-2017
учебный год

9 «Б» класс
(20 человек)
Май
2016-2017
учебный год

Поступление в техникумы, колледжи
после 9-го класса

Высокий уровень

2 человека

5 человек

2 человека

Средний уровень

8 человек

9 человек

2 человека

Низкий уровень

10 человек

6 человек

3 человека (принцип поступления из-за низкой успеваемости «лишь бы куда-нибудь поступить»)

Диаграмма 2. Сравнительные результаты сформированности ЛПП в 10-х и 11-х классах.

Из представленных результатов диаграммы видно, что у преобладающего большинства девятиклассников ЛПП сформирован частично. У большого количества обучающихся ЛПП представлен на низком уровне, программа профессионального планирования на начальном этапе формирования.

Но сравнительный анализ на начало учебного года и по окончанию свидетельствует о положительной динамике в разработке ЛПП, мы видим, что значительно сократился процент обучающихся с низким уровнем сформированности ЛПП.

При проведении сравнительного анализа сформированности ЛПП у обучающихся 9-х и 10-х классов возникают определенные трудности из-за того, что наша школа является единственной средней школой в поселке и в наше учебное заведение в 10 классы приходит большое количество обучающихся из других школ.

Сформированность ЛПП
2017-2018 учебный год

10 «А» класс
(29 человек)

10 «Б» класс
(25 человек)

10 «В» класс
(19 человек)

10 «Г» класс
(21 человек)

Сводные результаты

Высокий уровень

11 человек

3 человека

7 человек

10 человек

31 человек

Средний уровень

12 человек

12 человек

8 человек

8 человек

40 человек

Низкий уровень

6 человек

10 человек

4 человека

3 человека

23 человека

 

Сформированность ЛПП
2018-2019
учебный год

11 «А» класс
(29 человек)

11 «Б» класс
(25 человек)

11 «В» класс
(18 человек)

11 «Г» класс
(21 человек)

Сводные результаты

Высокий уровень

20 человек

12 человек

14 человек

15 человек

61 человек

Средний уровень

7 человек

8 человек

2 человека

5 человек

22 человека

Низкий уровень

2 человека

5 человек

2 человека

1 человек

10 человек

Диаграмма 2. Сравнительные результаты сформированности ЛПП в 10-х и 11-х классах.

Из представленной диаграммы видно, что у большинства обучающихся данного выпуска преобладает высокий уровень сформированности ЛПП, наблюдается положительная динамика в формировании ЛПП.

Примечание: Обучающиеся данной параллели приняли участие в апробации программы «Я учусь выбирать» для 10-11 классов. Системная профориентационная работа способствовала значительному улучшению качества разработанных ЛПП у старшеклассников.

Особенностью нашего образовательного учреждения является тот факт, что мы можем отследить дальнейшую профессиональную деятельность наших выпускников, так как мы живем в поселке городского типа, и имеем возможность общения с нашими выпускниками и их родственниками.

Как показывает опыт работы, у преобладающего большинства старшеклассников ЛПП реализуются практически полностью.

Список литературы

[1]. Хатунцева Л.И. Профессиональное самоопределение (предпрофильная подготовка): Учеб.-метод. пособие. - Воронеж: ВОИПКРО.2004. - 160с.