Технологии арт-терапии как средство духовно-нравственного развития дошкольников: коллажирование

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Само слово коллаж происходит от французского collage - наклеивание - это такой прием в изобразительном искусстве, когда на основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуя композиционное единство, выражающее эмоциональную идею художественного произведения. Главная задача коллажа - соединить, связать отдельные изображения и символы в единый сюжет.

При создании коллажей используются практически все виды изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирования из природного и бросового материалов, тестопластика и др., причем изображения предметов и явлений, способы, используемые для этого, вариативны и вместе с тем создаваемый детьми коллаж в процессе коллективной деятельности постоянно обогащается, усложняется.

Техника аппликации (коллажа) включает в себя умение создавать изображения, используя различные материалы. Приобретаются эти навыки детьми постепенно.

Работа над коллажем может быть как индивидуальной, когда каждый участник делает свой коллаж, так и групповой, когда группа из 4-6 человек делает единый коллаж на определенную тему. Коллаж как техника арт-терапии чаще используется в групповой работе.

Целями составления коллажей являются:

  • получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность;
  • выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляд, свое понимание тем;
  • развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арт-терапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей;
  • проявить оригинальность и уникальность личности участника группы;
  • проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

В рамках реализации годовой задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через продуктивные виды деятельности технология составления коллажа была выбрана неслучайно. Ее использование позволило прояснить, что дети считают «хорошими и плохими поступками», в чем проявляется доброта, какую помощь и поддержку дети готовы оказать как взрослым, так и сверстникам.

Работа над коллажем начинается с беседы «Что такое доброта?». Дети высказывают свое мнение, взрослый лишь направляет, но не подсказывает. Затем детям предлагается изобразить с помощью карандашей, фломастеров поступок, который они считают «хорошим», «добрым», можно создать его из цветной бумаги и пластилина. Получившиеся работы обязательно вырезаются и наклеиваются на общий лист бумаги. Размер листа зависит от количества участников и задач, которые хочет решить взрослый в ходе занятия. Размещает свою работу ребенок самостоятельно, что позволяет увидеть, как он выстраивает отношения со сверстниками, какое положение в группе занимает. Когда все работы наклеены, получившийся коллаж обязательно вывешивается на стену, дети дают ему название, еще раз закрепляя понятие «доброты», «доброжелательного отношения» как одного из важных нравственных качеств. Работа в группе способствует сплочению детского коллектива, формирует и развивает уважительное отношение друг к другу, эмпатию, что благоприятно сказывается на психологическом климате группы. Кроме того, составление коллажа позволяет детям проявить самостоятельность и инициативность.