Непосредственной образовательной деятельности в средней группе "Подснежник" (пластилинография)

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятие проведено в рамках городского методического объединения «Сохранение и укрепление здоровья детей их физического развития через применение развивающих здоровьесберегающих технологий».

Цель: Способствовать ознакомлению с техникой пластилинографии как элементом развивающих здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
  • Учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.
  • Продолжать помогать детям осваивать приемы работы с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.
  • Формировать композиционные навыки.

Развивающие:

  • Развивать умение любоваться природными формами и преобразовывать их в декоративные.
  • Способствовать развитию пространственного представления и цветового восприятия.
  • Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к пробуждающейся весенней природе, воспитывать умение видеть и беречь красоту природы.
  • Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции работы и внесения дополнения в рисунок по теме работы.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

Целевые ориентиры:

  • Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.
  • Ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
  • У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, рисование цветов.
  • Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковского «Подснежник» (цикл времена года, апрель).
  • Разучивание стихов и разгадывание загадок о весенних цветах.

Словарная работа: подснежник.

Используемые технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
  • Информационно-коммуникативные технологии,
  • Нетрадиционная техника рисования (пластилинография).

Используемые методы и приемы:

  • Словесные (беседа, рассказ, инструктаж).
  • Наглядные (демонстрация, показ образцов, иллюстраций).
  • Практические (конкретные трудовые задания и упражнения).
  • Проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу); методы работы под руководством педагога.
  •  Физкультурная минутка.
  •  Пальчиковая игра.
  •  Метод пластилинография.

Оборудование:

  • плотный картон оранжевого (розового) цвета, размер - 15x20 см;
  • набор пластилина;
  • стека;
  • доска для лепки;
  • влажная салфетка для рук;
  • презентация «Подснежники»;
  • музыка П.И.Чайковский «Подснежник» (цикл времена года, апрель).

Ход НОД

Воспитатель. Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Попробуйте угадать, как они называются.

Первый вылез из темницы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Слайд 2
.

Презентация.

Дети. Это подснежник.

Воспитатель. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети. Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег...

Воспитатель. Слайд 3. А еще его называют вестником весны.

Воспитатель. Слайд 4. Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики. Как вы думаете правильно они делают? Почему?

Воспитатель. В неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. А что можно придумать, чтобы цветы были, и природа не гибла? (ответы детей)

Воспитатель. Чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать (красками, карандашами) или нарисовать пластилином.

Предлагаю изобразить наши подснежник. (Музыка)

Физкультминутка «Пришла Весна»

Весна, весна! Пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой
Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,
На солнце маленький стоит.
Посланец он весны надежный,
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.
Короткие взмахи руками-крыльями.
Ходьба.
Приподнять повыше подбородок.


Руки в стороны.
Приседания.
Прыжки.
Наклоны туловища
Повороты влево-вправо

Воспитатель. Молодцы, ребята. Предлагаю вам пройти за столы.

Наши пальчики будут помогать нам и их необходимо подготовить к рисованию.

Потрогайте пластилин, какой он? Сожмите его, покатайте в ладошках. А теперь отщипните кусочек и скатайте колбаску. Ещё отщипните маленький кусочек и скатайте шарик.

Практическая часть.

Давайте, я сейчас буду рисовать подснежник, а вы мне будете подсказывать, что надо делать? (показ образца)

1. Стебельки. Помогите мне, как сделать стебельки? Что надо скатать? В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие — в верхней части стебля.

Крупные листья. А как нам сделать листочки? Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

А сейчас мы немного отдохнем и поиграем с нашими пальчиками:

Разминка для пальчиков «Цветок»

Наши белые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши белые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают...
Медленно разгибают пальцы из кулачков.
Покачивание кистями рук вправо-влево.
Медленное сжимание пальцев в кулаки.
Покачивание кулачков вперед-назад.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Рефлексия (итог).

Воспитатель. Ребята, а что мы сегодня делали?

Ребята, давайте рассмотрим ваши подснежники. Посмотрите, какие они получились?

Теперь подснежники будут радовать нас круглый год.

Литература.

  1. Г. Н. Давыдова «Детский дизайн. Пластилинография». Москва. Издательство «Скрипторий 2003», 2015.
  2. И. Суриков. Стихи детям. Изд. Эксмо, 2015.
  3. В.И. Ковалько: Азбука физкультминуток для дошкольников: Средняя, старшая, подготовительная группы. Изд. Вако, 2011.
  4. Ю.В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности» СПб «Каро», 2009.