Профессиональная игра: "Ответственность в профессиональной деятельности". 9-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 9

Ключевые слова: профориентация


Раздел: Рынок труда Новосибирской области.

I. Дидактическое обоснование урока

Цели урока:

Образовательные:

  • Способствовать формированию понятия о личном профессиональном плане (ЛПП).
  • Способствовать формированию понятия о типичных ошибках при выборе профессии и профиля обучения.
  • Способствовать формированию представления об условиях оптимального выбора профессии.
  • Способствовать актуализации проблемы выбора профессии как личностно значимой.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, усиление выразительности и оттенков).
  • Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы).
  • Способствовать формированию и развитию познавательного интереса и личностно-смыслового отношения учащихся к предмету.
  • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию представления о будущей профессиональной деятельности, развитию нравственных, трудовых и профессиональнозначимых качеств личности.
  • Развивать представление о саморазвитии и самореализации.

Методическое оснащение урока:

  • Материально-техническая база: кабинет математики
  • Дидактическое обеспечение: карточки с заданиями для игр, тестовые бланки, классная доска

Методы обучения: беседа с учащимися, индивидуальная практическая работа, деловая игра (работа в группах).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: комбинированные.

Тип урока: комбинированный.

Продолжительность урока: 1 час.

1. Орг. момент

Что вашем сознании ассоциируется с этим понятием? Прежде всего, очевидно, это обязанность отдавать кому-нибудь отчет о своих действиях. Именно внутренняя необходимость отвечать за свои поступки делает человека ответственным. Безответственный не пользуется уважением людей, коллектива, ибо на него нельзя положиться даже в малом.

Как психологический признак труда ответственность может быть: повышенная (материальная, моральная); ответственность за жизнь и здоровье; средняя (обычная) ответственность.

Профессии с повышенной материальной ответственностью. Повышенную материальную ответственность человек несет за сохранение окружающей среды, государственной собственности, имущества, оборудования, финансов, продуктов питания и т.д.

Профессии с повышенной моральной ответственностью. Задумайтесь, за что еще может морально отвечать человек. Наверное, за воспитание детей, людей, за руководство ими, деловые контакты и связи.

Ответственность за жизнь и здоровье. За жизнь и здоровье людей, сохранность животных и растений в своей деятельности морально, а иногда и материально отвечают такие профессионалы: садовник, ветеринарный фельдшер и т.д.

Профессии с обычной ответственностью. Пример: возьмем работу наборщика текста на компьютере. Исходным может быть рукописный или печатный материал, за сохранность которого он отвечает. Он несет ответственность и за грамотно и вовремя напечатанный текст.

Ход мероприятия

Задание № 1. Название команды и нарисовать логотип.

Задание № 2. Составить рассказ о своей команде: «Мы самые……»

Задание № 3. Вставь профессию в русскую пословицу.

  • Без топора не плотник, без иглы не …..
  • Нынче в поле тракторист, завтра в армии …..
  • Длинная нитка – ленивая …..
  • Кто яблоко в день съедает, у …….. не бывает.
  • Не учи ………

Ответ:

  • Без топора не плотник, без иглы не портной.
  • Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.
  • Длинная нитка – ленивая швея.
  • Кто яблоко в день съедает, у врача не бывает.
  • Не учи учёного.

Задание № 4. Заполнить таблицу профессий по каждому типу:

Оценивание: количество профессий = количество баллов.

Классификация профессий:

Познакомимся с основными типами профессиональной деятельности человека. Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А.Климов

Его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1. Человек – природа

 «Работа с миром живой природы»; «Работа с веществами, изучение окружающей среды»

2. Человек – техника

«Работа с механизмами и устройствами»; «Производство изделий, продуктов и ремонт»

3. Человек – человек

«Взаимодействие с человеком»

4. Человек – знаковая система

«Анализ и обработка информации»

5. Человек – художественный образ

«Создание художественных произведений, образов».

Время выполнения 5 минут.

Человек – природа

Человек – техника

Человек – человек

Человек – знаковая система

Человек – художественный образ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 5. Заполни таблицу: «Профессиональные качества».

Естественно, что каждая профессия требует определенного набора качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.

Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые выбираете вы. (Дети самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий в карточках). Время выполнения 5 минут.

ВОДИТЕЛЬ

Эколог

Художника

Программист

Самообладание
Дисциплина
Ответственность
Хорошее цветовое восприятие Концентрированность внимания быстрота реакции;
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений…

 

 

 

Профессионально-важные качества профессии "Эколог":

  • инициативность, предусмотрительность, решительность, самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, способность аргументировано отстаивать свое мнение);
  • способность к переключениям с одной деятельности на другую;
  • целеустремленность;
  • в норме развитые свойства ощущений и восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • способность к переводу образа в словесное описание;
  • избирательность внимания;
  • стратегическое мышление;
  • аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
  • память на образы предметного мира;
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
  • умение грамотно выражать свои мысли;
  • навыки письменного изложения информации;
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • способность к сопереживанию;
  • умение правильно и эффективно распределять время;
  • умение предвидеть результат;
  • умение принимать адекватные решения.

Профессионально важные качества художника:

  • инициативность;
  • самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности);
  • самокритичность;
  • способность планировать свою деятельность во времени;
  • стремление к профессиональному совершенству;
  • целеустремленность; хорошее зрительное восприятие;
  • хорошее цветоразличение; концентрированность внимания;
  • способность к зрительным представлениям;
  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • способность к созданию образа по словесному описанию;
  • способность к переводу образа в словесное описание;
  • способность к пространственному воображению;
  • ассоциативность мышления;
  • интеллектуальность мышления;
  • интуитивное мышление;
  • пространственно-образное мышление;
  • творческое мышление;
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;
  • эмоциональная память;
  • память на образы предметного мира;
  • оперативная память;
  • долговременная память; кратковременная память;
  • зрительная память;
  • согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность);
  • способность к выполнению мелких точных движений;
  • способность к выполнению плавных соразмерных движений;
  • твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
  • умение импровизировать;
  • развитый эстетический и художественный вкус;
  • чувство вкуса; чувство гармонии; чувство симметрии.

Профессионально-важные качества профессии "Программист":

  • аккуратность; педантичность;
  • самодостаточность (ориентация на собственные силы, уверенность в себе, чувство самоэффективности);
  • самостоятельность;
  • старательность, исполнительность; стремление к профессиональному совершенству;
  • целеустремленность; тактильная чувствительность (чувствительность пальцев);
  • способность различать отклонения параметров процессов от заданных значений;
  • внимание к деталям; концентрированность внимания;
  • способность к созданию образа по словесному описанию;
  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;
  • способность к переводу образа в словесное описание;
  • абстрактность (абстрактные образы, понятия) мышления;
  • аналитичность (способность выделять отдельные элементы действительности, способность к классификации) мышления;
  • интуитивное мышление;
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления;
  • стратегическое мышление;
  • творческое мышление; техническое мышление;
  • долговременная память;
  • оперативная память;
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики);
  • память на числа и символы;
  • твердость руки, устойчивость кистей рук (низкий тремор);
  • умение грамотно выражать свои мысли;
  • переносимость статических физических нагрузок;
  • умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке;
  • умственная работоспособность;
  • упорство;
  • усидчивость;
  • склонность к исследовательской деятельности;
  • способность заниматься длительное время кропотливой работой;
  • способность к абстрагированию;
  • творческие способности;
  • умение предвидеть результат;
  • умение работать в команде.

 Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.

Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.

Задание № 6. Практическое задание: отредактировать текст.

«Светлана Григорьевна, сейчас у нас нет тех материалов, которые Вас интересуют. Однако наша компания специализируется на количественных и качественных исследованиях в регионах России и других странах бывшего СССР, была бы заинтересована в развитии деловых отношениях с вашей фирмой.
Виталий Калинин»

(Исправленный текст: «Уважаемая Светлана Григорьевна! К сожалению, в настоящее время мы не располагаем материалами, которые Вас интересуют. Однако наша компания, специализируется на количественных и качественных исследованиях в регионах России и других странах бывшего СССР, была бы заинтересована в развитии деловых контактов с вашей фирмой.
Виталий Калинин»)

Вопросы учащимся:

- Какими качествами должен обладать человек, редактирующий тексты? (громкость, усидчивость, внимание)

- Как называются профессии, представители которых занимаются подобной работой? (редактор, корректор).

- Нравится ли вам подобное занятие? Не вызывает ли оно у вас раздражения?

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

II. Подведение итогов игры

А сейчас подведем итог нашей игры (подведение итогов, награждение)

Отзывы детей о мероприятии.

Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Игра мне понравилась…
  • Игра мне не понравилась и я бы посоветовал(а)…

Приложение