Система оценочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: ФГОС


Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.

Оценочная деятельность ведётся в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации”
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Основной образовательной программы начального общего образования, в частности её разделов:

  • Положение о промежуточной аттестации и системе оценки образовательных результатов;
  • Уставом школы;
  • Положение о портфолио как накопительной форме оценки;

Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

– оценивание является постоянным процессом

В зависимости от этапа обучения используется оценивание:

  • диагностическое (стартовое, текущее)
  • срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое).

– оценивание может быть только критериальным

Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  • оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка
  • оценивать можно только то, чему учат
  • в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса
  • образовательного процесса формирует у учащихся контрольно-оценочные умения. Дифференцированные по сложности задания активизируют рефлексию, учат школьников рассуждать и аргументировать.
  • в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
  • объективность оценки;
  • открытость процедуры и результатов оценки,
  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  • оценка динамики образовательных достижений младших школьников

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

  • предметные результаты
  • метапредметные результаты
  • личностные результаты

Объектом оценки предметных результатов является сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
(Приложение 1)

  • оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;
  • контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;
  • листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;
  • показатели сформированности универсальных учебных действий;
  • лист общеучебных достижений.

(Приложение 2)

В данном случае самооценка проводится на уроке русского языка по теме «Состав слова». В оценочных листах фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме.

Для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся можно использовать таблицы с результатами выполнения обязательной практической части программы.

Листы индивидуальных достижений учащихся по предметам

Для заполнения такой таблицы можно использовать цветной индикатор.

Заполнение таблиц и листов достижений позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых им в течение года, сформированность адекватности самооценки, осознание ребенка своего «роста», наглядно показать ребенку, что он уже знает и что ему предстоит узнать.

Все таблицы и листы собираются в папку. Папка создаётся для:

  • ученика – позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;
  • учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;
  • родителя – могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка.

Папка становится обязательным предметом для обсуждения на родительских собраниях.

Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной.

Метапредметные результаты (Приложение 3)

Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий.

Метапредметные результаты – это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы. В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня.

Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО.

Что дает диагностическая работа учителю? Учитель может увидеть в каких УУД западает у конкретного ученика и у всего класса. Рассмотрим на примере одного класса таблицу результатов.

Оценка личностных результатов

Объект оценки: сформированность личностных универсальных учебных действий.

Процедуры внутренней оценки:

  • мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств;
  • тестирование;
  • наблюдения;
  • анкетирование;
  • возможна оценка индивидуального прогресса
  • личностного развития учащихся, которым
  • необходима специальная поддержка.

Диагностика результатов личностного развития проводится в виде не персонифицированных работ (не должны подписываться). Обобщение результатов проводится по классу в целом.

Оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

  • характеристику достижений и положительных качеств учащегося;
  • определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
  • систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

Структура Портфолио для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов.

Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

Итоговое оценивание осуществляется по признакам уровней успешности:

  • низкий (недостаточный) уровень – выполнено правильно менее 50 % заданий базового уровня, освоена внешняя сторона алгоритма, правила;
  • базовый (необходимый предметный) уровень – правильно выполнены задания, построенные на базовом учебном материале, освоена опорная система знаний и способов действий по предмету, необходимая для продолжения образования в основной школе;
  • повышенный (функциональный) уровень – учащимся продемонстрировано усвоение опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Для организации оценивания личностных результатов учащихся наиболее оптимален механизм бинарного оценивания. Бинарная оценка позволяет фиксировать состояние оцениваемого объекта на уровне «Да-Нет», «Есть – нет», «Проявлено – не проявлено» и т.п.

Так же в соответствии с Положением о Портфеле достижений младших школьников введена рейтинговая оценка – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений учащихся.

Рейтинг отражает участие школьников в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях, проводимых как в школе, так и за её пределами. Это могут быть предметные олимпиады, творческие фестивали и выставки, конкурсы научно-исследовательских и художественных проектов.

Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Технология оценивания:

  1. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний
  2. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка).
  3. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
  4. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.