«Рождественское полено». Обучение лексике французского языка посредством кулинарного урока

Разделы: Иностранные языки

Класс: 7

Ключевые слова: французский язык


1. Аннотация

Автор описывает педагогический опыт использования кулинарного урока как мотивирующей практики при обучении сложному лексическому материалу в учебном предмете второй иностранный язык (французский) на примере темы «Рождественское полено» («Bûche de Noël»). Форма урока, примененная автором, повышает эффективность обучения французскому языку, способствует формированию у обучающихся умений взаимодействовать в группе и приобретать опыт практической деятельности в повседневной жизни.

2. Ключевые слова

общее образование, лексика французского языка, мотивация к обучению, кулинарный урок, практическая деятельность, эмоциональное восприятие, социокультурный кругозор.

3. Введение

Актуальной задачей выполнения требований Федеральных государственных стандартов применительно к учебному предмету «Второй иностранный язык» на уровне основного общего образования является «приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни посредством участия в проектной деятельности предметного характера с использованием иноязычных материалов» [3].

В представленной работе автор показывает использование кулинарного урока в качестве эффективного механизма освоения учащимися 7-го класса тематической лексики, социокультурных реалий и традиций в питании Франции на базе тематики «Рождественское полено» («Bûche de Noël»).

4. Кулинарный урок «Рождественское полено»

Изучение темы «Продукты питания» («Les repas») является обязательным элементом учебного предмета второй иностранный язык (французский) [3]. В целях повышения эффективности освоения указанной темы и усиления мотивации обучающихся автор использовал кулинарный урок по тематике «Рождественское полено» («Bûche de Noël») [2].

В стародавние времена во Франции существовало поверье, что в канун Рождества, чтобы защитить дом от злых духов и уберечь семью от недугов и болезней, в камине разжигали огромное полено, которое должно было гореть 3 дня. Народный обычай зажигать полено на Рождество пережил несколько французских революций, но отступил под натиском технического прогресса. В середине XIX века вместо каминов появились газовые печи. К середине XX столетия традиция зажигать Рождественское полено практически исчезла. И именно в это время на столах французов появился десерт, кусочки которого внешне напоминают спилы дерева и который стал любимым французским десертом «Bûche de Noël» - «Рождественским поленом».
Выбор «Рождественского полена» в качестве тематики кулинарного урока позволяет не только органично расширить лексический материал «Les repas», но и обеспечить его продуктивное усвоение в ходе практической командной деятельности.

Особенностью выбранной темы является введение лексики, редко или совсем не используемой в практической жизни учащихся (для мальчиков, например, это был их первый кулинарный опыт в жизни), что создавало определенные трудности усвоения материала.

В качестве механизма обучения теме «Bûche de Noël» автор выбрал кулинарный урок. Подобный подход позволяет приблизить процесс обучения к реальной жизненной ситуации, в которой задействованы яркие эмоциальные реакции, порождаемые совместной коллективной работой обучающихся, и тем самым облегчить освоение ими специфического языкового материала, включая: une spatule, le papier sulfurisé, une plaque, rouler - dérouler le biscuit, naper de crème, saupoudrer de cacao, battre les blancs en neige etc.

На этапе подготовки к кулинарному уроку обучающиеся ознакомились с видеоматериалом (на французском языке) [1], показывающим технологию приготовления Рождественского полена, и выбрали наиболее приемлемый рецепт. Команда учащихся составила план действий на уроке и распределила роли: кто готовит тесто, а кто крем, поскольку было необходимо успеть все приготовить за 40 минут.

Процесс приготовления оказался не самым простым. На урок пришли только трое из 5 заявленных участников и пришлось на ходу менять схему приготовления бисквита и, главное, сказалось полное отсутствие кулинарных навыков у детей.

- Можем яичницу пожарить, хлопья молоком залить, сэндвич приготовить. Но Рождественское полено?!

Несмотря на разлетающуюся сахарную пудру и рассыпанные по столу кусочки теста, ребятам удалось создать настоящий кулинарный шедевр, который произвел на детей, примчавшихся на перемене в столовую, эффект разорвавшейся бомбы. Всем сразу захотелось испечь такой же.

В итоге дети не только выучили непростую лексику урока, но и приобрели незабываемый совместный кулинарный опыт, которым несомненно будут впоследствии гордиться. Например, мальчики с гордостью заявили, что легко перевели маме рецепт торта из французского журнала.

При подготовке и реализации кулинарного урока автор следовал требованиям ФГОС основного общего образования [5], включая требования ФГОС: к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; к соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, требований к охране здоровья обучающихся и других требований к материально-техническим условиям реализации [5, п. 24] и др. Подробная технологическая карта урока «Рождественское полено» приведена в приложении.

5. Заключение

Использованный автором подход показал свою эффективность при изучении сложного лексического материала в ходе практической деятельности обучающихся, а также способствовал получению ими жизненного опыта и повышению самооценки.
Проведенный кулинарный урок «Bûche de Noël» обеспечивает достижение обучающимися предметных результатов на базе практической командной деятельности с использованием франкоязычного языкового материала, овладения социокультурными знаниями и умениями, приведенными в проекте Приказа Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [4] применительно к учебному предмету «Второй иностранный язык».

6. Приложение. Технологическая карта урока

Класс: 7.

Предмет: второй иностранный язык (французский).

УМК: Cеливанова Н.А., Шашурина А.Ю. «Синяя птица. Французский язык. Второй иностранный. 7-8 классы» - Москва: Просвещение, 2019.

Тема: «Bûche de Noël» - «Рождественское полено».

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: введение и активизация нового лексического материала, развитие навыков устной речи по теме «Les repas», развитие социокультурного кругозора учащихся.
  • Развивающая: умение понять и проанализировать информацию для решения коммуникативной задачи, развивать умение составлять план и пользоваться им.
  • Воспитательная: формирование умения взаимодействовать в группе, приобретение опыта практической деятельности в повседневной жизни

Формы организации познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной и групповой.

Планируемые образовательные результаты уроков.

Личностные результаты:

  • формировать познавательную мотивацию и интерес к учению;
  • развивать компетенции сотрудничества при совместной работе, выполняя различные роли в группе.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные:
    • cпланировать алгоритм достижения заданной цели;
    • корректировать работу по ходу ее выполнения;
  • познавательные:
    • анализировать опыт планирования и реализации учебного проекта;
  • коммуникативные:
    • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении задания;
    • слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • в коммуникативной сфере:
    • расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
    • высказывать свои мысли и просьбы;
    • отвечать на предложения собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;
    • воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
  • языковая компетенция:
    • распознавать и употреблять в речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний);
  • социокультурная компетенция:
    • приобрести представление об особенностях образа жизни, быта, культуры Франции.

Материально-технические условия реализации:

  • урок 1: наличие компьютера с доступом в интернет для просмотра видео;
  • урок 2: наличие ингредиентов для приготовления Рождественского полена, кухонного оборудования и инвентаря

Соблюдение требований к материально-техническим условиям:

  • соблюдение санитарных правил, требований охраны здоровья обучающихся и техники безопасности, других требований, предъявляемых к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с п. 24.2 ФГОС основного общего образования [5].

Организационная структура урока (2 часа).

Урок 1

Этап 1.1. Введение новой лексики по теме «Bûche de Noël», ознакомление с планом уроков по теме, мотивация учебной деятельности.

Деятельность учителя:

  • знакомит учащихся с Рождественскими традициями французов;
  • вводит новый лексический материал по теме «Bûche de Noël»;
  • рассказывает о плане уроков, формулирует задачу.

Деятельность обучающихся:

  • слушают учителя;
  • принимают учебную задачу;
  • составляют тематический словарь.

Формируемые УУД:

  • личностные: формирование интереса (мотивации) к учению;
  • предметные: умение воспринимать и понимать основное содержание высказывания учителя, выделяя значимую информацию;
  • коммуникативные: слушать и понимать других.

Этап 1.2. Просмотр видео [1].

Деятельность учителя:

  • знакомит обучающихся с лексическим материалом путем просмотра видео с опорой на субтитры.

Деятельность обучающихся:

  • смотрят видео и одновременно читают субтитры, выделяя новую лексику по теме.

Формируемые УУД:

  • личностные: развитие интереса к изучаемому предмету;
  • предметные: умение понимать и интерпретировать аутентичные видеотексты;
  • коммуникативные: смотреть и воспринимать информацию.

Этап 1.3. Разбор видео и повторение показанных лексических единиц при постановке задачи выбора ингредиентов.

Деятельность учителя:

  • предлагает учащимся сценарий кулинарного урока;
  • уточняет задачу выбора ингредиентов для теста и крема.

Деятельность обучающихся:

  • читают сценарий и делят его на основные смысловые части;
  • учатся систематизировать лексику по содержанию прочитанного;
  • практикуются в употреблении новой лексики по теме урока;
  • моделируют задачу выбора.

Формируемые УУД:

  • познавательные: извлекать необходимую информацию из просмотренного;
  • метапредметные: умение вникать в смысл прочитанного, устанавливать последовательность фактов.

Этап 1.4. Работа в группе: развитие навыков диалогической речи на основе предложенного текстового материала, распределение ролей в группе и планирование действий.

Деятельность учителя:

  • при необходимости помогает обучающимся в обсуждении, распределении ролей и составлении плана действий.

Деятельность обучающихся:

  • обсуждают план действий;
  • распределяют роли, составляя мини-диалоги по теме урока с использованием предложенного текстового материала.

Формируемые УУД:

  • предметные: вести диалог с собеседником, высказывая свое мнение или предпочтение в пределах изучаемой тематики и лексико-грамматического материала;
  • познавательные: умение работать с информацией;
  • коммуникативные: умение вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
  • регулятивные: целеполагание, планирование, корректировка плана.

Урок 2

Этап 2. 1. Подготовка к уроку с учетом требований к материально-техническим условиям.

Деятельность учителя:

  • повторяет задачу и согласованный ранее план приготовления Рождественского полена;
  • проводит инструктаж учащихся по соблюдению санитарных правил и техники безопасности.

Деятельность обучающихся:

  • одеваются с учетом соблюдения санитарных правил;
  • воспринимают инструктаж;
  • повторяют свою роль в согласованном плане приготовления Рождественского полена.

Формируемые УУД:

  • коммуникативные: умение строить высказывание на основе полученных знаний;
  • регулятивные: понимание способа выполнения учебной задачи с учетом санитарных требований и техники безопасности.

Этап 2.2. Приготовление Рождественского полена.

Деятельность учителя:

  • контролирует процесс приготовления полена, при необходимости корректируя действия учащихся.

Деятельность обучающихся:

  • приготавливают полено в соответствии со своими ролями и согласованным планом действий;
  • контактируют друг с другом.

Формируемые УУД:

  • предметные: активизация умения употреблять в речи изученную лексику;
  • коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, учителем и в группе;
  • личностные: равноправное сотрудничество, формирование ответственного отношения к учению и готовности вести диалог с другими людьми.

Этап 2.3. Обсуждение полученного результата.

Деятельность учителя:

  • подводит итоги изучения темы.

Деятельность обучающихся:

  • рассказывают, что каждый делал;
  • пробуют полено;
  • эмоционально высказываются о полученном результате и процедуре приготовления.

Формируемые УУД:

  • личностные: осознание возможностей самореализации средствами французского языка;
  • познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, умение информативно высказываться о себе.

Лексика темы «Bûche de Noël»

La pâte, le four, une plaque, une spatule, une pincée, le sucre glace, le mélange, l’écorce, la levure, mou (molle), salé(e), le papier sulfurisé.
Verser, cuire, séparer les blancs des jaunes, battre en neige, mélanger
ajouter, incorporer, décorer, saupoudrer, rouler ≠ dérouler, faire fondre, couper en biseau, napper.

Сценарий приготовления Рождественского полена.

В целях экономии времени класс делится на две группы, одна из которых готовит тесто, а вторая - крем.

Рецепт приготовления теста

Ingrédients pour le biscuit: 125g de sucre, 4 oeufs, 100g de farine, 60g de beurre, 1c à café de levure, une pincée de se l,1c à soupe d'eau tiède.

Préparation
1) séparer le blancs des jaunes
2) battre les jaunes et le sucre
3) quand le mélange blanchit, ajouter le burre mou, la farine, la levure, et 1c à soupe d'eau tiède
4) battre les blancs salés en neige
5) incorporer à la pâte
6) verses sur une plaque recouverte de papier sulfurisé beurré
7) cuire 12 min à 180° C
8) sortir du four et rouler avec le papier sulfurisé

Рецепт приготовления крема

Ingrédients pour la crème au beurre: 200g de sucre glace, 100g chocolat pâtissier, 150g de beurre mou.

Préparation
1) fondre le chocolat au bain-marie
2) travailler le beurre
3) ajouter peu à peu le sucre glace
4) ajouter le chocolat fondu
5) dérouler le biscuit
6) napper de créme au beurre
7) rouler à nouveau (bien serré)
8) couper une extrémité en biseau pour former une branche
9) napper de crème au beurre avec une spatule
10) dessiner l'écorce à la fourchette
11) saupoudrer de cacao et décorer avec des fruits

Список литературы (источников)

1. Видео «Recette pour faire une bûche de Noël» (видео в YouTube) - https://www.youtube.com/watch?v=xafOw1PuSBk

2. Рождественский пирог Bûche de Noël (публикация в Твиттер) - https://twitter.com/gymnasiaru/status/1206478723786121216.

3. Cеливанова Н.А., Шашурина А.Ю. «Синяя птица. Французский язык. Второй иностранный. 7-8 классы» - Москва: Просвещение, 2019.

4. Проект Приказа Минпросвещения России «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» - http://www.consultant.ru/law/hotdocs/59804.html/

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 г. № 1644).