Класс: 3.
Программа: "Школа России".
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место урока: 30 урок, 20 урок в теме “Табличное умножение и деление”.
Цели:
- деятельностная - формировать у учащихся умений реализовать новые способы действий;
- содержательная - формировать математическую речь и культуру, за счёт знакомства с новым понятием "задача на кратное сравнение"
- познавательная: учить решать простые задачи на кратное сравнение.
Продукт урока: Создание сборника задач.
Задачи:
- Совершенствовать вычислительные навыки;
- Развивать логическое мышление, математическую речь;
- Воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.
Планируемый результат: уметь решать простые задачи на кратное сравнение.
Личностные умения:
- Позитивное отношение к решению проблемы.
- Понимание собственных достижений.
Метапредметные умения:
- Познавательные умения: использовать приобретённые знания для выполнения заданий, отличать задачи изученного вида.
- Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
- Коммуникативные умения: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в группах.
Предметные умения:
- Различать задачи разных видов.
- Решать простые задачи на кратное сравнение.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, планшеты для устного счёта, карточки для игры «идём в гости», карточки с задачами, сборник стихов А.Л.Барто для физ.минутки, заготовки для книги – сборника задач, смайлики.
Продолжительность урока: урок 45 мин.
Ход урока
1. Организационный момент
«Здравствуйте!» - ты скажешь человеку.
«Здравствуй!» - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- А вы готовы начать урок?
(четверостишие читает ученик)
Всё в порядке на столе!
Есть порядок в голове!
Чтобы иметь знания,
Понадобятся терпение и старание.
2. Вхождение в тему. Определение целей урока
- Скажите, а хотел бы кто-нибудь из вас стать ученым, писателем… и выпускать свои сборники трудов?
- А что такое сборник? (Книга, в которую собраны какие-либо материалы, произведения, задачи)
- А мы могли бы выпустить сборник задач для класса?
- А что надо уметь для этого? (знать табл. умножения, уметь решать разные задачи, сочинять задачи…)
- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? (Решать задачи)
3. Актуализация знаний
Богатство нужно так нажить,
Чтоб никого не потревожить.
Умножить, значит умно жить,
А умно жить – умножить.
- Сейчас мы поиграем в игру «Иду в гости», которая поможет нам вспомнить и закрепить знание таблицы умножения от 2 до 5 и соответствующих случаев деления.
Есть гости и хозяева. У хозяев карточки с примерами. Если гость правильно решает пример, то забирает карточку себе. Далее вы меняетесь ролями. У кого больше карточек, тот и выиграл. У нас 3 мин. Начали!
Подведём итог. У кого 5 карточек? 6? 7? …
(На доске фиксируем результат игры) Победитель игры - ...
- Мы сказали, что цель урока научиться решать задачи. А зачем тогда мы повторяли решение примеров на умножение и деление?
- А теперь приступаем к реализации заданной цели урока – решению задач. Приготовьте планшеты.
Задачи решать нелёгкое дело,
Но за него возьмёмся мы смело,
А чтобы ошибок не допускать,
Будем думать, смекать, вычислять.
- Сыну 8 лет. Отец в 5 раз старше. Сколько лет отцу?
- С одной яблони собрали 18кг фруктов, а с другой на 5кг больше. Сколько кг яблок собрали с двух яблонь?
- В деревне 28 деревянных домов, а каменных в 7 раз меньше. Сколько всего домов в деревне?
- Молодцы!!!!
4. Изучение нового (постановка проблемной ситуации)
- Составьте задачу по краткой записи, задавая разные вопросы:
Цыплят – 8 птиц
Утят - 4 птицы
- Первый вопрос такой, чтобы задача решалась сложением.
(На лужайке было 8 цыплят и 4 утёнка. Сколько всего птиц на лужайке?)
- Как покажем вопрос в краткой записи?
Запишем решение ………, ответ…… комментирует
- Второй вопрос такой, чтобы задача решалась вычитанием.
- На сколько больше цыплят, чем утят?
- Как покажем в краткой записи?
Запишем решение …………, ответ ……. комментирует
- На сколько меньше утят, чем цыплят?
- Как покажем это в краткой записи?
Комментирует …………………….
- Почему при ответе на два последних вопроса вы выбрали действие вычитание?
- Как называются такие задачи? (на разностное сравнение)
- Но вот какая проблема: ребята из другого класса решили её делением.
- Какая задача перед нами стоит? Что надо выяснить?
а) Какой вопрос задали?
б) Почему надо решать делением?
в) Как доказать, что надо решать делением?
г) Каким правилом надо воспользоваться?
- Я помогу вам.
Вспомните, что такое деление, и тогда вам удастся задать правильный вопрос. В толковом словаре даётся такое объяснение: Деление – это математическое действие, посредством которого определяется, сколько раз одно количество содержится в другом.
- Какой вопрос поставим? (Во сколько раз утят меньше, чем цыплят?)
- Как это показать?
- Сколько раз 4 содержится в 8? (2 раза )
- Каким действием решим задачу? (делением)
- Почему?
- Запишем решение: 8 : 4 = 2 (?) раза
- Ещё раз произнесите вопрос
- Сформулируйте ответ.
- А если нас спросят, во сколько раз цыплят больше, чем утят, каким действием решим задачу?
- Почему? (Надо тоже узнать, сколько раз 4 содержится в 8)
- Какое больше число 8 или 4?
- Какое меньше?
- Какое число делим? (большее на меньшее)
- Сделайте вывод: почему, когда вопрос «Во сколько раз?» надо делить?
(т.к. надо узнать, сколько раз меньшее число содержится в большем)
- Такие задачи называются ... (“задачи на кратное сравнение”)
- Это и есть тема нашего урока. - Кто уже может сказать правило решения таких задач? (Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого нужно большее разделить на меньшее)
- Давайте сравним наш вывод с научным источником – учебником. Совпадают ли они?
- Молодцы!
5. Первичное закрепление нового
Внимание на экран (или на доску)
- Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение и обоснуйте свой выбор.
В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой? | В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой? |
15 : 5 = 3 (раза)
15 – 5 = 10 (конфет)
- Почему вычитанием?
- Почему делением? (когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)
6. Эмоциональная разрядка. Физминутка
- С помощью активного метода обучения «Сам себе режиссёр» снимем напряжение и отдохнём.
Учитель читает стихи А.Л.Барто, а дети показывают движения.
7. Самостоятельное решение
Двое учеников решают задачу у доски на закрытых досках.
- Отдохнули. Еще раз повторим, что нужно сделать, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого? (правило)
- У вас на столах лежит конверт с задачей. Попробуйте решить её самостоятельно. Если возникнут трудности, можно обратиться за помощью к товарищу.
Далее идёт проверка решённых задач на доске и у детей.
- Поднимите руку, кто легко справился с задачей. Кому еще трудно?
8. Создание продукта (работа в парах)
- А теперь, я думаю, все готовы к тому, чтобы мы смогли придумать и записать задачи на кратное сравнение, чтобы создать сборник класса.
Дети составляют и записывают на специальных листках свою задачу.
9. Обсуждение
- Проверяем. Ученик читает, а класс решает, берем задачу в сборник или нет и почему?
Листы с записанными задачами от команд тут же собираются в тетрадь и скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник задач на кратное сравнение.
10. Рефлексия
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- А пригодятся ли нам эти умения в жизни?
- А теперь подведем итог. Кому-то на уроке сегодня было легко, а кому то ещё трудно. Это не беда. Впереди у нас ещё будут уроки на эту тему. У вас всё получится. А вас я попрошу, оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующий смайлик (молодец, старайся, можешь лучше)
11. Домашнее задание
- С. 41 - из № 2, 4, 5 выберите понравившееся для себя задание и решите его самостоятельно.
- Спасибо за урок!