Конспект урока "Профессиональное образование"

Разделы: Технология

Класс: 8


Цели урока:

  • сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
  • сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;
  • закрепить представление о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
  • развивать умение анализировать полученную информацию;
  • способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
  • воспитывать уважение к людям разных профессий.

Ход урока

Вопросы:

Знаешь ли вы, кем были по профессии ниже перечисленные известные личности?”

1. А.П. Гайдар — командир полка Краевой Армии.

2. Н.В. Гоголь – канцелярский чиновник в департаменте (1829 г.)

3. А.С. Грибоедов — глава Русского посольства в Персии.

4. А.С. Грин — был учеником на пароходе; работал в рыбачьей артели; был добытчиком золота на Урале; был рядовым пехотного полка.

5. Н.М. Карамзин — историк.

6. М.Ю. Лермонтов — офицер гвардейского гусарского полка, участвовал в военных действиях на Кавказе в войне с горцами.

7. М.М. Пришвин — агроном, работал на опытной сельскохозяйственной станции, много путешествовал.

Профессия - род деятельности, требующий специальных знаний и опыта (врач, учитель, инженер и т.д.)

Специальность - более узкая область приложения физических и духовных сил в рамках той или иной профессии.

Например:

  • врач - терапевт, невропатолог и др.;
  • учитель - учитель истории, математики и др.;
  • инженер – механик, электрик.

Самоопределение - активный процесс понимания себя, своего места в обществе и своего назначения в жизни.

Можно выделить:

  • профессиональное («кем быть?»: выбор профессии, способа и места обучения, пути профессиональной самореализации),
  • личностное («каким быть?»: выбор поведения, отношения к себе и к людям, пути личностного развития) и
  • жизненное самоопределение («как жить?»: выбор способа, стратегии, стиля жизни). Это разделение условно, эти три области самоопределения.

Профессиональное самоопределение- процесс принятия решений, касающихся профессионального развития.

Профессиональное самоопределение тесно связано с личностным самоопределением, при этом профессиональное самоопределение более зависит от внешних условий, а личностное самоопределение — от самого человека.

Сущность профессионального самоопределения состоит в поиске и нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. В течение карьеры человек вынужден будет совершать множество выборов. Мир профессий динамичен и изменчив (специалисты насчитывают около 7000 профессий, появляется множество новых профессий, каждый год происходит обновление примерно по 500 видам труда). В условиях рыночных отношений подход к проблеме профессионального выбора изменился: возможны крупные перемены, неоднократная смена профессии и социальных ролей.

От выбора профессии зависит благополучие человека. Как показывают исследования, удачно выбранная профессия повышает самоуважение человека, формирует его позитивный взгляд на себя, усиливает удовлетворенность жизнью, снижает риск физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и т.д. Именно поэтому выбор профессии является крайне важным шагом в жизни человека, выбирающего свой жизненный путь.

Профессиональное самоопределение — это не просто выбор профессии или альтернативных сценариев профессиональной жизни, а своеобразный творческий процесс развития личности.

Самоопределение может быть адекватным профессионально важной проблеме — и тогда происходит развитие личности, а может быть и неадекватным — тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление»... При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью, с работой.

Выделяют несколько этапов профессионального самоопределениея на разных стадиях становления личности: (т.е. этапы варьируют в зависимости от социальных условий и особенностей развития личности.)

1 этап – это детская игра, в ходе игры ребёнок примеряет на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения.

2 этап – подростковая фантазия – это когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

3 этап – захватывает весь подростковый и большую часть юношеского возраста – это предварительный выбор профессии. На этом этапе разные виды деятельности сортируются и оцениваются в следующем порядке: - вначале с точки зрения интересов подростка;  -  с точки зрения способности; - с точки зрения системы ценностей.

4 этап – практическое принятие решения – выбор профессии.

Важно отметить, что выбор профессии зависит от трех объективных условий:

  1. социальное положение и материальное благосостояние семьи;
  2. уровень образования родителей;
  3. социальный престиж профессии.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях.

С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития.

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (И.К.Степаненков).

Факторы профессионального самоопределения учащихся

  • Потребности рынка, возможности трудоустройства по избранной специальности в будущем.
  • Профессиональная направленность: знания о профессиях, профессиональные намерения, убеждения, ценности, мотивы, интересы, способности и т.п.
  • Практическая «проба сил»: участие в разных видах трудовой или профессиональной деятельности.
  • Первичные потребности, задатки, темперамент, состояние здоровья и другие генетически обусловленные свойства личности.

- В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться? Вы, еще не став самостоятельными, не имея достаточного жизненного опыта, опыта принятия решений, уже сейчас должны определиться в столь важном вопросе.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь себя  от возможных ошибок, выбрать дело по душе.

Есть два способа выбора профессии: Вспомните и назовите пожалуйста какие это методы?

Первый - это метод «проб и ошибок»: человек ищет вслепую, пробуя себя в различных сферах, пока не найдет то, что будет приносить ему и средства для того, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий.

В настоящее время насчитывается более 40000 профессий, при этом 500 из них ежегодно исчезают ( лакей, цирюльник, кучер) и почти столько же появляется новых. Приведите примеры? (марчендайзер, маркетолог, программист)

Многие профессии безвозвратно уходят в прошлое, другие же настолько меняются по своему содержанию, составу операций, что тоже становятся новыми, требующими от работника значительной переподготовки, постоянного повышения квалификации.

(Например: профессия учителя требует умения и желания постоянно учится, овладевать новыми техническими средствами обучения – компьютерами, оргтехникой, не только не отставать от учеников в знании техники, но и идти впереди)

Возможен другой путь: прежде всего, необходимо изучить самого себя, все то, что делает каждого из нас единственным и неповторимым: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы. Далее надо ознакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотносить их со своими личностными особенностями. Только тогда выбор профессии будет вёрным и удачным.

Этот второй путь надо каждому пройти осознанно, разобраться в самом себе, ответив на вопросы: «Что у меня лучше получается? К чему я сам больше склонен? Где бы я хотел реализовать себя? Как я понимаю успех?»

Следовательно, чтобы овладеть профессией, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.  

Ответьте на вопросы кроссворда.

1. Профессия типа "человек - человек", связанная с высокой моральной ответственностью.

2. Профессия типа "человек - природа", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации.

3. Распространенная профессия типа "человек - знаковая система".

4. Профессия типа "человек - художественный образ".

5. Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде. (человек – техника )

- Скажите ребята, а какие ошибки вы могли или боялись совершить при выборе профессии?

Варианты ответов:

А) выбор профессии за компанию;

Б) плохое различение школьного учебного предмета с профессией;

В) отношение к некоторым  важным для общества профессиям как к недостойным;

Г) перенос отношения к человек на его профессию – подражание отцу, старшему  товарищу, брату, знакомому.

Типичные ошибки при выборе профессии

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

(условия, требования к способностям ,уровень подготовки, протовопоказания, перспективы карьерного роста и т.д.)

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Но можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т.д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

4. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

5. Выбирать профессию «за компанию»

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

6. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.
Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

8. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.
Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас.

Дерево ваших возможностей

- Перед вами схема вашей дальнейшей жизни в виде дерева:

Корни - это семья, интернат.

Ствол - школа, где вы получили первоначальное образование и трудовые навыки.

Ветви - это дороги, которые вы выбираете, и от того, по какой дороге вы направитесь, зависит ваша дальнейшая жизнь (колледжи, институт, курсы, временная работа, работа на "хозяина", криминал, попрошайничество, на иждивении у родителей, удачная женитьба,замужество).

Система профессиональной подготовки кадров (стр. 99)

Уровни подготовки

Типы образовательных учреждений

Начальный

Учебно-курсовые комбинаты, профессиональные лицеи

Средний

Колледжи, техникумы,училища

высший

Институты, университеты, академии, аспирантура, докторантура

Лабораторно-практическая работа № 13 (стр. 108)

Задание: Напишите в тетради наиболее важные требования, предъявляемые выбранной вами профессии. Обоснуйте свой выбор.