Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.
Задачи:
- Ознакомление с понятиями «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль».
- Ознакомление с видами этики.
- Развитие умения аргументировать свой ответ.
- Воспитание личности с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.
Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.
Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности
- Организация деятельности учащихся.
- Обсуждение темы урока с учащимися, запись темы урока в тетради.
Слайд 1.
- Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?
- Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»
- Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Слайд 2.
- На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока
1. Работа со словарём.
– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?
- У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».
Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.
2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).
- Откройте учебник на стр. 6.
- Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.
- Запишите определение слова в рабочие листы.
- Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.
- На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?
- Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.
III. Физминутка
IV. Работа по теме урока
1. Коллективная работа.
- Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)
Слайд 5.
- Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.
Слайд 6.
В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из двух слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Вот и получается, что философия в переводе с древнегреческого – любовь к мудрости.
В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в
Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.
Слайд 7.
Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».
(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)
Слайд 8.
Аристотель считал этику частью философии.
Слайд 9.
Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.
Все мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Вот об этом нам и расскажет этика. Этика - это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо.
2. Работа с учебником.
- Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)
Слайд 10.
Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.
Слайд 11.
- Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.
- Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)
Слайд 12.
- От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».
Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.
(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)
- Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.
- Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)
- Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.
Слайд 13.
- В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)
3. Работа в группах.
Слайд 14.
- В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
1 гр. – запишет положительные черты человека.
2 гр. – отрицательные черты человека.
4. Проверка работы групп.
Слайд 15.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.
Слайд 16.
- Почему же так происходит?
- Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
- Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
- Как наградить человека, сделавшего добро?
- Как не делать зла?
- Как сделать жизнь людей лучше?
- На все эти вопросы помогает ответить этика.
5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.
- Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)
- Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)
Слайд 18.
- Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 19.
- Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 20.
- Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)
Слайд 21.
- Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)
- Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)
V. Подведение итогов урока
Слайд 22.
- Что такое этика?
- Какая бывает этика?
- Что такое светская этика?
- Что предполагает светская этика?
- Что такое религиозная этика?
- Что такое мораль?
- Назовите синоним слову мораль?
- Кто является основателем этики?
- Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Слайд. 23-24
- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?
- Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.
VII. Домашнее задание
К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.
- Найди и запиши в тетрадь пословицы о главных этических (нравственных) нормах: вежливости и доброжелательности.
- Какую из этих пословиц ты бы сделал своим девизом.