"Математический хоккей" для учащихся 6-х классов

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • Привитие интереса к математике.
  •  Развитие умения применять в игре полученные знания на уроках.
  • Развитие внимания, математического мышления, находчивости, сообразительности, памяти.
  • Развитие культуры коллективного общения.

Оборудование: аппаратура, кассеты с музыкальной заставкой к игре, правила игры, ручки, бумаги, грамоты, 3 вымпела команде-победителю, листы с заданиями, полные тексты решений для жюри, сводные протоколы, таблички с названиями команд.

Оформление зала: плакаты, высказывания о математике, математические газеты, флаг с эмблемой праздника любителей математики.

В1. Здравствуйте, уважаемые участники и гости нашего праздника.

В2. Добрый день.

В1. Мы рады приветствовать в этом зале любителей математики.

В2. В 1999 году была проведена игра «Что? Где? Когда?», победителем которой стала команда школы № 8.

В1. В 2001 году был проведен смотр-конкурс агитбригад «О, функция, как ты важна!», победителем которой стала команда школы № 10.

В2. Решением общественности г. Канаш 26 марта был объявлен Днем любителей математики.

В1. 26 марта 2002 г. в городе был проведен математический турнир, победителем которой стала команда школы № 3.

В2. 26 марта 2003 г. был проведен КВМ (клуб веселых математиков) среди 10-х классов, победителем которой стала снова команда школы № 3.

В1. 26 марта 2004 г. была проведена игра «Математическая регата» среди учащихся 5-7 классов.

В2. Победителями стали: среди 5 классов: команда «Виктория» школы № 4.

В1. Среди 6 классов: команда «Петр Великий» школы № 10.

В2. Среди 7 классов: команда «Витязь» школы № 6.

В1. 26 марта 2005 г. был проведен конкурс-игра «Математическая таможня» среди 7 классов, победителем которой стала команда школы № 7.

В2. 26 марта 2006 г. был проведен юбилейный праздник, со дня провозглашения дня любителей математики.

В1. Право внести флаг предоставляется ученикам школы № 7, занявшим I место в игре «Математическая таможня». Право поднять флаг предоставляется призерам городской математической олимпиады Арсентьеву Артуру (10 школа) и Кузнецову Николаю (5 школа).

В2. Флаг поднять! Барабанная дробь, исполнение гимна.

В1. В этом году мы проводим интеллектуальную игру «Математичес­кий хоккей» среди учащихся 6 классов, в которой участвуют команды всех школ города.

Представляем наших участников:

  • «Барс», школа № 1, капитан Павлов Дмитрий
  • «Дебют», школа № 3, капитан Максимова Юля
  • «Страна знаний», школа № 4, капитан Сафиулина Айсылу
  • «Умники и умницы», школа № 5, капитан Галимов Альмир
  • «Альфа спорт», школа № 6, капитан Федотова Ольга
  • «КЮМ», школа № 7, капитан Макаров Никита
  • «Люди-икс», школа № 8, капитан Павловская Ольга
  • «Созвездие», школа № 9, капитан Шямшакова Женя
  • «Радикал», школа № 10, капитан Андреев Алексей
  • «Умные котята», лицей им. Кабалина, капитан Немойкин Стас

В2. В качестве почетных гостей на нашей игре присутствуют:

  • Мерлина Н.И. – зав. кафедрой методики преподавания математики ЧГУ, доктор педагогических наук, профессор ЧГУ.
  • Каллина Н.П. – зав. метод кабинетом отдела образования и молодежной политики г. Канаша. (Приветствие почетных гостей.)

В1. Соревнование проводится в 2 лигах. В I лиге участвуют все команды. 6 команд набравшие большее количество голов участвуют в высшей лиге. Продолжительность первой игры 30–40 минут. Капитанов команд школ 1, 3, 4, 5, 6 прошу подойти для жеребьевки.

В2. Судить игру будет компетентное жюри в следующем составе:

  • Мерлина Надежда Ивановна – зав. кафедрой методики преподавания математики ЧГУ, доктор педагогических наук, профессор ЧГУ.
  • Серых Зинаида Васильевна – учитель СОШ № 1;
  • Никитина Светлана Геннадьевна – учитель СОШ № 3;
  • Санзяпова Зинаида Захаровна – учитель СОШ № 4;
  • Шакшина Любовь Петровна – учитель СОШ № 5;
  • Рыбакова Вера Ивановна – учитель СОШ № 6;
  • Максимова Елена Дмитриевна – зам директора по УР СОШ № 7;
  • Плешанова Ольга Александровна – учитель СОШ № 8;
  • Исхакова Гузель Галимзяновна – учитель СОШ № 9;
  • Усанова Татьяна Александровна – учитель СОШ № 10;
  • Кузьмина Светлана Владимировна – учитель лиц. им. И.Кабалина.

В1.  Спонсорами нашей игры являются:

  • Турхан Ф.Т. – МП «Канашские электрические сети»;
  • Васильев В.В. – МП «Канашский городской рынок»;
  • Кондратьева Л.Б. – ОАО «Канашский автовокзал»;
  • ИП Ефимов А.В. – магазин «Заходи»;
  • ИП Колесникова Н.И. – магазин «Авангард»;
  • Нуртдинова Г.М. – заведующая магазином «Солнечная», ОАО «Вурнарский мясокомбинат»;
  • Биаметов Ф.Ф. – ОАО «Мишер».

В1. Познакомим вас с правилами математического хоккея.

Правила игры «Математический хоккей»

В каждой команде по 6 игроков: 3 нападающих, 2 защитника, вратарь.

«Хоккейное поле» – классная комната. В классе стулья для двух команд. I ряд каждой команды – нападающие; II – защитники, III – вратарь.

Судит судья. Судья – хронометрист и комментатор.

По свистку команды выстраиваются и выходят на «поле». Капитаны представляют свою команду, команды приветствуют друг друга. Затем начинается сама игра.

Она проходит так. Судья поднимает крайних правых нападающих (свисток, «вбрасывание») и задает им легкий вопрос. Тот, кто из них быстрее ответит, выигрывает «вбрасывание» для своей команды, она получает шайбу и идет в наступление – задает вопрос-«шайбу» соперникам.
Вопрос-«шайбу» сначала принимают нападающие. Они имеют 2 ми­нуты на размышление, затем должны дать ответ. Если нападающие не ответили или ответили неправильно, то новый вопрос задается защитникам (на обдумывание 1 мин.). Если защитники вновь неправильно ответили, то вопрос задается вратарю. Вратарь должен отвечать сразу. Если не ответил, то гол. Счет 1:0. Судья вновь проводит сбрасывание. Если ответили правильно (нападающие, или защитники, или вратарь), то шайба отбита, и команда идет в наступление, т.е. задает свой вопрос соперникам. Если получится ничья, то задается дополнительный вопрос.

В первой лиге участвуют 10 команд.

В высшей лиге участвуют (по результатам I лиги) – 6 команд.

Соревнование проводится в 2 лигах. В I лиге участвуют все команды. 6 команд набравшие большее количество голов участвуют в высшей лиге.

В2.

Любое здесь решенье,
Это – не просто развлеченье!
Все сумей нам доказать,
Свои знанья показать!

Уход команд под песню «Трус не играет хоккей».
Пока жюри подводит итоги I лиги, выступает ансамбль «Радуга» школы № 7.
Слово предоставляется  председателю жюри Мерлиной Н.И.
Снова жеребьевка (для команд, попавших в высшую лигу).
Остальные остаются в зале (для них – конкурсы и игры).

В1.

Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в хоккее отличился?

В2. Слово предоставляется председателю жюри Мерлиной Н.И.

Председатель жюри оглашает результаты игры.

В1. Мы поздравляем вас, победители! Желаем вам не останавливаться на достигнутом, а идти к новым вершинам.

В2.

Да, выиграли вы сейчас!
Будут в вашей жизни пораженья,
И победы еще не раз!
Главное не забывайте:
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать,
Надо, прежде всего, математику знать!

В1. Ну, а если сегодня кому-то немножко не повезло, не расстраивайтесь, у вас все еще впереди.

В2. Право спустить флаг предоставляется капитанам победивших команд.

В1. Мы благодарим всех участников, гостей, организаторов, которые были вместе и хозяев лицея им. И. Кабалина за теплый прием, а также Прохорову Т.Т. – преподавателя юридических дисциплин Канашского филиала Петровского колледжа, фоторепортера Алексееву В.А. за оказанную помощь в организации и проведении игры «Математический хоккей».

В2.

Вот настал момент прощанья,
Будет кратка наша речь
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»

Звучит песня «До свидания, до новых встреч» на муз. А.Пахмутовой «До свидания, Москва»

Вопросы вратарям (первая лига)

1. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°)

2. Чему равна сумма углов в треугольнике? (180°)

3. Назовите количество натуральных делителей простого числа. (2)

4. Назовите наименьшее четное натуральное число. (2)

5. Чему равна четверть часа? (15 мин)

6. Как называется натуральное число, имеющее более двух делителей? (составное)

7. Какая дробь меньше 1? (Правильная)

8. Как называется сотая часть числа? (Процент)

9. Сколько цифр используются в математике? (10)

10. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца (Ауди)

Вопросы вратарям (высшая лига)

1. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математики?  (Номер поезда)

2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)

3. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

4. Какая геометрическая фигура используется для наказания детей? (Угол)

5. Какая геометрическая фигура дружит с солнцем? (Луч)

6. Назовите приближенное значение числа p с точностью до 0,01. (3, 14)

7. Как называется два числа, произведение которых равно 1? (Взаимно-обратные)

8. Какую часть числа составляют 25%? (Четверть)

9. Назовите наименьшее натуральное число. (1)

10. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда)

Вопросы на вбрасывание (первая лига)

1. Что тяжелее: 1 центнер кирпичей или 1 центнер целлофановых шариков? (Одинаково)

2. Сколько получится, чтобы разделить полсотни на половину? (Сто)

3. Число разрядов в классе? (3)

4. Что больше:сумма всех цифр или их произведение? (Сумма, произведение равно 0)

5. Назовите наименьшее натуральное число. (1)

6. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир)

7. Как называется одним словом сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр)

8. Какую часть составляет центнер от тонны? (1/10)

9. Мальчик написал на бумажке число 66 и сказал: «Увеличьте это число в 1,5 раза, но не делайте над ним никаких действий». Как это сделать? (Перевернуть бумажку)

10. Что случилось 31 февраля? (Ничего, 31 февраля не бывает)

Вопросы на вбрасывание (высшая лига)

1. Может ли дождь идти два дня подряд? (Не может, потому что ночь разделяет дни)

2. Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11)

3. На дереве сидело 20 ворон. Охотник выстрелил и убил 2 ворон. Сколько ворон осталось на дереве? (Нисколько, выжившие улетели)

4. Какие часы чаще показывают точное время: те, которые отстают на 1 минуту, или те, которые стоят? (Те, которые стоят)

5. Какую часть суток составляет 6 часов? (1/4)

6. Величина прямого угла? (90°)

7. Чему равен диаметр окружности, если радиус ее 8 см? (16 см.)

8. Чертежный инструмент для построения прямой. (Линейка)

9. Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)

10. Прибор для построения окружности. (Циркуль)

Вопросы защитникам (первая лига)

1. Все знают, что два в квадрате – четыре, три в квадрате – девять. А чему равен угол в квадрате? (90°)

2. Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (Нисколько)

3. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

4. Шоколадка стоит 10 рублей и еще половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка? (20 рублей)

5. Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда? (Площадь)

6. Назовите 5 дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

7. На березе сидели 2 вороны и смотрели в разные стороны: одна – на юг, другая – на север.

– У тебя, – говорит первая ворона, – лапки в грязи.

– А у тебя, – отвечает вторая ворона – клюв в земле.

Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга, а это и есть в разные стороны)

8. Два землекопа выкапывают 2 м канавы за 2 ч. Сколько землекопов за 5 ч выкапывают 5 м канавы? (2 землекопа)

9. Напишите цифрами число, состоящее из 11 тысяч, 11 сотен и 11 единиц (12111; 11000 + 1100 + 11)

10. Один человек купил трех коз и заплатил 3 р. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (По земле)

Вопросы защитникам (высшая лига)

1. Что случится с козой, когда ей исполнится 7 лет? (Восьмой пойдет)

2. 60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 стр.? (2 см.)

3. Если из одной стопки тетрадей переложить в другую 10 шт., то тетрадей в стопках будет поровну. На сколько в одной стопке было больше тетрадей, чем в другой? (На 20 шт.)

4. Петя живет на 16 этаже, а Коля на 4. Во сколько раз Петя, поднимаясь домой по лестнице, пройдет больше ступенек, чем Коля? (В 5 раз)

5. К задуманному числу прибавили 3, результат разделили на 4, получили 4. Какое число было задумано? (13)

6. Сколько целых чисел находится между числами 1,29 и 18,07? (17)

7. Вдоль дороги от дома до школы посажено 30 деревьев. Расстояние между двумя соседними деревьями 2 м. Саша вычислил расстояние от школы до дома:  м. Верно ли это решение? Если нет, то найдите ошибку. (Неверно,  м.)

8. Лифт поднимается с первого этажа на третий за 6 с. За сколько секунд он поднимется с первого этажа на пятый? (12 с.)

9. Почему парикмахер в Женеве пострижет двух французов, чем одного немца? (Потому, что больше заработает)

10. Малыш съест банку варенья за 6 минут, а Карлсон – в 2 раза быстрее. За какое время они съедят это варенье вместе? (Карлсона можно приравнять к двум Малышам. Понятно, что три Малыша справятся с вареньем за 2 минуты)

Вопросы нападающим (первая лига)

1. На столе лежат карточки с числами от 1 до 33. Сколько среди них имеется карточек, в номерах которых есть цифра «2»? (13)

2. Машинист ведет поезд длиной 1 км с ценным грузом со скоростью 60 км/ч. Машинист опасается, что впереди, в лесу, протяженность которого 2 км, может быть засада. Сколько времени потребуется поезду, чтобы миновать этот опасный лес? (3 мин.)

3. На складе имеются гвозди в ящиках по 24, 23, 17 и 16 кг. Может ли кладовщик отпустить со склада 100 кг гвоздей, не распечатывая ящики?

4. В три часа стенные часы три удара отбивают за 12 секунд. За сколько секунд эти часы отобьют 6 ударов в 6 часов вечера? (с. – промежуток между ударами,  с – 5 промежутков между ударами)

5. В алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свой порядковый номер. Требуется зашифровать цифровым кодом ХОККЕЙ. Например, имя ЯЯ – 33-33. (22-15-11-11-6-10)

6. Пояс с пряжкой стоит 6 р. 80 к. Пояс дороже пряжки на 6 р. Сколько стоит пояс, сколько пряжка? (6 р.40 к. пояс, 40 к. пряжка)

7. Высота столба 20 м. Гусеница ползет по нему и поднимается за день на 5 метров вверх, а за ночь спускается на 4 метра вниз. За сколько дней гусеница доползет до вершины столба? (За 15 суток гусеница поднимается на 15 м., а потом за день еще на 5 м. Итого 16 дней)

8. Из восьми литрового ведра, наполненного молока, надо отлить 4 литра с помощью пустых 3-литрового и 5-литрового бидонов. (Наполнить 2 раза по 3 литра и слить в 5-литровый бидон. Тогда в 3-литровом бидоне остается 1 литр, который сливаем в 8-литровое ведро)

9. В квартире есть стенные часы с боем. Они отбивают целые часы и одним ударом каждые полчаса. Сколько ударов в сутки делают эти часы? ((1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12) × 2 + 24 = 180)

10. Как разрезать торт в 600 г на части, чтобы его можно было разделить поровну и на троих и на четверых человек? При этом необходимо получить как можно меньше кусков. (3 куска по 150 г. и 3 куска по 50 г.)

Вопросы нападающим (высшая лига)

1. Среднее арифметическое двух чисел равно 54. Одно число больше другого в 2 раза. Найдите эти числа. (36 и 72)

2. Используя пять семерок и знаки математических действий, запишите число 20. (7 + 7 + 7 – 7 : 7)

3. У вас имеется одно- и двух рублевых монеты. Сколькими разными способами вы можете разменять десятирублевую ассигнацию? (Шестью способами:
4. За книгу заплатили 60 р. и еще ⅓ стоимости книги. Сколько стоит эта книга? (Т.к. за книгу заплатили 60 р. и еще стоимости книги, то 60 р. будет стоить книги, тогда вся книга будет стоить 90 р.)

5. Три различных натуральных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Оказалось, что сумма и произведение в обоих случаях совпали. Какие числа были взяты? (1, 2 и 3)

6. На полке стоят тарелки. Сначала взяли третью часть всех тарелок без двух, а потом ½ оставшихся тарелок. После этого на полке осталось 9 тарелок. Сколько тарелок было на полке? (26 тарелок, рациональное ре­шение получается при решении с конца)

7. Есть 9 кг крупы и чашечные весы с гирями в 50 г и 200 г. Как в три приема отвесить 2 кг крупы? (С помощью операции деления пополам за два взвешивания отвесили 2 кг 250 г. С помощью гирь 50 г и 200 г уберем «лишние» 250 г.)

8. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете?» – спрашивают у него. Человек отвечает: «В семье я рос один, как перст, один. И все же отец того, кто на портрете, – сын моего отца (вы не ослышались, все верно – сын!)». Чей портрет разглядывает человек? (Ответ получается легко, если вам удастся переформулировать условие задачи, опустив лишние слова и заменив словосочетание «Сын моего отца» словом «я»)

9. Канал шириной 3,5 метра имеет поворот (как на рисунке 1). Как организовать переправу через него, если имеются две доски, но длина каждой из них только 3 метра? (См. рисунок 2)

Рисунок 1 и Рисунок 2

10. В классе 36 учеников. Девочек на 3 больше, чем мальчиков. Сколько в классе девочек и сколько мальчиков? (Задача не имеет решения)

Протокол игры «Математический хоккей»

 

Команда

Счет

Команда

Счет

1

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

2

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

3

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

4

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

5

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

6

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

7

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

7

Нападающие
Защитники
Вратарь

 

Нападающие
Защитники
Вратарь