Подготовка учащихся к выпускному сочинению на лингвистическую тему (9.1) по цитате Николая Федоровича Бунакова: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира»

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, Подготовка к выпускному сочинению


1. Цели и задачи урока. Планируемые результаты

Цели урока:

познавательные:

  • обучение сочинению на лингвистическую тему по предложенному тексту;
  • формировать умение понимать прочитанный текст;
  • развивать навыки лингвистического анализа и речевую культуру учеников;

развивающие:

  • развивать логическое мышление;
  • развивать речь учащихся;
  • стимулировать познавательную деятельность учащихся;

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к лингвистическому наследию;
  • способствовать формированию нравственных качеств (искренности и уважения к лингвистам);
  • воспитывать интерес к предмету.

Задачи урока:

  • Научить формулировать тезис, находить аргументы, делать вывод по теме сочинения;
  • Прививать любовь и уважение к родному языку, к русским писателям.

Оборудование: компьютер, медиа-проектор, раздаточный материал.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • Осознание себя носителем родного языка.
  • Формирование самооценки школьника на основе успешности.

Познавательные результаты:

Умение:

  • сравнивать различные объекты, выявляя сходство и различие,
  • обобщать полученную информацию,
  • прогнозировать учебную ситуацию,
  • выполнять учебные задания, соблюдая последовательность действий (алгоритм).

Регулятивные результаты:

Умение:

  • выполнять задания различного вида в соответствии с поставленной целью,
  • формулировать вопрос по учебному материалу, выявлять затруднения и их причины,
  • осуществлять самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные результаты:

Умение:

  • участвовать в учебном диалоге, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками,
  • аргументировать свою позицию и высказывать её в ходе учебного диалога,
  • формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный и читательский опыт, а также на информацию, полученную на уроке.

Предметные результаты:

  • формирование навыка создавать сочинение-рассуждение,
  • формирование умения аргументировать и высказывать своё мнение с достаточной полнотой и точностью.

2. Методика проведения урока подготовки к выпускному сочинению на лингвистическую тему (9.1)

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учитель приветствует школьников, проверяет их готовность к уроку, рассказывает о виде творческой работы и особенностях ее выполнения.

2. Актуализация знаний.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (9.1). Термин лингвистика происходит от латинского слова «lingua», что означает «язык». Следовательно, лингвистика – это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке.

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. Мы будем учиться формулировать тезис, находить аргументы, делать вывод по теме сочинения. Прочитайте высказывание Н.Ф.Бунакова. Как вы его понимаете?

Ученик: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

Современный лингвист говорит о том, что язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мыслей, чувств, переживаний.

Учитель. Эта фраза станет тезисом в нашем сочинении.

При создании своего текстанеобходимознать, что такое грамматика.

Ученик 1: Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию и синтаксис. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим.

Ученик 2: Грамматика (от греч. grammatike – «письменное искусство») - область языкознания, изучающая грамматический строй языка. Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами - морфологией и синтаксисом. Благодаря грамматике мысль обретает форму, тело, оболочку. Без знания правил грамматики невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст.

Учитель. Для того чтобы построить высказывание, выражающее некоторую мысль, недостаточно выбрать соответствующие слова и произнести их одно за другим. Выбранные слова, а точнее, слова, подбираемые говорящим по мере разворачивания речи, должны быть соединены друг с другом в определённом порядке и оформлены в виде единого комплекса, целенаправленно включённого в ситуацию общения. Совокупность закономерностей построения таких комплексов из отдельных слов посредством их категориального изменения и упорядоченного сочетания друг с другом и составляет грамматический строй языка, изучаемый наукой грамматикой.

- Что такое грамматические явления?

Интерактивная доска. Лист 1

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГРАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС

Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.

Интерактивная доска. Лист 2

Части речи:

а) самостоятельные:

  • имя существительное
  • имя прилагательное
  • имя числительное
  • глагол (причастие, деепричастие)
  • местоимение
  • наречие

б) служебные:

  • предлог
  • союз
  • частица

в) междометия (ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Интерактивная доска. Лист 3

Синтаксические понятия:

- способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)
- повествовательные, побудительные, вопросительные предложения
- восклицательные и невосклицательные предложения
- простые предложения
- двусоставные и односоставные предложения
- типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)
- неполные предложения
- распространённые и нераспространённые предложения
- обращения
- однородные члены
- обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения)
- уточняющие и поясняющие члены
- вставные конструкции

Ввводные слова и предложения:
- прямая речь
- косвенная речь
- диалог:
- сложносочинённые предложения
- сложноподчинённые предложения
- бессоюзные предложения

Интерактивная доска. Лист 4

Средства выразительности:

- риторические восклицания
- риторический вопрос
- риторическое обращение
- параллелизм
- анафора
- эпифора
- инверсия
- эллипсис
- умолчание
- смещение синтаксических конструкций
- присоединительные конструкции, парцелляция:
- многосоюзие
- бессоюзие
- градация

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Мы учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Вспомните, какой тип речи называется рассуждением?

Ученик: Тип речи, предполагающий словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Учитель. Из каких частей состоит текст-рассуждение? Какие необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи?

Ученик: рассуждение состоит из следующих частей:

1. Вступление
2. Доказательства
3. Заключение – вывод

Интерактивная доска. Лист 5

1. Вступление - тезис
2. Основная часть – аргументы + примеры
3. Заключение - вывод

Учитель. Что такое тезис?

Ученик: Положение, которое надо доказать.

Учитель. Какой тезис мы возьмем за основу?

Ученик: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».

Учитель. Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.

В основной части вы должны: объяснить, как вы понимаете слова лингвиста, привести минимум по одному примеру, иллюстрирующему грамматические явления языка.

Аргументы мы будем искать во фрагменте рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

- Прочитайте фрагмент текста выразительно.

Вопросы по анализу текста.

  1. О чём этот текст?
  2. В чём состоит его главная идея?
  3. Каков тип речи отрывка?
  4. Какую роль играет название рассказа?
  5. Почему действия Харлампия Диогеновича кажутся герою «приготовлением палача»?
  6. Как чувствует себя герой у доски?
  7. Свершилось ли то, чего он боялся?
  8. Как повлиял этот случай на героя?
  9. Почему герой благодарен учителю?
  10. Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?

Учитель. Мы постарались понять смысл текста. Теперь наша задача подобрать аргументы.

Интерактивная доскаю Лист 6

Аргументы – это примеры доказательства из текста. Они должны быть убедительными, иллюстрировать грамматические явления предложенного текста. (Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование).

Работа по созданию аргументов.

Учитель. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:

Интерактивная доска. Лист 6.1

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

  • Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление можно на примере …. предложения текста.
  • Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
  • В подтверждение собственных выводов приведу пример, демонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
  • Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … .

- Как приводить примеры, иллюстрирующие грамматические явления?

Интерактивная доска. Лист 7

Образец 1

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово "пожалуйста" употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон.

Интерактивная доска. Лист 8

Образец 2

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Так, разговор подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26, 31, 32. Из-за этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то даже угрожающая.

Интерактивная доска. Лист 9

Образец 3

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Однако в предложении существительное `бабуля` ещё является обращением. Писатель употребил его в форме именительного падежа и выделил запятой. Так знание грамматики помогло понять, к кому девочка обращается с речью.

Образец 4

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Беседу детей и Анны Федотовны писатель оформил в виде диалога (предложения 3–33). Использование этого грамматического явления помогло Б.Васильеву более точно воспроизвести живую речь, характеризующую героев.

Интерактивная доска. Лист 10

Образец 5

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В диалоге Анны Федотовны с детьми реплики школьников представляют собой исключительно простые предложения, достаточно сжатые по своей форме и содержанию (№13, 19, 24, 25). Реплики же Анны Федотовны - это не только более распространённые простые предложения (9, 10, 16, 23), но и сложноподчинённые (№14, 21). В первом случае автор подчёркивает не только деловую цель визита школьников, но и их категоричный тон и бездуховность. А во втором случае - глубокий внутренний мир женщины.

Интерактивная доска. Лист 11

Образец 6

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: Описывая чувства Анны Федотовны, автор использует однородные члены: "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33). Данное грамматическое явление помогает писателю более полно и многогранно раскрыть духовное состояние своей героини.

Интерактивная доска. Лист 10

Образец 7

Пример, иллюстрирующий ГРАММАТИЧЕСКИЕ явления: В предложениях №35 и №37 девочка употребляет глагол повелительного наклонения "молчи", что делает предложение побудительным, а восклицательный знак, стоящий в конце реплики, указывает, что слова произносятся с повышенной интонацией. Все эти грамматические явления демонстрируют угрожающий и принудительный характер слов, адресованных мальчику.

– Приведите свои примеры аргументов?

Аргумент №1.

Например, в предложении «Артиллерийский снаряд», - повторил я упрямо, надеясь по инерции этих слов пробиться к другим таким же правильным словам» обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, помогает автору обозначить цель основного действия: ученик пытается выбраться из тяжёлого положения.

Аргумент № 2.

А в предложении «Да, именно вас, бесстрашный малярик…» обособленные уточняющие члены предложения не только конкретизируют человека, но и показывают иронию по отношению к нему.

Работа над выводом сочинения.

Учитель. О чём писать в заключении?

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего сказанного выше.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Интерактивная доска. Лист 11

В начале заключения можно использовать следующие вводные слова:

Итак, ...
Следовательно, ...
Значит, ...
Таким образом, ...
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что ... и т.д.

Помните, что они выделяются запятой!

В качестве вывода можно использовать речевые клише:

  • Таким образом, прав был Николай Федорович Бунаков, утверждая, что «грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира».
  • Приведённые примеры доказывают правоту русского писателя.

5. Первичное закрепление.

Интерактивная доска. Лист 12

Вопросы, помогающие выбрать аргументы:

- К какому роду литературы относится произведение Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

- В приведённом фрагменте герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?

- В каком предложении обращение, выражающее определённое отношение говорящего к герою, выполняет оценочную функцию?

- Укажите предложение, где вводное слово выражает говорящим степень достоверности сообщаемого (уверенность).

- Где вводные слова указывают на экспрессивный характер высказывания?

- В каком предложении сложносочиненное предложение помогает автору показать последовательность происходящего действия?

- Сложноподчинённое предложение с придаточным причины помогает автору указать причину, по которой происходят действие в главной части. Укажите такое предложение.

- Укажите название средства художественной выразительности: «Звонок, как погребальный колокол продрался сквозь хохот класса»?

- Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «лукавые детские души».

- Укажите название средства художественной выразительности в предложении «Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

- Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, используемых автором в 1-4 абзацах.

Средства выразительности: 1. Эпитет. 2. Сравнение. 3. Метафора.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

Интерактивная доска. Лист 13

Продолжи и запиши любое из данных предложений.

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение.

Приложение