1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значение курса «Новейшая история Казахстана» определяется важностью этого периода для изучения истории Казахстана, как в научном, так и в мировоззренческом аспектах.
Период новейшей истории – это противоречивое время развития Казахстана в составе СССР и время становления независимого Казахстана, его политического, экономического и духовного развития в условиях суверенитета.
Новейшая история Казахстана является составной частью истории Казахстана и Всемирной истории. Поэтому этот курс имеет важное значение для формирования патриотизма и основных мировоззренческих ценностей подрастающего поколения.
Курс «Новейшая история Казахстана» включает в себя 2 главы и 23 темы, а также Паспорт программы и список литературы. Целесообразность данного курса состоит в приобретении учащимися теоретических знаний и практических навыков при изучении исторических событий и явлений Новейшей истории Казахстана.
2. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2. 1. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ: формирование у учащихся активной гражданской позиции посредством изучения Новейшей истории Республики Казахстан.
2. 2. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
- сформировать знания об основных событиях Новейшей истории Казахстана, как составной части истории Казахстана и Всемирной истории;
- развивать у учащихся умение использовать в жизни полученные знания, самостоятельно обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формировать личностное отношение к важным историческим событиям и явлениям;
- сформировать у учащихся навыки творческого применения исторических знаний, умения работать с историческими источниками и историческими документами, осмысливать исторические события и явления на основе сравнительного анализа;
- сформировать гражданскую позицию молодого поколения, ответственного перед своей Отчизной и народом;
- воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане;
- способствовать процессу социализации личности на основе казахстанского менталитета.
2. 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: Курс построен в соответствии с дидактическими принципами научности, посильности, доступности, преемственности, систематичности, последовательности и творческой активности.
2. 4. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ: лекции, беседы, практические занятия, семинары, самостоятельная работа.
2. 5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: практическая работа, тесты, поисковые задания, итоговая работа.
2. 6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: зачет
2. 7. ПРИОРИТЕТНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТБОРА МАТЕРИАЛА:
- гуманизация образования
- интеграция предметов
- дифференциация и индивидуализация обучения
- доступность образования
- логичность и системность изложения материала
- полнота и завершенность содержательных линий.
3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3. 1. Предметные результаты
Учащиеся будут знать:
- основные события Новейшей истории Казахстана;
- о развитии Казахстана между двумя революциями 1917 года;
- об особенностях установления Советской власти в Казахстане и причинах Гражданской войны;
- о «политике военного коммунизма» и новой экономической политике в Казахстане;
- о сплошной коллективизации и седентаризации скотоводческих хозяйств и последствиях этого;
- о форсированной индустриализации, ее трудностях, особенностях и значении для Казахстана;
- о советской культурной модернизации в Казахстане и политических репрессиях;
- о вкладе Казахстана в победу в ВОтечественной войне;
- об освоении целины, ошибках, последствиях и значении;
- о декабрьских событиях 1986 г. , введении многопартийности и институте президентства;
- о рождении суверенного Казахстана и создании системы безопасности;
- об особенностях перехода к рыночной экономике, процессе приватизации и реформах в аграрном секторе;
- о становлении финансовой структуры независимого Казахстана и введении национальной валюты;
- об интеграции Казахстана в мировую экономику, плюсах и минусах этого процесса;
- о реализации и результатах стратегии «Казахстан-2030», о стратегии «Казахстан-2050»;
- о социально-культурном развитии независимого Казахстана;
Учащиеся будут уметь:
- давать оценку основным события Новейшей истории Казахстана;
- характеризовать положение Казахстана в составе СССР и в первые годы обретения независимости;
- характеризовать положение Казахстана между двумя революциями 1917 года;
- давать оценку программам политических партий в Казахстане в период между двумя революциями;
- раскрывать особенности установления Советской власти в Казахстане и причины гражданского противостояния;
- выражать свое мнение о социально-экономической и политической модернизации Советской власти в Казахстане;
- анализировать последствия коллективизации и индустриализации в Казахстане;
- характеризовать развитие Казахстана в 1946-1985 гг.;
- раскрывать причины кризиса советской социально-политической системы;
- давать характеристику положения экономики в первые годы независимости, раскрывать особенности казахстанской модели экономики и слагаемых ее успеха;
- объяснять значение введения многопартийности, раскрывать значение принятия Конституций 1993 и 1995 гг.;
- объяснять плюсы и минусы интеграции Казахстана в мировую экономику;
- давать характеристику реализации и результатам стратегии «Казахстан-2030»;
- анализировать основные направления стратегии «Казахстан-2050»;
- выражать свое мнение о казахстанской модели мира и согласия;
- анализировать социально-культурную динамику Казахстана;
- давать характеристику развитию Казахстана в системе новых мировых отношений;
- работать с материалами Интернета, историческими документами, словарями, справочниками, дополнительной литературой и применять результаты работы на уроках;
- использовать материалы периодической печати в учебном процессе.
3. 2. Личностные результаты отражаются в:
- проявлении уважения к Конституции Республики Казахстан, к законам и правопорядку;
- проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов;
- владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
- стремлении беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;
- проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;
- способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
- уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
- умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
3. 3. Системно-деятельностные результаты отражаются в:
- овладении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;
- умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;
- овладении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
- овладении современными информационно-коммуникационными технологиями;
- овладении развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение: Историография и источники по Новейшей истории Казахстана.
Раздел I. Казахстан в Советский период
2. Казахстан между двумя революциями 1917 г. Двоевластие в Казахстане и его особенности. Общественно-политическое развитие Казахстана. Первый общеказахский съезд и его решения. Нарастание политического кризиса осенью 1917 г. Партия «Алаш».
3-4. Особенности установления Советской власти в Казахстане. Гражданское противостояние. Казахстан в период Октябрьской революции 1917 г. Второй общеказахский съезд и образование Алаш-Орды. Первые социально-классовые акции Советов. Казахстан в годы Гражданской войны. Начало реализации советской модели национально-государственного строительства.
5-6. Социально-экономическая и политическая модернизация, проводимая советской властью в Казахстане. Политика «военного коммунизма» в Казахстане – практика и реальность «бестоварной утопии» большевизма. Голод 1921-1922 гг. Новая экономическая политика в Казахстане – альтернатива социально-экономическому и политическому кризису. Традиционные аграрные структуры Казахстана и новая власть. Советские социально-экономические новации и крестьянский вопрос. Национально-территориальное размежевание.
7-8. Советская коллективизация в Казахстане: цели, практика, последствия. Конец новой экономической политики. Государственная политика в отношении собственности в сельском хозяйстве. Седентаризация скотоводческих хозяйств. Экономические и политические цели перевода кочевников на оседлость. Антикрестьянские репрессии сталинского режима: политика «раскулачивания». Массовый голод населения и его демографические последствия. Крестьянское протестное движение.
9-10. Форсированная индустриализация Казахстана. Трудности и особенности индустриализации. Развитие промышленности и ее сырьевая направленность. Строительство путей сообщения. Турксиб. Трудовые ресурсы. Формирование национальных кадров индустрии.
11-12. Советская культурная модернизация в Казахстане. Ликвидация неграмотности населения. Становление советской системы образования. Динамика культурной модернизации.
13. Политические репрессии в Казахстане. Начало политических репрессий. ГУЛАГ в Казахстане. «Большой террор» в Казахстане.
14-15. Казахстан в Великой Отечественной войне. Начало и характер войны. Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны. Казахстанцы в партизанских отрядах и движении сопротивления. Казахстан – фронту. Народное образование, культура и наука в годы войны. Депортации народов в Казахстан. Трудовые армии.
16-17. Казахстан в послевоенные годы (1946-1953). Приоритеты советской социально-экономической системы. Общественно-политическая ситуация в республике. Новые идеологические кампании. Культура, наука и образование.
18-19. Казахстан в 1953-1956 гг. Социально-экономические аспекты хрущевской оттепели. Целина: достижения и проблемы. Общественно-политическая жизнь республики.
20-21. Казахстан в период нарастания кризиса советской социально-политической системы (1964-1985). Продолжение курса на экстенсивную модель развития экономики. Особенности общественно-политической жизни. Обострение экологических проблем. Уровень жизни населения. Культура и духовная жизнь общества.
Раздел II. Казахстан в современный период
22-23. Казахстан накануне обретения независимости. Нарастание социально-экономического кризиса. Динамика этнических процессов в тупике национальной политики. Политические процессы в Казахстане накануне обретения независимости (1985-1991).
24. Переход к новой модели политической трансформации общества. Провозглашение независимости Казахстана. Государственное строительство. Реформы местного (государственного) самоуправления.
25. Динамика общественно-политических процессов. Общественные движения и организации. Становление и развитие многопартийной системы в Казахстане.
26-27. Этапы социально-экономической модернизации. Начальный период либерализации экономики (1991-1993). Поиск механизмов управления социально-экономическим кризисом переходного периода (1994-1998). Стабилизация экономики (1998-2001). Выход на устойчивые тенденции социально-экономического роста (2001-2005). Казахстан на пути вхождения в число пятидесяти наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира.
28. Реформы образования и науки. Реформы системы образования. Наука в новых социально-экономических условиях. Образование и наука в условиях конкурентоспособного и индустриально-инновационного развития страны. Историческая наука Казахстана в условиях новой информационно-инновационной парадигмы.
29. Внешняя политика как фактор становления молодого независимого государства. Признание суверенной Республики Казахстан мировым сообществом и формирование современной казахстанской дипломатии. Внешнеполитические приоритеты Республики Казахстан. Сотрудничество с международными организациями. Казахстан в системе мировых экономических связей.
30. Казахстан и Содружество Независимых Государств. Республика Казахстан в интеграционных процессах СНГ. Сотрудничество Казахстана с государствами – участниками СНГ. Развитие казахстанско-российских отношений.
31. Решение проблем национальной безопасности. Внешнеполитические аспекты национальной безопасности. Военное строительство.
32. Культура Казахстана в период независимости. Государство и культурные процессы в современном Казахстане. Панорама культуры периода независимости. Современная информационная культура.
33. Социально-духовное развитие казахстанского общества в период независимости. Общественное сознание: проблемы трансформации. Новые вехи в эволюции общественного сознания.
34. Итоговое обобщение.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема урока |
Дата/кол-во часов |
Ресурсы |
1. |
Введение. Историография и источники по Новейшей истории Казахстана |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
I. |
Казахстан в Советский период |
|
|
2. |
Казахстан между двумя революциями 1917 года |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
3-4. |
Особенности установления Советской власти в Казахстане. Гражданское противостояние |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
5-6. |
Социально-экономическая и политическая модернизация, проводимая Советской властью в Казахстане |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
7-8. |
Советская коллективизация в Казахстане: цели, практика, последствия |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
9-10. |
Форсированная индустриализация Казахстана |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
11-12. |
Советская культурная модернизация в Казахстане |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
13. |
Политические репрессии в Казахстане |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
14-15. |
Казахстан в Великой Отечественной войне |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
16-17. |
Казахстан в послевоенные годы (1946-1953) |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
18-19. |
Казахстан в 1953-1964 гг. |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
20-21. |
Казахстан в период нарастания кризиса советской социально-политической системы (1964-1985) |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
II. |
Казахстан в современный период |
|
|
22-23. |
Казахстан накануне обретения независимости |
2 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
24. |
Переход к новой модели политической трансформации общества |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
25. |
Динамика общественно-политических процессов |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
26-27. |
Этапы социально-экономической модернизации |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
28. |
Реформы образования и науки |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
29. |
Внешняя политика как фактор становления независимого государства |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
30. |
Казахстан и Содружество Независимых Государств |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
31. |
Решение проблем национальной безопасности |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
32. |
Культура Казахстана в период независимости |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
33. |
Социально-духовное развитие казахстанского общества в период независимости: философский контекст |
1 |
Тексты исторических документов, словари, презентации, графические органайзеры, карта Казахстана |
34. |
Итоговое обобщение |
1 |
|
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – Караганда, 2006.
- Назарбаев Н.А. В сердце Евразии. – Алматы: Атамура, 2003.
- Назарбаев Н.А. Стратегия независимости. – Алматы: Атамура, 2003.
- Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. – Москва: Экономика, 1994.
- Назарбаев Н.А. Стратегия становления постиндустриального общества и партнерство цивилизаций. – Москва: Экономика, 2008.
- Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней. - Алматы: Институт развития Казахстана, 2002.
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. Т. 4. – Алматы: Атамура, 2010.
- История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 томах. Т. 5. – Алматы: Атамура, 2010.
- Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. – Алматы, 1997.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧЕНИКА
- Абдакимов А. История Казахстана (С древнейших времен до наших дней):-Алматы: «Казакстан», 2001.
- Аяган Б.Г и др. Новейшая история Казахстана (1991-2014) – Алматы: Атамура, 2014.
- Казахстан: этапы государственности. Конституционные акты. – Алматы, 1997.
- Кан Г. История Казахстана. – Алматы: «Аркаим», 2002. Кан Г. История Казахстана. – Алматы: «Аркаим», 2002.
- Касымбеков М. Б. Исторический выбор. – Астана: Деловой мир, 2013.
- Конституция Республики Казахстан. – Алматы: Казахстан, 1993.
- Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2008.
- Новейшая история Казахстана: Сборник документов и материалов (1917-1937 гг. ) Составители: Каражанов К. , Такенов А. - Алматы: «Санат», 1998.
- Шеретов С.Г. Новейшая история Казахстана (1985-2002). – Алматы, 2003.