Использование песенного материала для активизации пройденного материала, а также для формирования универсальных учебных действий и стремления к саморазвитию

Разделы: Иностранные языки


В статье изучается возможность формирования универсальных учебных действий на уроке французского языка с помощью песенного материала. Приводится комплекс заданий, разработанных к песне на французском языке, направленных на формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных действий учащихся.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, средство обучения, песня, песенный материал, личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД, формирование и развитие личности.

L'article décrit la possibilité d'utiliser la chanson afin de former les actions éducatives universelles. On donne l'ensemble des exercices qui visent à former les actions cognitives, régulatives, communicatives et personnelles.

Mots-clés: actions éducatives universelles, chanson, actions cognitives, régulatives, communicatives et personnelles, développement personnel.

С введением ФГОС второго поколения перед педагогами ставится цель не только передать ученику определенные знания, но и сформировать у него универсальные учебные действия (УУД), понимаемые как умение учиться, саморазвиваться и самосовершенствововаться путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [1]. Формирование способности учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания должно происходить на всех предметных уроках, включая урок иностранного языка.

В связи с этим все более актуальным становится поиск таких приемов и методов обучения иностранному языку, которые помогают ученикам самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. Важным представляется и тот факт, что изучение иностранного языка является достаточно сложным и трудоемким процессом, требующий максимальной концентрации усилий учащихся. Однако по многим причинам ученикам сложно долго поддерживать интенсивный ритм работы, сопряженный с постоянным запоминанием, говорением, письмом, чтением, аудированием и анализом информации. Соответственно, задача учителя познакомить учеников с такими образовательными средствами, которые способны сделать процесс обучения более легким, интересным, но при этом достаточно эффективным.

Среди подобных образовательных средств важное место занимает песня, позволяющая не только погрузиться в иноязычную музыкальную социокультурную среду, но и познакомиться с новым языковым материалом, или актуализировать уже пройденный.

Неоднократно отмечалось, что песня обладает огромным мотивирующим потенциалом. И.Л.Шалпо, автор многочисленных работ по использованию стихотворного и песенного материала на уроках, приводит целый ряд доводов. Так, педагог отмечает, что песни обычно любимы детьми, вызывают у них положительную эмоциональную реакцию, что обеспечивает более прочное усвоение материала. Песенные тексты хорошо подходят для отработки ритма и интонации иноязычной речи. Важно также, что песенный материал снимает проблему повторения высказывания по одной модели или восприятия одной и той же лексической или грамматической формы. Присущее песне многократное повторение не воспринимается как искусственное [2].

Нами был разработан урок, на котором учащимся была предложена песня «J'ai cherché» в исполнении Амира Хаддада. Выбор песни не случаен – именно эта композиция представляла Францию на конкурсе песни Евровидение 2016, поэтому она будет интересна учащимся. Рассмотрим, как при помощи данной песни, сопровождаемой видеорядом, можно формировать УУД на уроке французского языка.

Согласно ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные. Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций школьника. Регулятивные УУД обеспечивают учащимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность. Познавательные УУД предполагают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Наконец, коммуникативные УУД дают возможность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности с учетом конкретной ситуации [1].

1. Регулятивные УУД:

- планирование – составление плана и последовательности действий: Devinezlesujet(Посмотрите на слайды, определите тему урока);

-  оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить: Écoutezlachansonetcochezlesverbesentendus. Conjuguez les verbes notés au tableau au passé composé avec «Je» et «Tu». (Прослушайте песню и отметьте галочкой услышанные глаголы. Образуйте формы прошедшего времени 1 и 2 лица единственного числа);

- прогнозирование результата и уровня усвоения знаний: Regardezleclip, soyezprêtes à discutezlesujet (Посмотрите клип, приготовьтесь обсуждать историю);

- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учетом оценки этого результата: Comparezensuitevosréponses à cellesdevotrevoisine(Сравните ваши ответы с ответом соседки); Quest-cequetuasfaitaujourdhui? (Чему вы научились сегодня?).

2. Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации: Écoutezencore. Levezlamainquandvousentendezunverbeaupassé composé (Прослушайте еще раз песню, поднимите руку, когда услышите глагол в прошедшем времени); Relevezlesverbesconjuguésaupassé composé (Найдите глаголы в прошедшем времени);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме: Envousaidantdesverbesproposés, racontezlhistoiredesdeuxhérosaupassé composé (Расскажите историю героев, используя предложенные глаголы);

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера: Faitesdeshypothèsessurlafinduclip. Imaginez les deux héros 8 ans plus tard (Сделайте  предположения по поводу жизни героев клипа через 8 лет); Vous allez imaginer un troisième héros pour le vidéo clip. Vous choisissez un sport que vous aimez bien et vous décrivez la personne (Придумайте и опишите нового героя  клипа);

- анализ объектов с целью выделения признаков: Regardezlesverbes. En quelle forme grammaticale sont-ils employés ? (Посмотрите на глаголы. В какой грамматической форме они употреблены?)

3. Коммуникативные действия:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами изучаемого французского языка: Repondezauxquestions (Ответьте на вопросы);

- постановка вопросов: Rédigez 3 questionssurleclip(Придумайте три вопроса по клипу);

- участие в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге: Travaillez en groupes et rédigez les questions (Поработайте в группах и составьте вопросы).

4. Личностные УУД:

- личностное самоопределение: Imaginez votre avenir 8 ans plus tard (Представьте своё будущее 8 лет спустя).

Таким образом, мы видим, с помощью правильно подобранной песни и специально разработанных заданий можно формировать УУД всех типов, а значит, задавать условия для всестороннего саморазвития личности учащихся на уроке французского языка.

Список литературы.

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2. Шолпо И.Л. Как научить дошкольника говорить по-английски. – СПб: Специальная Литература, 1999. – 150 с.