Урок математики "Решение уравнений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5

Ключевые слова: ФГОС


Цель урока: создание условий для приобретения и расширения знаний учащихся по теме «Решение задач с помощью уравнений».

Задачи урока:

Познавательные

  • повторить нахождение неизвестных компонентов уравнения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
  • продолжить работу над совершенствованием умений составлять уравнение по условию задачи;
  • проверить усвоение материала.

Развивающие

  • развивать умение анализировать условие задачи и по условию составлять уравнение;
  • развивать вычислительные навыки учащихся;
  • развивать мыслительный процесс, познавательный интерес, математическую речь учащихся;

Воспитательные

  • воспитывать внимательность, наблюдательность, положительное отношение к обучению.

Содержание темы: урок по математики разработан для учащихся 5 класса.

Тип урока: урок изучения нового материала и промежуточного контроля усвоения учащимися изученного материала.

Планируемые результаты:

  • Личностные УУД: возникновение интереса, мотивации к изучаемому материалу, ориентация на конечный результат.
  • Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, составлять план решения уравнения, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
  • Познавательные УУД: приобретение новых знаний, умений решать сложные уравнения, составлять по картинкам задачи и уравнения.
  • Коммуникативные УУД: умение работать в парах, группах, прислушиваться к чужому мнению, планировать и согласованно выполнять совместную работу, договариваться и приходить к общему решению.

Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа;
  2. Актуализация опорных знаний и проверка
  3. Формулирование темы и целей урока;
  4. Усвоение знанийи способов усвоения
  5. закрепление знаний;
  6. Проверка усвоения изученного материала
  7. Подведение итога занятия (рефлексия);

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, путевые листы.

Ход урока

I. Мотивационная беседа

Презентация. Слайд 1.

Здравствуйте, ребята, вы любите фокусы. А ведь их любят не только дети, но и взрослые. Я знаю, что фокусы любил демонстрировать великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Сейчас в роли фокусника буду я.

Загадайте любое натуральное число больше 100. Отнимите 35. Отполученной разности вычтите 65. Ваш ответ.

Может кто то догадался как показывать этот фокус.

Нет. Подумаем вместе. Я вас попросила загадать число. Как его обозначим х. Отнимем 35,65,получим число.

  • Какое равенство получили
  • Как его легче решить
  • Как же угадать

Слайд 2

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Разгадайте анаграмму

Л А С Г Е А М О Е (СЛАГАЕМОЕ)
Р О К Е Н Ь (КОРЕНЬ)
М У Н Е Ь Ш Е А М О Е (УМЕНЬШАЕМОЕ)
Р О К Е З О Т (ОТРЕЗОК)

- Ребята, какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово отрезок).

3. Целеполагание и мотивация

- Ведет опрос получившихся ответов.

- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала?

- А почему слово задача взято именно со словом уравнение?

– Как можно сформулировать тему урока?

- Кто догадался, какая тема урока? (формулируют сами тему урока) Слайд 3

- Тема урока: Решение задач с помощью уравнений. Запишем тему урока.

- А какие цели мы должны перед собой поставить?

- А какие знания нам пригодятся на уроке?

- Для успешной работы на уроке повторим нахождение неизвестного компонента в уравнении.

Графический диктант «Найти ошибки».

Слайд 4

- После выполнения вы проверите ответы по презентации.

Слайд 5. Взаимопроверка.

Оценка деятельности.

Какие еще теоретические вопросы нам пригодятся для реализации данной темы.

Древо теории. Верите ли вы мне

Уравнение - равенство, содержащую переменную, значение которой надо найти. +

Корень уравнения - значение переменной, которую надо найти.

Решить уравнение - значит найти все его корни.

Оценка деятельности.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

а). Я задумала число. Если к нему прибавить 295. Из суммы отнять 95. Получим 1000. Какое число я задумал?

- Сколько этапов решения содержит подобная задача?

Расположите по порядку этапы решения задачи с помощью уравнения.

- Вызывает к доске ученика и помогает записать таблицу к задаче.

- Задает вопросы по ходу решения уравнения.

Обратим внимание на4 пункт алгоритма решения задачи с помощью уравнения, часто его пропускают. Правильно ли. Почему это важно.

Фрагмент полтора землекопа

Измените условие чтобы задача не имела решения

Оценка деятельности.

5. Первичное закрепление

- Предлагает закрепить материал, решив задачу и проверив её по эталону.

№397(В)

На полях оценка деятельности

  • Зеленый
  • Желтый
  • Красный

6. Включение в систему знаний и повторений

7. Работа в группах

Предложены 3 уравнения. Составить задачи ддя сборника задач друзьям так, чтобы задача имела решение.

На экране 3 уравнения:

1) (x + 15) – 8 = 17

2) 18 + (45 - y) = 58

3) 55 – (12 + y) = 30

Работа в группах по 4–6 человек.

(один учащийся из группы записывает решение на доске, комментируя его, можно вызвать к доске по одному ученику из каждой группы и сравнить их решения)

- Проверим работу групп

(x - 12) + 24 = 48,
x - 12= 48 – 24,
x - 12 = 24,
x = 24 + 12,
x = 36

(36 - 12) +24 = 48
48 = 48 (в)

Ответ: x =36

(x + 15) – 8 = 17, (10 +15) -8 =17
x + 15 = 17 +8, 17=17 (в)
x + 15 = 25,
x = 25 – 15,
x =10

Ответ: x =10

- Решаем третье уравнение.

18 + (45 - y) = 58, 18 + (45 - 5) =58,
45 –y = 58 – 18, 58=58 (в)
45- y =40,
y = 45 – 40,
y =5

Ответ: y=5

- Ребята, решаем самостоятельно 4 уравнение.

55 – (12 + y) = 30, 55 – (12 +13) =30,
12 + y = 55 – 30, 30=30 (в)
12 + y =25,
y = 25-12,
y =13

Ответ: y=13

- Выставим оценки в путевые листы.

На полях оценка деятельности:

  • Зеленый
  • Желтый
  • Красный.

8. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании

Давайте посмотрим на ваши рабочие листы. Судя по закрашенным кружкам, вы прекрасно справились со всеми заданиями нашего урока. А кому было что-то непонятно есть стимул для самообразования. Прикрепите на теоретическое древо.

  • Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте зеленый листочек на дерево.
  • Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте желтый листочек.
  • Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте красный листочек.

Молодцы.

Я хочу пожелать вам, какую бы задачу с неизвестными вам не подкинула жизнь, вы всегда бы смогли найти решение.

Метод незаконченых предложений

Продолжите фразы.

- Теперь я умею…

- Знания, полученные на уроке мне…

- Меня удивило…

- Урок помог задуматься о …

- Самым трудным для меня…

- Работой на уроке я…

9. Домашнее задание