Комплексный подход к изучению биологии в 10–11-х классах

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Классы: 10, 11

Ключевые слова: биология


Биология в школе – один из немногих предметов, позволяющих осознать целостность мира и взаимосвязи научного познания. Без математических методов невозможны постановка биологического эксперимента и решение задач по генетике, знания из физики и астрономии помогают понять основы биологических циклов растений и животных. Да и сама жизнь демонстрирует необходимость бережного отношения к природе, а также сохранения и рационального использования природных ресурсов. Все эти вопросы неизбежно возникают особенно при изучении курса биологии в 10-11 классах.

Процессы, происходящие в клетках и тканях, невозможно понять без знаний основных терминов и понятий химии. Понятия, вызывающие наибольшие трудности, полезно рассматривать более подробно, с использованием конкретных примеров. К ним относятся, например, темы, связанные с понятием гидролиз, рН растворов, способы выражения и расчета концентраций.

Если плохо понимать химический механизм диссоциации, то становится невозможным объяснить многие физиологические процессы. Поэтому при изучении общей биологии в 10-11классах необходимо повторять и изучать различные разделы из неорганической и органической химии.

Механизм и типы химической связи помогают понять образование полимерных молекул и их устойчивость в разных условиях. Структуру молекулы гемоглобина и хлорофилла необходимо изучать совместно со строением комплексных соединений. Идеальным вариантом явилось бы наличие и возможность совмещать теоретический материал с работой в лабораторных условиях.

Еще один эффективный способ освоения биологических и химических понятий - это различные экспедиции в летнее время. Хорошей традицией в школе Кусто Санкт-Петербурга были летние двухнедельные водные походы по водной системе Вуокса. Кроме спортивной составляющей важную роль в этих походах играли практические занятия по изучению флоры и фауны этого великолепного района Карельского перешейка. Мы брали с собой различные определители, лупы, походный микроскоп. Большой интерес учащихся вызывали занятия по оценке качества воды полевыми методами анализа по основным показателям, предусмотренными нормативными документами.

Полевые методы исследования не связаны с использованием сложного оборудования, они достаточно быстрые и не требуют особой подготовки. Результаты анализов, получаемые с их помощью, могут использоваться в творческих  исследовательских работах школьников.

Любое знакомство со свойствами воды начинается с определения органолептических показателей: цветность, запах, мутность, прозрачность, пенистость. Водородный показатель (рН) определяли, применяя универсальную индикаторную бумагу или раствор универсального индикатора. Обработку данных и оценку состояния воды оценивали по методикам А.Г.Муравьева. Использовали оборудование и реактивы НПО «Крисмас+».

Важное значение в формировании экологической культуры учащихся в последнее время приобретают «Экологические уроки», а также различные конкурсы, в которых школьники могут участвовать с помощью Интернета. С большим интересом наши старшеклассники не только принимали участие в таких мероприятиях, как «Всероссийский экологический урок», «Конкурс экологического плаката», «Свобода от отходов», уроки Экоцентра «Заповедники», но и сами проводили экоуроки для учащихся 5-7-х классов.

Таким образом, изучение биологии в 10-11 классах можно сделать более эффективным и результативным, привлекая знания учащихся по смежным дисциплинам и используя различные наглядные и практические методы.