Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, Функциональная грамотность


В современном мире человек не может обойтись без информационных технологий. Большинство людей не посещают магазины, аптеки, а товары заказывают в Интернете. В сети можно работать, получать образование, обращаться в государственные органы, за врачебной помощью и общаться друг с другом.

Поэтому нужно уметь анализировать, понимать и использовать любую полученную информацию. Данное умение необходимо и учащимся для того, чтобы они чувствовали себя уверенно в современном обществе. Одна из важнейших задач школы - формирование функциональной грамотности учащихся.

Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность - это способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и взаимодействовать с ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию. Функционально грамотная личность - это:

  • человек, действующий в соответствии с общественными ценностями и интересами;
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои поступки;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • умеющий самостоятельно получать знания;
  • легко адаптирующийся в любом социуме;
  • владеющий устной и письменной речью как средством общения между людьми;
  • свободно владеющий современными информационными технологиями.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, уверенный в себе, способный к самоутверждению, умеющий жить в социуме, обладающий определёнными качествами и ключевыми компетенциями.

Эти качества должен воспитывать в детях современный педагог, начиная с 1 класса.

На основе требований ФГОС НОО и анализа результатов международных мониторинговых исследований качества школьного образования разработана обновленная характеристика функциональной грамотности младшего школьника.

Выпускник начальной школы должен обладать:

  • готовностью быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям в окружающем мире;
  • возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать умениями выстраивать последовательность своих действий в той или и ной деятельности;
  • способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
  • умениями, обеспечивающими стремлением к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию.

Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности:

  • коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли;
  • информационная грамотность - умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета;
  • деятельностная грамотность - это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, осуществлять самоконтроль, самооценку.

Перед учителем начальной школы стоит важная задача: развить ребёнка. Это значит развить память, мышление, речь, внимание, воображение, фантазию, пространственные представления, умение общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Функциональная грамотность младшего школьника формируется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, и имеет разнообразные формы.

Внеурочная деятельность - это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности. Она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития детей.

Занятия внеурочной деятельности отличаются от обычных уроков формой проведения, отсутствует оценочная система. Занятия оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более глубокие и прочные знания и функциональная грамотность.

Одним из направлений работы по развитию функциональной грамотности являются занятия по развитию финансовой грамотности младших школьников.

Цель программы «Финансовая грамотность» -

  • развитие экономического образа мышления;
  • понимание того, как заработать деньги и правильно их потратить;
  • воспитание ответственного отношения к заработанным деньгам родителей;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Начиная с 1 класса, ребята узнают историю появления денег, знакомятся с валютой разных стран, учатся правильно распоряжаться карманными деньгами (как сэкономить, потратить, накопить деньги). На занятиях в игровой форме ребята учатся применять полученные знания и умения на практике. Например, игра «В магазине», Дети защищают проекты, составляют памятки и буклеты. К проведению занятий привлекаются учащиеся старших классов, которые делятся своим опытом, проводят игры и конкурсы. В нашей школе работа по формированию финансовой грамотности ведётся в среднем и старшем звене. Учителя математики решают с учащимися более серьёзные экономические задачи.

В 1 классе было проведено занятие по финансовой грамотности: Воркшоп «Деньги. Какие они бывают».

Информационная карта

I. Методический блок

II. Содержательный блок. «Деньги. Какие они бывают»

Содержание:

  1. Приветствие. Знакомство участников с форматом воркшопа. Представление тьюторов
  2. Деление на группы.
  3. Просмотр информационного видео.
  4. Работа в группах, под руководством тьюторов: практическое задание по определению частей монеты, решение практических задач.
  5. Определение иностранной валюты в группах под руководством тьюторов.
  6. Решение практических заданий из РТ под руководством тьюторов. Представление результатов.
  7. Оформление информационной карты в группах.
  8. Рефлексия.

Таким образом, занятия внеурочной деятельностью играют значительную роль в формировании функциональной грамотности учащихся, позволяют почувствовать себя уверенно в современном мире, активно использовать полученные знания в жизни.

Литература

  1. Данилова С.Е. Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами внеурочной деятельности
    https://danilovase-roshslizey.edumsko.ru/articles/post/2852020
  2. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся.
  3. Н.М.Кузнецова. Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы: методическое пособие для педагогов / Под общей редакцией Л.Ю.Панариной, И.В.Сорокиной, О.А.Смагиной, Е.А.Зайцевой. - Самара: СИПКРО, 2019.
  4. Формирование функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности".
    https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/
    formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_mladshikh_shkolnikov_vo_vneurochnoi_deia?ysclid=lmj8avgpty96685875