Знакомство с буквой Я (я)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, УМК «Начальная школа 21 века», буква Я


Обучение грамоте, 1 класс.

УМК: «Начальная школа ХХI века».

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с гласным звуком; учить акцентированному
  • произнесению звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов.
  • Развивающая: развивать фонематический слух и культуру произношения, развитие связной речи учащихся, создание естественных условий для такого общения, которое предполагает проявление выразительности речи.
  • Воспитательная: создание условий для положительного отношения к процессу познания:
  • проявление внимания, желание больше узнать.

Оборудование: презентация, учебник, плакат.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать ,рассуждать
И друг другу помогать.

II. Объявление темы и постановка целей урока

1. Послушайте внимательно и запоминайте слова, в которых есть одна и та же буква.

Учитель читает стихотворение В.Лунина.

Я однажды видел сам:
Як летал по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани.
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил...
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.

- Какие слова с буквой я вы запомнили?

- Кто догадался, какую букву будем изучать на уроке?

III. Работа по теме урока. Работа по учебнику, с. 32-33

1. Знакомство с буквой я, Я. Звуковой анализ слова МЯЧ.

- Найдите лишний предмет. (слайд)

- Почему?

- Выберите домик для звуков слова МЯЧ.

- Почему?

- Откройте учебник на с. 32, найдите картинку мяча и домик для звуков. приготовьте фишки.

- Прочитаем слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик.

- Теперь вы прочитаете слово так, чтобы каждый звук попал в свой домик.

- …, прочитай слово так, чтобы мы услышали 1 звук.

- Кто услышал?

- Назови 1 звук и расскажи все, что ты знаешь об этом звуке.

- Выбери фишку и поставь на 1 место.

- Назови его твердую пару.

- Теперь я прочитаю слово так, чтобы вы услышали второй звук.

- Кто услышал, я пройду, а вы на ушко мне скажите.

- …, назови 2 звук.

- Какой он?

- …, прочитай слово так, чтобы мы услышали 3 звук.

- Назови 3 звук и расскажи все, что ты знаешь об этом звуке.

- Попробуй подобрать твердую пару.

- Звук [ч,] - всегда мягкий и пары у него нет.

- Выбери фишку и поставь на место 3 звука.

- Прочитайте все слово.

- А теперь еще раз прочитаем слово МЯЧ и потянем гласный звук.

- Какой он? [а]

- Какой буквой обозначаем звук [а]?

- Если я поставлю букву а - то получится слово МЯЧ? (Прочитать.)

- Что же делать?

- Какой предыдущий согласный? (Мягкий.)

- Вспомните, после каких согласных, звук [а] обозначается буквой а? (После твердых.)

- После мягких согласных звук [а] обозначаем буквой я.

Знакомьтесь с буквой я.

Плакат.

Этой букву, как тебя
Называют буквой Я!
Я кончает алфавит,
Тихо после всех стоит.

- Правило: если я вижу а - то согласный читаю твердо, если я вижу я - то согласный читаю мягко. Буквой я после мягкого согласного обозначает звук [а].

- Так какую букву нужно поставить в слове МЯЧ - А или Я?

- Если в слове звук [а] находится сразу после мягкого согласного звука (педагог показывает указкой на модели слова первую зелёную фишку), он никогда не обозначается буквой а. Мы слышим звук [а], но после мягкого согласного обозначаем его буквой я.

- Повторим правило: «Слышим звук [а], но после мягких согласных пишем я».

Физминутка

Я иду и ты идешь раз, два, три.
Я пою и ты поешь раз, два, три.
Мы идем и мы поем раз, два, три.
Очень дружно мы живем раз, два, три.

2. Звуковой анализ слов пять, дыня.

Проведите звуковой анализ слов ПЯТЬ, ДЫНЯ самостоятельно.

Обозначить звук [а] после мягких согласных буквой я.

Придумать слова, в которых звук[ а] обозначается буквой «я».

3. «На что похожа буква?».

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы Я, я.

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква Я.

Письмо печатной буквы Я,я в тетрадке.

4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания:

  1. рассмотреть рисунки на с. 33, составить короткий рассказ;
  2. каждое произнесённое предложение обозначить полоской;
  3. «прочитать» предложения.

По каждой картинке нужно составить одно предложение, необходимо внимательно рассмотреть картинку, придумать интересное предложение и обозначить его полоской.

IV. Работа в тетради «Прописи № 1»

1. Письмо заглавной буквы Я.

  1. рассмотреть образец написания заглавной буквы Я, помещенный в квадрате в верхнем левом углу страницы; выделить элементы, из которых состоит буква, указать точку начала и направления движения при написании каждого из трех элементов;
  2. рассказать, когда пишется именно заглавная буква (при записи имён, фамилий, первого слова в предложении);
  3. вспомнить, как на парте должна лежать тетрадь, как нужно держать ручку, положить тетрадь с правильным наклоном, взять в руки ручку;
  4. выполнить на с. 36 задания, связанные с написанием заглавной буквы Я.

2. Письмо строчной буквы я.

  • рассмотреть образец написания строчной буквы я, выделить элементы, из которых состоит буква, указать точку начала и направления движения при написании каждого из элементов;
  • потренироваться в написании строчной буквы я;
  • найти заданную группу букв, обвести её овалом или подчеркнуть (с. 36);
  • провести частичный звуковой анализ слова мяч, объяснить выбор буквы для обозначения второго звука, написать строчную букву я, точно вписав в оставленное для неё пространство, продолжить работу со словами дятел, вишня.
  • потренироваться в написании заглавной и строчной буквы на чистой строке (с. 36).

V. Итог урока

  • Вам понравился урок?
  • Что нового вы узнали?

(В русском языке звук [а] после мягкого согласного звука обозначается буквой я.)