"Патриотическое воспитание средствами музеев образовательных организаций"

Разделы: Патриотическое воспитание


На сегодняшний день проблема гражданско-патриотического воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной школе.

Проблема модернизации гражданско-патриотического воспитания в системе образования связана с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением его содержания, проектированием новых технологий.

Основной целью гражданско-патриотического воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

  • любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;
  • уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;
  • ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности – эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения в поколение. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Музей планерной школы Дворца детского (юношеского) творчества

Летать в Лысьве начали давно. В августе 1925 года в Перми состоялись первые окружные состязания моделей, на которых лысьвенские авиамоделисты завоевали 6 призов. В 1926 году 22 авиамоделиста представляли Лысьву. Среди участников был Павел Цылев, в будущем Герой Советского Союза. Этими ребятами в 1930 году по чертежам журнала "Самолет", из присланных материалов, был построен планер "Луч", на котором с амортизатора было выполнено несколько полётов.

В 1955 году в Лысьве был организован планерный кружок, которому Постановлением Президиума ЦК ДОСААФ СССР от 01.06.1987 года был присвоен статус Планерной школы. Сотни мальчишек учились "Летать и строить! Строить и летать!" (С.Королев). Проводимые занятия и полёты в Планерной школе не только вооружали учеников знаниями и умениями, но и развивали у них интеллектуальные и физические силы, формировали морально-волевые качества, воспитывали убежденность, инициативу, мужество, выдержку, готовность защищать Родину.

В 2015 году 60 лет «крылатой» истории в Лысьве: столько лет здесь работает планерная школа, которую бессменно возглавляет человек-легенда, конструктор и педагог Владимир Константинович Вьюгов.

Благодаря большому опыту руководителя летной школы, богатой экспозиции, можно проследить долгий путь человечества от простейших крыльев до сложных стальных птиц, узнать о развитии планерной школы с 1955 года, о судьбах выпускников кружка, разбросанных по всей стране.

Многим славится наш родной город Лысьва! А если говорить об уникальных фактах и достопримечательностях – это, конечно же, богатая история планерной школы. В России таковых уже нет! Вьюгов Владимир Константинович – отличник народного образования, педагог от бога, «человек легенда», лауреат муниципальной премии имени А.В. Зануцци, почётный гражданин города Лысьвы работает во Дворце руководителем планерного кружка с 1955 года, планерной школы с 1987 года. И все эти годы интеллигентный, вдумчивый педагог передаёт свою любовь к Родине, к летательной технике, к высоте, к небу своим воспитанникам. В связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне летательные аппараты «Альбатрос» и «Фрегат» планерной школы Дворца размещены в центральном музее военно-воздушных сил г.Монино Московской области.

Время летит вперед, и вот уже покинули родные стены школы достойные ребята, наша гордость: Лазарь Бурылов, Степан Пирожников, Андрей Спицын. Работа в планерной школе – изучение истории авиации и аэродинамики, проектирование, постройка и испытание летательных аппаратов – определили для старшеклассников выбор профессии. Двое связали свою судьбу с военными образовательными учреждениями.

Лазарь Бурылов занимался в планерной школе 8 лет. В 2009 году за работу по теме «Техническое решение проблемы безопасности с помощью контролирующих устройств» на Российском заочном конкурсе учащихся, получил диплом 1 степени лауреата конкурса, в 2011 году на конференции учащихся в Обнинске за работу «Защитники отечества» Лазарь заслужил диплом лауреата 3 степени. Отслужив в воздушно – десантных войсках, Лазарь Бурылов поступил в высшее военное авиационное училище летчиков в городе Краснодар и уже назначен командиром отделения.

Андрей Спицын мечтал о будущем – военной авиации – и вот это время наступило! Военно – космическая академия имени А.Ф. Можайского приветствует своего первокурсника. Военная форма Андрею к лицу. К этому времени Андрей достиг высоких результатов в конкурсах программы «Интеллектуально – творческий потенциал России». Его имя и достижения включены в часть №3 итогового сборника «Ими гордится Россия».

Андрей Спицын посвятил обучению в планерной школе 8 лет. Его проект «Техническое решение проблемы взлета летательных аппаратов» получила диплом лауреата 2 степени в 2011 году. Интересы Андрея многогранны: проектирование в технологии, увлечение литьем, составление генеалогического древа семьи, и в 2012 году Андрей становится участником муниципального конкурса исследовательских и проектно – исследовательских работ НОУ, затем краевого заочного этапа конкурса «Отечество» с работой «Моя родословная». В 2013 году Андрей поступил в военно– космическую академию имени А.Ф.Можайского в г. Санкт – Петербург. В настоящее время эта академия является системообразующим вузом Министерства обороны Российской Федерации, ведущим учебным, научным и методическим центром в области военно– космической деятельности.

Степан Пирожников занимался в планерной школе МБОУ ДОД «ДДЮТ» 9 лет.

Было много актуальных работ, одна из них – «Разработка беспилотного летательного аппарата для мониторинга местности с воздуха», – под авторством Степана Пирожникова, надеемся, может получить практическое применение, ведь с его помощью можно находить лесные пожары, бороться с браконьерами на реках и с незаконной рубкой леса. Нужно отметить, что Степан занимался во Дворце творчества сразу в нескольких коллективах: «Городском совете лидеров», где был мэром совета и в коллективе «Интеллектуальные игры», опыт участия в которых, мы уверены, пригодится Степану в дальнейшей жизни.

Там, где учатся наши ребята, отметили, что первокурсники отличаются организованностью, дисциплинированностью, самостоятельностью, умением коллективно решать возникшие проблемы. Именно в Планерной школе воспитанию этих качеств уделялось достойное внимание: последовательность по достижению реально поставленных и мотивированно выбранных воспитательных задач, а также активное привлечение родителей к формированию межличностных отношений в коллективе и развитию традиций планерной школы. Исследовательская деятельность – одно из традиционных направлений образовательной политики Лысьвы. Дворец детского творчества, Планерная школа известны в среде российских педагогов, занимающихся подготовкой юных исследователей, а сами работы воспитанников вызывают повышенный интерес у экспертов.

Отрадно отметить, именно при Планерной школе при активной помощи Олега и Константина Вьюговых создан Музей истории, где прослеживается судьба многих воспитанников, неразрывно связанная с судьбой педагога и школы. В классе теории изготовлено более сотни плакатов по теории полёта, аэродинамике, сделаны модели, макеты, оформлены фотостенды, пополнена коллекция видеоматериалов. Планеристы создали уголок памяти выпускника Планерной школы вертолётчика В. Овчинникова, кавалера боевых орденов, погибшего во время военных учений.

Успех работы планерной школы во многом зависит от личности педагога, от его педагогического мастерства, от умения создать благоприятный климат.

Внимание к внутреннему миру каждого, уважение личности взрослеющего человека в сочетании с высокой требовательностью – основные характеристики сложившегося стиля общения между педагогом и его учениками. Взаимопонимание достигается убеждением, совместным обсуждением различных вариантов поведения и решения споров, нацеленностью на общий психологический комфорт. Воспитанники Планерной школы Лысьвенского Дворца детского (юношеского) творчества – Настоящие мужчины!

Фотоальбом.