Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов ИКТ

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


«Научить человека жить в информационном мире –
важнейшая задача современной школы».
Академик А.П.Семенов

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными.

Цель работы: распространение опыта работы учителя по применению ИКТ для повышения качества образования младших школьников.

Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий.

Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому я выбрала эту тему. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы.

Учителю необходимо овладеть рядом умений.

Основными являются:

  • технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
  • методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
  • технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.

Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

  • средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
  • средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
  • вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  • комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

  • информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  • интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  • поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По типу информации:

  • электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
  • электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
  • электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  • электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  • электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).

4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:

  • урочные;
  • внеурочные

Часть учеников моего класса имеют определённый навык работы на компьютере, и я стремлюсь к тому, чтобы эти навыки дети использовали в качестве инструмента для решения учебных задач.

ИКТ позволяют мне:

  • организовать различные формы работы:
    • групповую,
    • парную,
    • индивидуальную;
  • увеличить объем выполняемой работы на уроке в 1,5–2 раза;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
  • усилить образовательные эффекты;
  • повысить качество усвоения материала;
  • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
  • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Создание презентаций к урокам;
  • Работа с ресурсами Интернет;
  • Использование готовых обучающих программ;
  • Разработка и использование собственных авторских программ.

В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями.

I. Создание презентаций к урокам.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Я часто использую созданные мною презентации на своих уроках на разных этапах урока.

Презентации использую не только на уроках, но во время проведения классных часов или других мероприятий, для проведения анимированных физминуток.

Вывод:

Презентации позволяют учителю:

  • наглядно представлять материал;
  • интенсифицировать процесс объяснения нового материала;
  • регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
  • повышать познавательную активность обучающихся

II. Работа на интерактивной доске

Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.

Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.

Используя интерактивную доску, преподаватель не только может показать и прокомментировать живопись и графику, но и создавать свой рисунок.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

  • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
  • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
  • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.

Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.

Таким образом, положительные возможности ИКТ налицо! Перечислим их ещё раз:

  • Для работы не требуется специальных знаний и навыков.
  • Спроецировав изображение на доску, пользователи управляют им легким касанием карандаша, делают соответствующие записи и исправления.
  • Отдельные изображения, фрагменты текста можно выделить, что позволяет сфокусировать внимание учащихся именно на этом материале.
  • Стопроцентная наглядность, возможность иллюстрировать материал любого типа (текст, видео, мультимедиа, схемы и др.).
  • Высокий уровень активности детей на уроке; отсутствие страха отвечать у доски.

Все это помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.

Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.

Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:

  • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
  • использование групповых форм работы;
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
  • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
  • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
  • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
  • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним.

Возможность делать записи электронными чернилами (с помощью маркера или даже только одним пальцем).

Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним записи.

Текст, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителю фиксировать внимание учащихся на наиболее важных объектах при объяснении материала. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно (инструменты «шторка», «подсветка», «волшебное перо»). Можно не только выделить часть экрана, но и увеличить (детализировать) изображение или надпись (инструменты «лупа», «волшебное перо»).

Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает учащимся больше уверенности – они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения. Может быть полезным при изучении геометрического материала: нахождение равных фигур, сравнение площадей различных фигур наложением. Также можно решать задачи-головоломки со спичками и строить фигуры «Танграм».

Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат. Нужно также и не забывать про СанПиН.

На своих уроках использую готовые программные продукты на компакт-дисках.

Основной проблемой, с которой сталкивается учитель при подготовке уроков, является поиск материалов. Источниками демонстрационных материалов могут служить имеющиеся в продаже мультимедийные диски. Такой материал содержит множество полезных сведений об окружающем мире, о существующих и исчезнувших цивилизациях, великих эпохах и далеких мира, выдающихся деятелях прошлого и настоящего, о необычных явлениях природы, животных и растениях.

Использую цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Имеющиеся электронные приложения к учебникам по программе «Школа России» предназначены для учителей и содержат набор информационных объектов, которые отображают процессы и явления по предметной области. Данные электронный пособия я использую при объяснении тем, требующих большого иллюстративного материала и обобщающих таблиц.

Применяю тестовую технологию инструмент учителя – приемник SMART Response (пульт).

В школе компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.

Для входного, промежуточного, контрольного тестирования использую различные типы заданий: с множественным выбором, с альтернативным типом ответа, задания на восстановление соответствия.

И вот буквально год назад я познакомилась с проектором нового поколения -широкоформатный ультракороткофокусный проектор и интерактивная доска в одном корпусе.

Новая серия проекторов Epson предназначена специально для создания интерактивных классов в школах.

  • Эти яркие и простые в использовании проекторы можно установить всего в 10 см от экрана.
  • Epson позволяют создавать интерактивную доску на любой поверхности. А интерактивные функции позволяют превратить простую школьную доску( можно и меловую) и даже обычную стену в интерактивную поверхность, максимально активизируя внимание учеников и полностью вовлекая их в обучающий процесс.
  •  Свет от ультракороткофокусного объектива не ослепляет учителя и не создает теней на экране. Кстати, еще один минус проекторов и, соответственно, интерактивных досок. Часто на руке отображаются остатки формулы.
  • Благодаря яркости и контрастности, а также использованию оригинальной технологии Epson 3LCD учителя и ученики видят яркое, естественное и высококонтрастное изображение даже при дневном освещении. Это позволяет демонстрировать в максимальном качестве.
  • Epson совместим с любым программным обеспечением других производителей.
  • Проектор поставляется с двумя электронными ручками-указками, с помощью которых учитель и ученик могут писать на доске одновременно, что способствует быстрой и эффективной совместной работе.
  • Быстрое включение и мгновенное выключение
  • Возможность подключения документ камеры Epson ELPDC06. Документ-камера дает возможность: проецируя страницу учебника на доску, работать с упражнением, разбирать конкретное задание, делать фото и видео съемку прямо на уроке.
  • Использование на экране простого маркера.

Мои дети пришли в полный восторг и оценили более широкие возможности новых технологий.

Проводя уроки с использованием интерактивной доски, я вижу восхищённые глаза своих учащихся и буду использовать доску, потому что с её помощью смогла вовлечь учащихся в образовательный процесс.

Документ-камера, всё больше становится незаменимым помощником современных учебных и факультативных процессов.

Однако, к сожалению, мало кто из учителей использует все возможности этого инструмента, ограничиваясь лишь несколькими функциями.
Этот замечательный инструмент, который способен превратить любой урок в творческий созидательный процесс, дающий возможность придерживаться принципа интерактивности, наглядности, универсальности и уникальным образом поддерживать двусторонний диалог учителя и ученика.

Демонстрация в реальном времени мелких или существующих в единственном экземпляре объектов с возможностью произвольного масштабирования, изменения положения и наблюдений (в том числе, длительных). Кусок каменной породы, страница книги / газеты, муравей / бабочка, фотография / иллюстрация / график, захватывающая демонстрация в динамике физических опытов и химических процессов, визуализация уникальных текстов и гравюр – с помощью документ-камеры всё это, как никогда, становится максимально доступным, наглядным, повышает интерес учеников к рассматриваемой теме и способствует прогрессирующему качеству современных уроков.

Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности.

Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого.

Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала.

Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры практически на всех уроках. Особенно часто мы работаем с ней на уроках русского языка. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность каждого ученика становится наглядной, связывается с нестандартной двигательной активностью, что вызывает положительный настрой у учащихся.

В первом и во втором классах очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке.

Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.

Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв.

Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор достаточно лёгок в использовании (во многих случаях уже первоклассники работают с ним без помощи учителя).

Возможности, доступные при использовании документ-камеры позволяют учителю реализовывать в более полном объёме требования ФГОС.

Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.

Основные направления использования:

  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.
  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.
  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.
  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.

На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.

Много эмоций вызывал прием, когда ученик первый сделавший работу в тетради проецировал свое решение через документ-камеру, и объяснял, показывая на проекцию задания. А если находились ошибки, то вносили исправления у всех на виду разноцветными маркерами.

Узнав о возможности документ-камеры записывать еще и звук, сразу захотелось воплотить идею в жизнь. Записывать одновременно звук и видеоизображение с новым оборудованием станет совсем просто.

Документ-камеру мы используем на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии и ИЗО. Она позволяет наглядно продемонстрировать экспериментальную работу (работа над ошибками, контрольное списывание, математические диктанты, каллиграфия, тесты, рабочая тетрадь и т.д.), зафиксировать затруднения, что обеспечивает формировать исследовательские навыки детей. Оборудование данного типа дает возможность наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности (работа по шаблону, вышивка, работа с тканью и т.д.). На уроках русского языка, математики и литературы использование документ - камеры возможно на всех этапах. Достаточно часто она используется на этапе объяснения нового материала и при контроле знаний. Очень удобно при помощи камеры анализировать письменные работы учащихся, указывая на конкретные ошибки.

Примеры использования документ-камеры на различных уроках в начальной школе:

  • Демонстрация предметов
  • Проверка и исправление домашних работ учащихся.
  • Возможность быстрого редактирования письменных работ.
  • Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
  • Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
  • Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка)

Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала.

III. Использование ресурсов Интернет

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.

Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.

Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, фотографии, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда. Интернет:

  • Расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • Предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • Дает возможности для профессионального роста;
  • Открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • Позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся.

Вывод

Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, зато составленные таблицы, схемы, наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий. Пусть нет пока резкого повышения качества знаний по всем предметам в моем классе, но есть повышение мотивации учения.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

  • повышению мотивации к учению,
  • повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,
  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,
  • развитие наглядно-образного, информационного мышления,
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
  • повышению уровня комфортности обучения.

Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.

Источники информации

  1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. – 2000 г.
  2. Тур С.Н., Бокучава Т.Т. Первые шаги в мире информатики. Метод. пособие для учителей1-4 классов. — Спб, БХВ. —Петербург. —2002. —544с.
  3. Сеть творческих учителей http://nsportal.ru