Организация группового взаимодействия при обучении математике

Разделы: Математика


В Концепции модернизации Российского образования приоритетом обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации. Не секрет, что педагоги на своих уроках хотят работать с активными, готовыми обучаться школьниками. Самые благоприятные условия, на мой взгляд, для включения каждого ребёнка в активную работу на уроке создают групповые формы работы. На протяжении многих лет в своей работе использую групповую форму обучения, и хочу поделиться с особенностями этой формы работы. Организация группового взаимодействия требует серьёзной подготовки со стороны учителя. Такую работу можно предложить на целый урок, или провести на каком-либо этапе урока.

Основными принципами групповой работы можно считать:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач (делит учитель или учащиеся сами распределяются по группам, это зависит от поставленной учебной задачи);
  • сменный состав групп;
  • группа получает задание или выбирает самостоятельно из заданий, предложенных учителем;
  • задания выполняются сообща под руководством старшего групп, учитель-консультант
  • учитывается и оценивается вклад каждого члена группы.

Групповая форма обучения способствует повышению познавательной и учебной мотивации учеников, снижается уровень тревожности.

В то же время можно отметить сложности организации групповой работы.

На уроке необходимо так организовать совместную деятельность учащихся в группе, чтобы она вынуждала работать всех. Так при объединении в группы по принципу "сильный - слабый" более слабый ученик зачастую не решается высказать своё мнение. Трудности, как оценить работу группы: насколько активны все ученики или каждый учащийся получает свой "участок работы". Нельзя объединять в группу детей, которые негативно относятся друг к другу.

Для того чтобы активизировать всех учащихся в группе можно сначала предложить решить задачу самостоятельно, а затем обсудить в группе каждое индивидуальное решение и в конце выработать одно решение от группы.

Для применения групповой формы работы на уроке, прежде всего, необходим определённый уровень интеллектуального развития. Старшеклассники работают в группе с большой готовностью. Однако в средних классах имеет смысл вводить групповые формы работы и формировать навык коллективного решения проблемных ситуаций и задач. Я начинаю практиковать групповое взаимодействие на уроках уже с пятиклассниками.

Начинать групповую работу лучше с опорой на знания, которые есть у учащихся. Необходимо обозначить правила работы в группе и определить систему оценок. Учитель, как консультант может отслеживать и оценивать то, как ученики помогают друг другу, вместе решают проблему.

Виды заданий, которые можно предложить для групповой работы:

  • практические задачи, не имеющие однозначных решений;
  • задачи, имеющие несколько решений;
  • задачи с лишними данными;
  • работа с различными источниками информации;
  • проверка домашних заданий;
  • задания на систематизацию знаний.

Так, на уроке алгебры при изучении темы «Линейная функция и ее график» при обобщении знаний семиклассникам были предложены задания, которые учащиеся выбирали самостоятельно, после чего по выбранным заданиям они объединились в группы, обсудили решение, и выступили. Оценки дети предложили поставить только самым активным участникам обсуждения решения задачи.

В практике своей работы по организации группового взаимодействия чаще всего использую кейс - метод. Считаю, что он лучше всего подходит для уроков, проводимых в 5-9 классах, нравится детям и дает отличные результаты. Применение кейс-метода при организации групповой работы направленно на формирование универсальных учебных действий учащихся в рамках реализации обновленных ФГОС: умения слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, оказывать поддержку друг другу.

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций следует отнести к методам активного проблемного обучения. Непосредственная цель метода - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию и вырабатывает практическое решение задачи из жизни, которая не имеют однозначных решений. В результате организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего в контексте поставленной проблемы.

Применяемая технология: «Перспектива» для организации занятия на основе кейс-метода, позволяет продумать совместно с учащимися систему оценивания решений.

Каждая из групп, поочередно работала в определенной ролевой позиции:

  • Новаторы - предлагали решение задачи остальным членам рабочей группы;
  • Пессимисты- выделяли все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи;
  • Оптимисты - выделяли все положительные, позитивные моменты презентуемой идеи;
  • Эксперты - обобщали и анализировали полученную информацию, оценивали работу каждой творческой группы по 10-бальной шкале, обосновывали свое мнение.

При изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе учащихся можно заинтересовать работой в конструкторском бюро и связать знания по теме урока с профессией архитектора. Можно предложить детям посмотреть вокруг и ответить, где мы встречались с объектами, имеющими форму параболы? Стоит отметить, что парабола является узнаваемым элементом архитектуры настоящего и прошлого. Симметричность графика квадратичной функции относительно оси ординат позволяет достигать равномерного распределения нагрузки, что способствует устойчивости и прочности сооружений, в основе которых лежит парабола.

Задания для групп, которые являются отделами Бюро по проектированию:

  1. Мостов и арок под мостами
  2. Фонтанов
  3. Подвесных мостов
  4. Арок в зданиях и сооружениях

Для групп учащихся подготовлен кейс, содержащий иллюстрированный материал с архитектурными сооружениями, даны формулы для построения графиков функций. Необходимо отобрать тот материал, который соответствует их отделу бюро.

Выступление оценивается по критериям:

  1. Выбор графиков соответствующих виду сооружений
  2. Построение графика с определением вершины параболы, нулей функции, наибольшего или наименьшего значения функции, а также промежутков возрастания.
  3. Выбор объектов, заявленных в проекте
  4. Грамотное представление проекта, речь. Работа в команде.

Своей педагогической деятельностью я стараюсь научить учащихся самостоятельности, умению планировать свою деятельность. Учу сотрудничеству: я рядом с вами, и мы вместе решаем проблемы. Это может происходить в процессе активной деятельности самого ученика, что достигается с помощью применения активных форм организации современного урока, одной из которых является групповое взаимодействие.

Презентация

Литература

  1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации.
  2. М.М.Поташник. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008 г.
  3. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985 №2.
  4. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  5. Прищепа Т.А., лекция 11-12. Кейс-метод, кейс-технология. // Т.А.Прищепа/Открытый класс: Сетевые образовательные сообщества 2008-2010. Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/284481