Урок физики по теме «Механическое движение». 7-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Ключевые слова: физика, квест-игра, Механическое движение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пояснительная записка

Предлагаю проект урока физики в 7 классе, с использованием интерактивной игры – образовательного квеста.

В последние годы в реалиях современного образования очевиден недостаток внимания к обучению физике, что может стать началом кризиса научно-технического прогресса. Мне, как современному участнику педагогического процесса, уже с первого года обучения необходимо заинтересовать учащихся изучением физики, развить стремление к поисковой естественнонаучной деятельности. По моему мнению, одними из самых результативных технологий для активизации познавательной деятельности являются игровые и интерактивные технологии обучения. Интерактивную игру считаю очень эффективным видом современных интерактивных технологий, так как она создает оптимальные условия для становления, личностного роста обучающихся.

Являясь классным руководителем в 7 классе, я наблюдала за детьми еще в начальной школе, и вплотную занимаюсь изучением их возрастных особенностей с 5 класса. На подготовительном этапе я разделила класс на три группы. Формируя первую группу, я учитывала личные особенности детей (состояние здоровья, умственные способности). В первую группу вошли «эксперты»: один ученик с познавательной деятельностью ниже среднего и плохой памятью; два учащихся очень плотного телосложения, у которых возникают трудности на уроках физкультуры и которым физически будет трудно бегать в поиске мест постановки задачи; один обучающийся с дефектами речи, но высокой познавательной активностью; один мальчик с замедленностью темпа деятельности, которому необходимо чуть больше времени, чем остальным для нахождения и формулировки верного ответа. Все дети, вошедшие в эту группу, способны к изучению физики и сами изъявили желание на подготовительном этапе выступить моими помощниками. Для них были приготовлены задания на поиск, оформление и презентацию информации (часть этих заданий мы выполняли совместно, часть они делали самостоятельно, но с помощью и под контролем учителя). Формируя вторую и третью группы (на этапе вхождения в игру), я учитывала межличностные интересы детей (они хорошо общаются между собой), стремление к самообразованию и самовоспитанию участников игры, а так же познавательные интересы обучающихся (свойство их памяти и склонность к более плодотворному изучению данного предмета). Вторая и третья группы равны по силам и наполняемости (7 человек в каждой группе). В этих группах детям были предложены следующие роли: капитан, счетовод, теоретик, практик, часовщик, эти же обучающиеся исполняют роль интеллектуалов.

Большую роль в формировании естественнонаучной деятельности школьников имеют интерактивные игры. Такие игры отличаются значительным эмоциональным оттенком, характеризуются изменчивостью игровых элементов. Игровая ситуация помогает детям выбирать самый подходящий способ решения различных задач. В играх у детей формируется интерес к конкурсным заданиям. В играх дети нередко достигают лучших итогов, чем, просто выполняя задание. Игры – важный процесс коллективного общения детей, их социальной адаптации.

В зависимости от действий игроков игру можно изменить либо путем замены заданий (с расчетных на качественные) на этот случай предусмотрены дополнительные задания, которые позволят продолжить продвижение к заключительному этапу игры, либо игру можно продолжить в классе в виде игры-соревнования.

Игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и сильная мотивация учения. Так как урок построен в форме образовательного квеста, то, конечно, у ребят возникает желание победить, а для этого у них должны быть крепкие знания по теме урока (учащиеся повторяют пройденный материал дома). Поэтому, для создания соревновательной мотивации я выбрала главным мотив «достижение», т.к. он нацеливает учащихся на победу, достижение лучших результатов. В качестве сопутствующих мотивов решила взять: «коммуникативный», так как он прочно связан с общением, сотрудничеством, взаимодействием; «эмоциональный», ведь он вызывается положительными эмоциями: чувством интереса, радости от того, что «Я – не хуже других!», азарта – «Я могу еще лучше!»; «внешний мотив», потому, что данный мотив связан с получением признания в любой форме от товарищей по классу, сверстников и поощрения от учителя. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование.

Для того чтобы коллективная деятельность стала продуктивной, её навыкам необходимо обучить. Для этого я использовала такие шаги обучения, как: мозговой штурм при решении задач разного типа на местах постановки задачи, где каждый член группы при обсуждении проблемы предлагает любой, самый неожиданный или «невозможный» вариант ее решения, принцип коллективизма в обучении – это всеобщее сотрудничество всех со всеми, всесторонняя товарищеская взаимопомощь. («Учись сам, учи других, учись у других»), принцип педагогизации деятельности каждого участника учебного процесса (при коллективном обучении все обучают каждого и каждый всех), принцип завершенности (обучаемый должен знать и уметь то, что знает и умеет обучающий по данному вопросу).

Игра в образовательном процессе, а особенно интерактивный квест меняет мою роль, как учителя, с активной на несколько других ролей. На подготовительной стадии я принимаю на себя роль «тренера». При этом преследую цель – тренировка игроков первой группы на выполнение их роли «эксперта». Подготавливаю их к решению задач, которые будут предложены двум другим группам на местах постановки задачи. Далее я беру на себя роль «инструктора». Эту роль я исполняю на стадии ввода в игру. Цель – описание правил игры игрокам второй и третьей группы, прогнозирование последствий игровых действий. Следующая роль, исполняемая мной во время игры – это «Судья-рефери». Цель – поддержание хода игры через обеспечение соблюдения игровых правил, и, наконец, я становлюсь «Арбитром» на стадии анализа и оценки результатов игры.

Технологическая карта урока

Тема урока

«Механическое движение»

Тип урока

комбинированный урок закрепления изученного материала, применения знаний и умений по данной теме, и обобщения и систематизации знаний

Формы, приемы, методы

Форма урока: интерактивной игры – образовательного квеста.
Методы, применяемые на уроке: словесные, наглядные, практические методы.
Приемы урока: Формирование команды по цепочке «Идем за мной», прогноз хода игры по названию, верю-не верю, лови ошибку

Педагогические технологии

Игровые технологии, интерактивные технологии обучения, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества

Цель

повторение и закрепление основных понятий и формул (механическое движение, траектория, пройденный путь, равномерное и неравномерное движение, скорость, единицы скорости, формула скорости, средняя скорость), применение полученных знаний и умений в новой ситуации (во время прохождения образовательного квеста)

Планируемые результаты

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Сформированность познавательных интересов учащихся; убежденность в необходимости разумного использования достижений науки и техники; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
мотивация образовательной деятельности на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

 

Формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Ставить цель урока, учиться выдвигать свою гипотезу, работать по предложенному учителем плану, отличать верно выполненное задание от неверного, совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Искать новые знания. Обрабатывать полученную информацию, учиться ее сравнивать.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других. Принимать точку зрения товарищей. Договариваться о правилах общения в игре. Учиться выполнять различные роли в группе, осваивание приемов и действий в нестандартных ситуациях.

Учащиеся должны знать/понимать:
Распознавать и раскрывать смысл понятий и величин: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, путь, скорость;
Учащиеся должны уметь:
Сравнивать, описывать и объяснять равномерное
и неравномерное прямолинейное движение. Использовать измерительные инструменты для измерения расстояния, промежутка времени. Обосновывать результаты измерений и выявлять на этой основе зависимости пути от времени. Выражать результаты измерений в единицах СИ. Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях. Решать задачи на применение изученных физических законов в нестандартной ситуации. Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.

Конспект урока