Спортивно-познавательная игра «Юный велосипедист»

Разделы: Внеклассная работа


Лето - пора велосипедных прогулок. Научившись крутить педали, дети носятся по улицам и дорогам, паркам и скверам. Велосипедист на дороге подвергается в пять раз большему риску попасть в дорожно-транспортное происшествие, чем водитель автомобиля. Анализ несчастных случаев с участием велосипедистов - детей показывает, что большинство из них происходит в результате явного пренебрежения детьми правил дорожного движения. Российская статистика несчастных случаев, связанных с ездой на велосипеде, нам не известна, но вот в США каждый год гибнут примерно 250 детей в возрасте до 14 лет, а более 400 000 попадают в больницы с различными травмами. Поэтому я считаю, что невозможно остаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей. Начиная с 1 класса, я отвожу важное место этой проблеме, для того чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, могли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Чем раньше я научу детей культуре поведения на дорогах и улицах, а это главная цель моей работы, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Лето - начало велосипедного сезона, поэтому повторение правил дорожного движения, относящихся к велосипедистам, очень актуально. Вот уже несколько лет в летнем оздоровительном лагере я пров спортивно-познавательную игру «Юный велосипедист». Это мероприятие уже стало традиционным, ребята его очень ждут и с желанием готовятся. Количество участников игры «Юный велосипедист» с каждым годом растёт.

Пояснительная записка

Форма занятия: Спортивно-познавательная  игра

Оборудование: памятка «Юный велосипедист», медали победителям (обычно делают сами дети),  магнитофон.

На каждой станции имеется табличка с названием станции.

Станция

Обеспечение

«Поэтическая»

 

«Техобслуживание»

карточка «Устройство велосипеда», насос

«ДПС» 

карточки с вопросами ДПС

«Скорая помощь»

бинты

«Фигурное вождение велосипеда»

Велосипеды, секундомер, кегли, доска, брусок

"Тихоход"

Велосипед, секундомер

В маршрутных листах у каждого участника разный порядок станций.

Станция

Роспись руководителя

Макс.количество баллов штраф

Баллы

Время

1

«Поэтическая»

 

5

 

 

 

2

«Техобслуживание»

 

5

 

 

 

3

«ДПС» 

 

7

 

 

 

4

«Скорая помощь»

 

5

 

 

 

5

«Фигурное вождение велосипеда»

 

20

 

 

 

6

"Тихоход"

 

10

 

 

 

 

 

 

Всего 52

 

всего

 

Цели:

  1. Привитие навыков безопасного управления велосипедом.
  2. Проверить и закрепить знания правил дорожного движения на улицах и дорогах;.

Задачи:

  • Знать элементарные правила безопасности при катании на велосипедах.
  • Уметь прогнозировать ситуацию на дорогах, распознавать опасные зоны.
  • Развивать творческое мышление, воображение в процессе игры.
  • Воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Участники: все желающие, учащиеся начальных классов.

Ответственные станций – учителя, старшие ребята.

Ход игры

Участники выезжают на своих велосипедах на школьную площадку под музыку «Песенка велосипедиста» (электронное приложение 1 ).

Приветствие участников соревнования.

Лето - пора велосипедных прогулок. Трудно найти школьника, который не любит кататься на велосипеде. Каждый из нас хотя бы раз в жизни катался на этом двухколесном друге. Но очень важно не забывать, что и для велосипедиста существуют правила движения, которые нужно обязательно соблюдать ради безопасности своей и других участников дорожного движения. Сегодняшняя игра поможет всем участникам ещё раз закрепить имеющиеся знания и показать свое мастерство при вождении велосипеда.

Участники получают маршрутные листы

Игра проводится в форме круговой эстафеты. Каждый участник, получив маршрутный лист, должен пройти 6 станций. На каждой станции он выполняет задания и получает  определённое количество баллов. В конце игры жюри подсчитывают баллы и определяются победители.
Каждый участник начинает работу строго в соответствии со своим маршрутным листом:

работа на станции не более 5 минут: 

переход со станции на станцию.

1 станция «Поэтическая» Участники представляют свой велосипед, рассказывают о нём: марка, когда купили. Заранее детям даётся задание найти и выучить стихотворения про велосипед. (Приложение 1)

Максимальное количество баллов - 5

2 станция «Техобслуживание» Любая, даже небольшая неисправность велосипеда может послужить причиной дорожно-транспортного происшествия. Поэтому для обеспечения безопасности велосипедиста и безопасности дорожного движения все узлы велосипеда должны быть в исправном состоянии.

Если на одну станцию приходят два участника, то они вытягивают вариант задания.

1 вариант Вы получаете карточку «Устройство велосипеда» Нужно правильно соединить детали велосипеда и его название и показать эти части на своём велосипеде (Приложение 2)

2 вариант Накачать насосом колесо велосипеда.

Максимальное количество баллов - 5

3 станция «ДПС» Вас остановила дорожно-патрульная служба (ДПС). Ответьте на вопросы. Каждый участник отвечает на вопросы.
(Приложение 3) Если на одну станцию приходят два участника, то они вытягивают вариант задания.

Максимальное количество баллов - 7

4 станция «Скорая помощь» В детстве, наверное, каждый из нас падал с велосипеда — коленки были в ссадинах, штаны постоянно попадали в цепь… Самый частый вид травмы — это падение с велосипеда и связанные с этим повреждения ног и рук. Участнику нужно ответить на один из трёх вопросов (вытягивает вопрос) и наложить повязку на рану.

Максимальное количество баллов – 5

Если участник не отвечает на вопрос, ему зачитывается правильный ответ.

1. Что нужно сделать, если вы получили ушиб руки или ноги?

Ответ: Ушибы. Травма это, конечно, неприятная, но особого лечения она не требует: можно помазать место ушиба подходящим гелем или кремом и туго перебинтовать (желательно эластичным бинтом). Также рекомендуется на некоторое время снизить нагрузки на данную область, при необходимости прикладывать лед.

2. Первая помощь при ранах и ссадинах.

Ответ: Раны и ссадины. Прежде всего, раны нужно промывать раствором перекиси водорода. Делать это лучше не ваткой, а именно выливая перекись на поврежденное место. Тогда жидкость не только уничтожит бактерии, но и удалит мелкую грязь, песок, камешки и т.д. После тщательного очищения края раны нужно смазать йодом или зеленкой. Наносить йод следует именно и только на края раны, поскольку при попадании его на ссадину образуется сильный ожог, который впоследствии будет мешать быстрому заживлению повреждения. После йода нужно будет наложить плотную, но не очень тугую повязку. Для этого бинт сначала складывается 4-5 раз, затем кладется на повреждение, другим бинтом обхватываем пострадавшую часть тела от более узкого места, идем к широкому, затем обратно и в том месте, где начата перевязка, сооружаем узел.

3. Если вы получили глубокую рану, первая помощь.

Ответ: Глубокие или обширные раны. Промывать их лучше чистой водой или раствором фурацилина, чтобы избежать заражения. Далее забинтовываем, как в случае с легкими ранами, и отправляемся в больницу, где при необходимости рану зашьют или должным образом обработают.

5 станция «Фигурное вождение велосипеда»

Задача этого конкурса - оценить, как велосипедист освоил технику вождения на велосипеде, его мастерство и решительность в управлении велосипедом через препятствия.

Фигурное вождение проводится на специальной площадке, где на расстоянии не менее 2,5-3 метров последовательно друг за другом расставлены препятствия: «змейка», «восьмерка», «качели», «скачок». Участникам предлагается:

1. «Змейка» - проехать между расставленными на разном расстоянии друг от друга несколькими кеглями.

2. «Качели» — проехать «качели», состоящие из доски, установленной на колодку.

3. «Скачок» - участник, подъезжая к бруску, должен приподнять переднее колесо велосипеда и проехать через брусок, не касаясь его передним колесом.

4. «Восьмёрка» - проехать по выложенной опилом восьмёрке.

Максимальное количество баллов – 20

Штрафные очки начисляются в следующих случаях

  • пропуск препятствия – 2;
  • касание земли ногами – 2;
  • касание земли одной ногой – 1;
  • неполный проезд препятствия – 1.

При определении победителей, в случае равенства баллов первенство отдается участнику, затратившему наименьшее время на прохождении станции. При равенстве оставшихся баллов и времени, затраченного участниками на прохождение станции, предпочтение отдается более молодому участнику.

6 станция "Тихоход"

 Каждый велосипедист любит быструю езду, забывая русскую пословицу «Тише едешь - дальше будешь». Ваша цель приехать к финишу, как можно медленнее. Секундомер определит ваше время.

Максимальное количество баллов - 10

Баллы выставляются судьями в ходе сравнения времени у всех участников, чем больше время, тем больше баллов. Штрафное очко, касание земли ногой.

Подведение итогов.

При прохождении всех станций участники сдают маршрутные листы счётной комиссии для подведения итогов.  Пока жюри подсчитывают баллы и определяют победителей, звучит песенка кота Леопольда «Кручу педали кручу» (Электронное приложение 3)

Награждение

Участники выезжают на своих велосипедах на площадку под музыку «Песенка велосипедиста».

Вот и закончились испытания юных велосипедистов. Каждый показал своё мастерство, блеснул знаниями, всем участникам, большое спасибо!

А теперь самый главный и волнующий момент нашей церемонии – это награждение! Победителям вручаются медали. (Электронное приложение 4)

Все участники получают памятку «Юный велосипедист» (Приложение 4).

Результативность

Мероприятие уже стало традиционным, ребята его очень ждут и с желанием к нему готовятся. Количество участников игры «Юный велосипедист» с каждым годом растёт. Травм полученных на велосипеде в летний период в нашей школе нет.

Данное мероприятие входит в систему мероприятий по ПДД и является логическим продолжением предыдущей работы во всех классах с 1 по 4 классы.

Тема, выбранная для мероприятия, актуальна, т.к. соответствует воспитательным задачам по профилактике и предотвращению ДТП. Тема и сама игра соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся.

Мероприятие имеет социальную и педагогическую значимость, реальность и достижимость, высокую степень эмоционального и воспитательного воздействия, а также обучающее и развивающее значение. По моему мнению, и мнению ребят -   мероприятие удалось, и поставленные задачи были выполнены.

Литература

  1. «Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
  2.  Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.
  3.  «Дорожная азбука» - Москва., 1974.
  4.  Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова  Казань, 1992.
  5. «Почемучка» - М.: Педагогика, 1987.
  6.  Энциклопедия «Все обо всем».
  7.  Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

Ссылки на используемый материал:

  1. https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=313218
  2. https://urok.1sept.ru/2005_2006/index.php?numb_artic=311555
  3. Сайт велосипедиста http://velo-trest.ucoz.ru/php