Цели урока:
- создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
- организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём;
- воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям;
- развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.
Формирование УУД.
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
- содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
- помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД:
- самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
- нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
- развитие моральной готовности противостоять злу, равнодушию, формализму.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Оборудование:
- презентация «Эхо прошедшей войны»;
- видеоклипы на песни «Журавли» (муз. Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова), «За того парня» (муз. М.Фрадкина, стихи Р.Рождественского);
- текст рассказа Б.Васильева «Экспонат».
Ход урока
А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Р.Рождественский
1. Вступительная часть
Видеоклип на песню «Журавли».
Эхом отзывался крик журавлей в этой песне.
Эхо… Эхо… Что же это такое?
Эхо – отражение звука от предмета, отзвук. Лесное эхо. Как эхо повторять что-нибудь.
А теперь послушайте строки поэта Роберта Рождественского.
Покроется небо пылинками звёзд,
И выгнутся ветви упруго.
Тебя я услышу за тысячу вёрст:
Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга.
- Какое эхо имел в виду поэт?
- Только ли о природном явлении мы можем так сказать?
Продолжите данный ряд: эхо любви…
Эхо дружбы, эхо добра, эхо милосердия, эхо памяти…
Эхо – отзвук, отклик на чувства, отношение другого человека.
2. Тема урока. Целеполагание.
А мы с вами сегодня на уроке будем говорить об эхе, которое оставила война в душах людей.
Тема урока – «Эхо прошедшей войны».
Вы прочитали повесть Б.Васильева «Экспонат №».
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
- Какие вопросы мы будем обсуждать?
- Какой след оставляет в душе человека война?
- Как нужно относиться к тем, кто её пережил?
- Как сохранить память о погибших?
3. Знакомство с автором
Имя писателя Бориса Васильева – новое для вас. Что узнали вы об этом авторе?
ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (1924-2013).
Лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени А.Д.Сахарова «Апрель».
Когда окончил 9-й класс, началась война.
Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.
Мальчишкам, родившимся в 1924 году, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.
Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.
Многие произведения Б. Васильева – о минувшей войне: «А зори здесь тихие (1969), «В списках не значился» (1974), «Встречный бой» (1979), «Кажется, со мной пойдут в разведку» (1980), «Завтра была война» (1984).
4. Аналитическая работа с текстом произведения
Жизнь коммунальной квартиры во время войны.
В рассказе Васильева «Экспонат №» не изображаются боевые действия, не рвутся бомбы и снаряды, не свистят пули. И всё-таки война идёт, идёт в обычной московской коммунальной квартире, откуда один за другим уходят на фронт мужчины. Среди них и сын главной героини Анны Федотовны – Игорь.
- Что же чувствует в этот момент женщина?
- Почему в отрывке так много эпитетов? Что они передают?
Стр. 1: горе, страдание, боль, отчаяние матери; растерянность перед наступившей бедой; невозможность что-либо изменить. Эти же чувства переживают и соседки. Эпитеты помогают автору точно и ёмко передать состояние героинь.
Одно предложение – и трагичная картина предстаёт перед нами.
Так же немногословен Васильев и при описании прощания Игоря с матерью.
Стр. 1.
И пронзительная авторская фраза: «НЕ ВЕРНУЛСЯ».
Как пережила своё страшное горе Анна Федотовна? Одинока ли она была в нём? Почему?
Стр. 2. Горе женщины пережила вместе с ней вся квартира, потому что у каждой семьи кто-то был на фронте и такие же похоронки могла получить каждая из соседок.
Объясните смысл выражения «…вместительная кухня справляла коммунальные поминки».
Стр. 2-3. Поминали сыновей и мужей всей квартирой, как своих, родных, близких, вместе переживали, страдали, мучились.
Что помогло жителям коммуналки выстоять в эти страшные годы? Автор неоднократно повторяет слово «общее». Что же было общим у этих людей?
ОБЩЕЕ
Голод | Еда |
Гибель родных |
Дети |
Трудности военного времени |
Помощь друг другу |
Тяжёлая работа |
Радость Победы |
ЕДИНСТВО |
|
Послевоенная жизнь Анны Федотовны.
Закончилась война. Как проходила послевоенная жизнь Анны Федотовны?
Общая и личная, скрытая от глаз?
Стр. 3. Общая – это будни коммуналки, совместные беды и радости, трудная работа, воспоминания.
Личная – чтение писем, память о сыне. И потребность говорить с ним.
Выразительное чтение писем: стр.1-2.
Как и почему менялось отношение Анны Федотовны к чтению писем?
Стр. 3.
- Мучительно болезненная потребность
- Скорбная обязанность
- Привычная печаль
- Непременнейший и чрезвычайно важный разговор с сыном
- Многолетний ритуал
Что такое ритуал?
Определённая церемония, порядок действий. Стр. 6.
Почему она долго никому не рассказывает о своей привычке?
Стр. 6. Ей хочется, чтобы голос сына и его друга принадлежали только ей. Она не хочет никому мешать своим горем, ей кажется, что её скорбь будет лишней в новой жизни.
Но не только письма читает женщина, читает она и похоронку. В чём разница в этом чтении?
Стр. 6. Похоронка – это известие о смерти, героиня сравнивает её с могильной плитой, поэтому голос похоронки не звучит.
Смысл жизни Анны Федотовны.
К 20-летию победы по телевидению показывали много фильмов о войне. Казалось бы, это помогало сберечь память о погибших.
Почему же Анна Федотовна их никогда не смотрела?
Стр. 7. Ей казалось, что в них ещё и ещё раз убивают её Игоря.
Что заставило изменить её своё решение? Какой после этого стала её жизнь?
Стр. 7. Героине показалось, что в одном из фильмов она увидела своего сына, и она стала смотреть все фильмы о войне, надеясь на чудо - вновь увидеть его, забывая обо всех делах, о времени.
И только одно оставалось неизменным – чтение писем, в которых продолжали звучать два голоса – сына и его друга: стр. 8.
Нет, Анна Федотовна не была одинока: семья Риммы и Володи, друга Игоря, стала её семьёй. К Валентине, их дочери, относилась она как к своей внучке, а любимицей старушки стала Танечка – дочка Валентины. Именно им доверила героиня рассказа самое дорогое – чтение заветных писем, когда обрушилось на неё страшное горе – слепота.
В чём теперь состоял смысл жизни Анны Федотовны? Почему автор считает, что её можно назвать счастливым человеком?
Стр. 11. Она оставалась один на один со своим сыном, там, в прошлом, где они были вместе, и это было действительно счастьем.
Визит пионеров.
Но бывает, что человек, который подарил счастье, может невольно помочь его разрушить. Именно так произошло с Танечкой, рассказавшей об Игоре и Анне Федотовне пионерам.
С какой целью пришли они к женщине? Что их волнует?
Стр. 13-15. Им нужны фронтовые письма для школьного музея. Их волнуют не чувства Анны Федотовны, а взятые обязательства.
Почему голос одной из девочек автор называет официально-нечеловеческим?
Приведите примеры неестественных, казённых фраз из реплик пионеров.
Стр. 14-15. В словах ребят нет никаких чувств, они не задумываются о том, что переживает женщина.
Что значат эти письма для героини и пионеров?
Для героини рассказа – это тонкая ниточка, которая связывает её с сыном, память о нём, для пионеров – бездушный, немой музейный экспонат, свидетельство о выполненных ими обязательствах.
Почему решились ребята на столь чудовищный поступок – кражу у старой ослепшей женщины самого дорого – писем, живых голосов, эха войны?
Равнодушие, безразличие, неспособность сочувствовать горю другого человека, формализм, желание достичь своей цели любой ценой – вот причины этого поступка.
И был тяжёлый приступ, и смогли врачи вытащить Анну Федотовну из безвременья, спасли ей жизнь, но не им, ни кому-то другому не под силу оказалось спасти её память.
Объясните, как вы понимаете авторскую метафору «… теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».
С исчезновением писем исчез и смысл жизни, теперь уже ничего не могла чувствовать женщина: она больше не видела и не слышала своего сына.
А самым страшным стало то, что зазвучал другой голос – голос смерти, убивающий Анну Федотовну: стр. 18.
5. Итог урока
Что же, по-вашему, убило героиню рассказа: болезнь, старость, эхо войны или…
Непонимание, жестокость, равнодушие.
Чужого горя не бывает.
Кто это подтвердить боится,
Наверно, или убивает,
Или готовится к убийству.
К.М.Симонов
Какой смысл вкладывает автор в название рассказа? Случайно ли, что произведение завершается названием папки «Вторичные материалы к истории великой Отечественной войны»?
Живую память превратили в мёртвый экспонат, который оказался никому не нужен.
Что же хотел сказать своим читателям Борис Васильев? Должно ли звучать оно в нас, эхо войны? И каким оно должно быть?
Составление синквейна (по одному от каждой группы).
Синквейны учащихся:
Эхо войны.
Жестокое, гулкое.
Напоминает, звучит, убивает.
Остается в сердцах навсегда.
Память.Эхо войны.
Вечное, не забытое.
Сохраняет, напоминает, звучит.
Не уходит бесследно.
Память.Эхо войны.
Смертоносное, жестокое.
Убивает, лишает, губит.
Смертоносное событие в жизни людей.
Память.Эхо войны.
Плачевное, напоминающее, душевное.
Звучит, напоминает, значит.
Всегда должно звучать в сердце.
Память.
Синквейн учителя.
Эхо войны.
Печальное, постоянное.
Звучит, хранит, напоминает.
Нельзя забывать о войне.
Память.
6. Заключительное слово учителя
И сейчас, накануне 70-летия Победы, когда вы будете поздравлять ветеранов, искать материалы об участниках войны, пусть зазвучит в вас эхо войны, но зазвучит как память о тех, кто пришёл к этому дню через 4 страшных года, о тех, благодаря кому мы живы. Зазвучит как напоминание о нашем долге прожить жизнь и за себя, и за того парня…
Клип на песню «За того парня».
Минута молчания.
7. Домашнее задание
Написать отзыв о прочитанном произведении.
Использованные ресурсы
- urok.1sept.ru/articles/212084/
- urok.1sept.ru/articles/648133/
- www.openclass.ru/node/434434
- 900igr.net › Презентации по литературе ›
- www.uchmet.ru › Библиотека
- qwertyui11.blogspot.com/2012/05/blog-post_1755.html
- ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович
- www.biograph.ru/index.php?option=com_content&view.
- briefly.ru/vasilev/eksponat/