Педагогическая мастерская «Площадь круга» (для учащихся 6-х классов, можно использовать как повторение в 9-,11-х классах)

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Классы: 6, 9, 11

Ключевые слова: площадь круга


Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму».

Актуальность данной мастерской в важности математических знаний, полученных в ходе самостоятельной деятельности. Мастерская – одна из форм организации учебного процесса. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт. Учитель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.

Данная форма работы позволяет идти через интерес, учит учащихся самостоятельно добывать знания.

Практическая значимость: Материалы урока можно использовать в любом классе для  учебника любого автора.

Технологическая карта мастерской

Цель: Создать условия для усвоения формулы вычисления площади круга; Создать условия для развития творческого потенциала и индивидуальных способностей каждого  ученика в комфортной психологической обстановке;  Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения; Опытным путем получить зависимость между длиной окружности и её диаметром, вывести формулы длины окружности и площади круга; знакомство с числом π; обучение применению формулы при решении задач; расширение понятия множества чисел.

Расположение учащихся: группами.

Оборудование:

  • раздаточный материал (фото);
  • тексты-распечатки (см. Приложения).

Продолжительность мастерской – 60 минут.

Алгоритм

Учащиеся располагаются  в группах по 5-6 человек. Деление на группы с помощью индуктора. Индуктор – геометрические фигуры четырех цветов (количество фигур зависит от количества детей).

Выбирают по одной фигуре, рассаживаются за столы в 4 группы по цвету фигур. На каждом столе стоит карточка определенного цвета.

Этап 1

На столах раздаточный материал: цветовые рисунки-круги. Спирали (визуализация числа π) и шутка – стихотворение из учебника Магницкого.

Двадцать две совы скучали
На больших сухих суках.
Двадцать две совы мечтали
О семи больших мышах,
О мышах довольно юрких
В аккуратных серых шкурках.
Слюнки капали с усов
У огромных серых сов.

Задание: Угадайте закономерность, особенность, секрет цветового круга. Найдите общее между кругом и шуткой. Обсудите ваши предположения.

Самоконструкция и социоконструкция:

  1. Связь с цифрами и числами;
  2. музыка, ноты;
  3. шифр, код;
  4. это число π и др.

Афиширование:

Группы высказывают свои предположения

Задание (дополнение): После просмотра видеофильма «Как звучит число π», объедините ваши предположения с данной музыкой. Найдите общее и выразите свой ответ в виде графического образа, рисунка.

Афиширование:

На доске вывешивают работы каждой группы, формулы, рисунки или числа

Этап 2

На столах раздаточный материал: циркуль, лист формата А4, линейка, карандаш.

Задание: С помощью циркуля и линейки постройте квадрат, площадь которого равна площади круга с радиусом 5 см.

Деконструкция и реконструкция

Поиск решения задачи.
На доске вывешивают работы каждой группы – чертежи:


Афиширование

Проблема: С помощью циркуля и линейки невозможно построить данный квадрат. Необходимо уметь вычислять площадь круга.

Этап 3

Индивидуальная и фронтальная работа. Запись в тетрадях темы урока «Площадь круга».

Информационный запрос

На доске: «Что я знаю о круге?»

  • круг, ограничен окружностью;
  • радиус и диаметр;
  • d = 2r;
  • Длина окружности увеличивается при увеличении радиуса и диаметра;
  • Площадь круга увеличивается при увеличении радиуса и диаметра;
  • Длина окружности больше диаметра примерно в 3 раза (см. прошлый урок).

Появление этого информационного этапа, может побудить узнавание числа π в заданиях первого этапа.

Вопрос «Что я знаю о круге?» должен напомнить о числе π≈3,1415… Возможен вывод: площадь круга зависит от числа π и радиуса, для нахождения площади нужна формула.

Этап 4

На столах раздаточный материал: карточки. Задание: заполнить пропуски в карточках.

?

1

2

?

2

 

8

?

6,28

9,42

25,12

?

3,14

12,56

 

Работа в тетрадях.

Афиширование

Фронтально проверяем заполнение карточек.
Какой информацией заполним первый столбец таблицы?
Какая связь между числами?
Использовали вы формулы и какие?

Промежуточная рефлексия

Были ли трудности при заполнении таблицы?

Запись формулы: S = πr².

Этап 5

Историческая справка

Древнегреческие математики не только обосновали правила вычисления площадей, применявшиеся в Древнем Египте и Вавилонии, но и продвинулись далеко вперед. Для вычисления площади круга и объема пирамиды Eвдокс Книдский разработал специальный метод, впоследствии получивший название метода исчерпывания. Архимед (287-212 гг. до н.э.) первым сумел также найти площадь и объем нескольких сложных геометрических фигур, и эти результаты очень долго оставались непревзойденными.
Архимед получил весьма точные оценки числа π, которое называют архимедовым числом 22/7.

Обновление и осмысление полученного результата в связи с появлением нового теоретического знания.

Этап 6

Задание: Шуточная задача. «Клоуну в цирке надо покрасить пол на арене цирка, радиус которой 5 метров. На один квадратный метр идет 300 гр. Краски. В банке 2 кг краски. Сколько ему нужно купить банок краски. Чтобы покрасит пол?»

Дано:
R=5 м
На 1 м2 300 гр
В банке 2 кг

Решение:
1) S = πr²
S=3*5*5=75 (м²)
2) 75*300=22500 (гр)
3) 22500: 2000=11,25
11,25≈12
Ответ: 12 банок краски.

Найти: кол-во банок

 

Итоговая социализация

Взаимопроверка. Проверка результата решения задачи.

Этап 7

Итоговая рефлексия
  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Сегодня на уроке мне было…
  • Самым сложным для меня на уроке было…

Итог урока: Самоанализ, анализ движения собственной мысли, чувства в процессе и в результате мастерской. Домашнее задание.