План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию окружающего мира в группе дошкольного возраста детей 6–7 лет по теме: «Путешествие в пустыню»

Разделы: Работа с дошкольниками

Классы: д/с, 1

Ключевые слова: ниткография, климатическая зона, пустыня, мнемотаблица, колючка


Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, музыкально-художественная.

Цель урока: познакомить детей с климатической зоной «пустыня».

Задачи:

 познавательное развитие:

  • познакомить с климатическими условиями жарких материков, углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни, понимание того, что для сохранения природы её нужно беречь;
  • развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;
  • анализировать и характеризовать животных пустыни по технологии «Мнемотаблицы» (части тела, окрас, питание, детеныши);

социально-коммуникативное развитие:

  • воспитывать любовь к природе, интерес и стремление изучать её;
  • учить приемам сотрудничества в коллективе, сотрудничестве в малых группах и в парах;
  • учить выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;
  • побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию;
  • учить детей поддерживать беседу об обитателях пустыни, составление описательного рассказа по предложенному плану, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

физическое развитие:

  • обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • учить детей работать в технике «ниткографии»;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать умение работать вместе, сообща;
  • воспитывать внимательное и вежливое отношение друг к другу.

Обогащение словаря: пустыня, оазис, барханы, караван верблюдов, верблюжья колючка.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, музыкальный центр, диски с музыкой, презентация к занятию, картинки животных, растений, модель пустыни, модели животных и растений пустыни, мнемотаблицы, заготовки силуэта верблюда, шерстяные нитки, клей, кисточки, салфетки.

Ход урока

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)

Воспитатель:

Собирайтесь дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Наши руки соединились, передали друг другу тепло, доброту. Они нас подружили.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие. А куда мы попадем – вы узнаете, отгадав загадку:

Солнечный, жаркий
Желтый поток
Льется и льется на желтый песок.
В воздухе желтом
и плотном, как мед,
Желтая птица неслышно плывет.

- Куда мы с вами попадём?

Дети: В пустыню.

Воспитатель: А отправляемся мы в пустыню на ковре-самолете.

Воспитатель: Ковер у нас есть, а чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание:

Ты наш коврик добрый будь
Отвези нас в дальний путь
И обратно привези.
Заклинаю: 1,2,3!

(Звучит волшебная музыка)

Воспитатель: Потихонечку садитесь, осторожно шевелитесь:

Чтоб ковер-самолет поскорей летел вперед! (Звучит музыка полета)
Вот летим мы над полями,
Вот и море перед нами,
Вижу лодку, рыбака, море шире иль река? (Ответы детей)

Один, два, три, четыре – ну, конечно, море шире.
Вот под нами темный лес
Ветки тянет до небес.
В нем дровишек целый груз.
Выше дерево иль куст? (Ответы детей)

Справа горы высоки
Слева реки глубоки
Прилетели мы, садимся.
Осторожно приземлимся.

Воспитатель: Интересно, куда мы попали? (Ответы детей)

Воспитатель: Везде так пусто. Это пустыня. Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности.

Воспитатель: Ребята, а почему пустыню так назвали – пустыней?

Может быть, пустыню, поэтому и назвали пустыней от слова «пусто»?

Джин: Я сейчас вам покажу просторы пустыни.

Воспитатель: Горячее солнце, горячий песок, и жарко здесь очень…воды бы глоток. Воды в пустыне мало она находится глубоко под песками и поэтому так ценится, а песка очень много. Большие холмы песка называются – барханы. Это слово для вас новое, повторите – барханы. Барханы есть только в пустыне.

Воспитатель: Ребята, давайте договоримся, если вы услышите новое слово, то мы его называем и картинку с изображением этого слова ставим на доску. Так, какие новые слова мы с вами только что узнали? (Ответы детей: пустыня, барханы)

Воспитатель: Дождей в пустыне очень мало. А палящее солнце так печет, что можно испечь яйцо в раскаленном песке, представляете.

Воспитатель: Ребята, а какие вы видите растения в пустыне?

Воспитатель: Это не высокие зелёные деревья, а кустарники. Да и тех очень мало.

Воспитатель: А это растение вы узнаете?

Дети: Да, это кактус! …..

Воспитатель: У кактуса вместо листьев колючки. А корень уходит глубоко в пески, где есть вода.

В пустыне встречается необычное для нас растение с листочками в виде колючек. Кто знает, как называется это растение? Ответы детей

- Это верблюжья колючка. Как вы думаете, почему это растение так назвали? (Ответы детей). Это растение с удовольствием едят верблюды.

- У верблюжьей колючки длинный корень, почти 20 метров, с его помощью растение питает себя водой.

- Посмотрите на экран. Какое необычное дерево растет в пустыне. Кто знает, как оно называется? (Ответы детей)

Это – саксаул.

- Как вы думаете, почему это дерево без листьев? (Ответы детей)

Дело в том, что саксаул – это дерево пустыни. Оно приспособилось к условиям пустыни, не боится соленых грунтовых вод, хорошо переносит засуху, т.к. лишено листьев и поэтому испаряет мало влаги.

Воспитатель: Но кроме растений в пустыне встречаются и животные и птицы, насекомые и пресмыкающиеся.

Воспитатель: Назовите тех, которых знаете. (На экране: змея, ящерица, жуки, черепаха, скорпион, верблюд, ежи, пауки)

Воспитатель: Посмотрите, среди песков островок зелени и маленькое озеро, родниковой воды. Это – оазис. Оазис-это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду.

Каждая капля воды может спасти жизнь. Поэтому нужно бережно относиться к воде.

Воспитатель: Когда несколько верблюдов идут по бескрайней пустыне – это караван верблюдов. Ребята повторите: караван верблюдов. Он направляется к оазису, чтобы запастись водой и продолжить свое путешествие.

Воспитатель: Ребята, мы узнали еще два новых слова, давайте отнесем картинки с их изображением на доску. Назовите эти слова (караван верблюдов, оазис).

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадку.

Колючка вкуснее чем множество блюд
Её обожает горбатый… (Верблюд)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что верблюд может жить без воды 2–3 недели. Но потом выпивает 13 ведер воды за 10 минут.

Воспитатель: Давайте его хорошо рассмотрим: У него длинная шерсть-это хорошая защита от холодных ночей в пустыне. Длинные и густые ресницы защищают его глаза от песка и пыли. А вода и пища хранится в его двух горбах, представляете? А питается он растениями с колючками. Только верблюд может свободно передвигаться в пустыне, как корабль в море. Это животное имеет мозолистые подошвы, как тапочки, что помогает ему передвигаться по горячему песку, не обжигая ног и не проваливаясь. Верблюд очень сильное животное, может переносить тяжести до 500 кг. Может подолгу обходиться без пищи и воды. Именно поэтому верблюдов использовали для перевозки грузов по пустыне люди.

Воспитатель:

Физминутка

Вы, наверное, устали?
Да!
И поэтому все встали.
Дружно вытянули шеи,
И, как змеи зашипели.
Пошипели, помолчали,
Как тушканчик поскакали.
Поскакали, поскакали,
За барханом мы пропали.

- Отдохнули, ребята. Возвращаемся в группу.

Воспитатель:

Ты наш коврик добрый будь
Покажи обратный путь
Ты лети, лети, лети...
Заклинаю: 1, 2, 3!

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись в детский сад.

- Обратите внимание на модель пустыни, которую мы с вами подготовили ранее… Чего здесь не хватает? Дети: животных, растений, насекомых.

Воспитатель:

Сейчас мы с вами поделимся на 3 команды:

первая команда будет собирать картинки с изображением растений пустыни,

вторая – картинки животных, среди них есть неподходящие, а третья – определит и укажет стрелками местообитание различных живых существ и выберет среди них обитателей пустыни.

Дети работают за столами.

- Молодцы! Все справились с заданием… Подойдите к макету и дополните пустыню животными, растениями и насекомыми, которых вы узнали.

Обратите внимание, что остались ещё животные…

Мнемотаблицы.

Воспитатель: Дети, животные очень хотели бы, чтобы вы рассказали о них. Послушайте, как вы будете составлять рассказы.

Сначала, назовете животное, о котором будете рассказывать.

Опишите характерные части тела животного (уши, конечности, хвост). Опишите чем покрыто тело животного? (Шерсть, чешуя, иголки)

Какого цвета его окрас?

Чем питается?

Назовите его детёныша.

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Нет ушей, не видно ножек
Шар в колючках – это … (Ёжик)

Камень на ножках
Ползёт по дорожке,
Панцирь-рубаха
В ней вся … (Черепаха)

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица)

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием. Подойдите к нашему макету, посмотрите, как ожила наша пустыня.

Как вы думаете, какое из этих живых существ, приносит больше пользы человеку?

Дети: Верблюд.

Воспитатель: Какую пользу приносит верблюд людям? Как они помогают людям?
Дети: Люди получают от верблюда молоко и шерсть. Верблюд перевозит грузы.

Воспитатель: Как вы думаете верблюд дикое или домашнее животное?

Дети: Домашнее.

Воспитатель: Я предлагаю вам дополнить наш макет караваном верблюдов, который мы сделаем своими руками.

Дети подходят к столу и начинают работу способом ниткографии по созданию каравана верблюдов, затем выставляют свои поделки на макете пустыни.

Воспитатель: Итак, ребята, наше путешествие и исследование пустыни подошло к концу.

Вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего?

- Что нового, интересного вы узнали сегодня о животных и растениях пустыни? Каждый из детей высказывается

Какие новые слова вы узнали?

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали, всем спасибо. А наш макет, который мы вместе с вами создали, останется в группе и будет нам напоминать о сегодняшнем путешествии в пустыню.