Программа "Одаренный ребенок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить.
Простую истину признать
Сумеет всякий… кто понятлив:
Таланты может воспитать
Наставник, если сам талантлив!

Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Раннее детство и дошкольный возраст - самым сенситивным периодом для развития. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста являются фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого проявляются особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов и родителей.

Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.

Для всех детей главнейшей целью обучения, воспитания и развития является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности, поддержание и развитие индивидуальности, способностей ребенка-дошкольника.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и развиваться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.

2.1. Актуальность темы

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.

2.2. Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Конвенция о правах ребенка;

- Семейный кодекс РФ;

- Конституция РФ.

2.4. Цель программы

Выявление, формирование и развитие максимальной реализации способностей одаренных детей на основе создания технологии организации работы с одаренными детьми в детском саду.

2.5. Задачи программы

  • Поиск и систематизация методов диагностики форм работы с одаренными детьми по развитию физических, творческих и интеллектуальных способностей;
  • Совершенствование системы выявления и сопровождения одаренных детей;
  • Создание условий для самореализации одаренных и талантливых детей для проявления творческих и интеллектуальных способностей;
  • Внедрение инновационных педагогических технологий воспитания и обучения одаренных детей;
  • Организация объединений педагогов по реализации технологий работы с одаренными детьми;
  • Создание банка данных одаренных воспитанников детского сада;
  • Взаимодействие с родителями, детскими общественными организациями, учреждениями дополнительного образования города;

Показатели эффективности реализации программы «Работа с одаренными детьми».
2.6. Общие принципы учебно-воспитательного процесса с одаренными детьми:
– принцип учета возрастных возможностей;
– принцип развивающего и воспитывающего обучения;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

3. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответст

Итог (результат)

1. Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

сентябрь

Старший воспитатель

Положение о методическом совете

2. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педсоветы,
курсы ПК

постоянно

Старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

3. Ознакомление педагогического коллектива ОУ с программой «Программа работы с одаренными детьми», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультативная работа

В начале учебного года

Директор

«Программа работы с детьми имеющими признаки одаренности»

4. Корректировка и апробация программы ОУ

Корректировка с педагогами и специалистами ОУ

В течение года

Директор
Старший воспитатель

Программа ОУ

Организация и содержание
воспитательно-образовательного процесса

1. Проведение родительских собраний в группах ОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Педагог-психолог

Родительское собрание
«Детская одаренность в ОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ОУ

Организационный методический час
Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Педагог-психолог

 Размещение материалов, фотоматериалов на сайте ОУ

3. Организация и осуществление комплексного мониторинга по выявлению одаренных детей

Материалы по итогам мониторинга
Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности

В течение года

Педагог-психолог
Воспитатели, специалисты

Анализ педагогами ОУ
«Результат диагностических способностей воспитанников»
Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

4. Проектирование в ОУ индивидуального образовательного маршрута ребенка

Разработка индивидуального образовательного маршрута ребенка-дошкольника

В течение года

Воспитатели
специалисты

Создание индивидуальной карты развития личности ребенка.

5. Отслеживание занятости детей в кружках.

Создание банка данных

В течение года

Воспитатели ОУ

Создание банка данных

6.Использование условий ОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами ОУ (кружки в ОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Старший воспитатель

Создание плана работы на учебный год.
Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.
Создание дополнительных
программ по сопровождению
специальной одаренности детей

7.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

Муниципальные, республиканские конкурсы, интернет конкурсы

В течение года

 

Положения о конкурсах
Награждение победителей

8. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне ОУ

«Знай-ка»
с детьми подготовительных к школе групп

2 раз в год

Педагог-психолог

Положение о конкурсе, сценарий викторины,
Награждение победителей

9. Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства
учителей школы и специалистов ОУ в качестве консультантов по вопросам исследований детей

Открытые мероприятия в ОУ

В течение года

Старший воспитатель

Создание плана работы с воспитанниками на учебный год

10. Создание методической копилки детского сада

Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми

В течение года

Старший воспитатель

Размещение материалов на сайте МБОУ «Прогимназия №1»

11. Оформление
карты одаренного ребенка,
Портфолио ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей

В течение года

Педагог-психолог
Воспитатели
Специалисты
родители

Создание
карты одаренного ребенка,
Портфолио ребенка

12. Совместная работа начальных классов и дошкольного звена

Семинары школа + детский сад

В течение года

Специалисты

Совместный план работы
Результаты по «Паспортам готовности к школе»

13. Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

директор старший воспитатель, зам. УВР

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворенность родителей
(результаты анализа)

Перспективный план мероприятий психолого-педагогического сопровождения талантливых детей

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

1

Подбор и апробация пакета диагностических методик.

август
сентябрь

Педагог-психолог
Физ. инструктор
Муз. руководитель

2

Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников

сентябрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор специалисты ОУ

3

Изучение личности педагога

сентябрь

Педагог-психолог,
ст. воспитатель

4

Консультирование педагогов и родителей

октябрь
апрель

Педагог-психолог
Физ. инструктор
Муз. руководитель

5

Выступление на родительском собрании по теме «Реализация особых способностей индивидуального развития вашего ребенка»!

ноябрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор
Муз.руководитель
воспитатели групп

6

Групповое консультирование педагогов по теме «Роль педагога дошкольного образования в создании развивающей среды для одаренных детей»

декабрь

Педагог-психолог,
Физ. инструктор
Муз. руководитель

7

Подготовка материала для «Уголка психолога» по теме «Как надо и как не надо вести себя родителям с одаренным ребенком»

январь

Педагог-психолог

8

Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать спортивно одаренного ребенка», «Спорт вместе с мамой и папой»

февраль

Физ. инструктор

9

Подготовка материала для «Групповых уголков» по теме «Как поддержать музыкально одаренного ребенка»

февраль

Муз. руководитель

10

Подготовка детей для участия в интеллектуальной конкурс-игре «Знай-ка?»

март

Педагог-психолог
воспитатели

11

Подготовка детей для участия в творческом конкурс «Мы ищем таланты!»

март

Муз. руководитель
воспитатели

12

Подготовка детей для участия в физкультурно-познавательном конкурсе-игре «Раскрываем спортивные таланты»

апрель

Физ. инструктор
воспитатели

13

Мониторинг эффективности работы.

май

Специалисты, педагоги ОУ

4. Основные этапы реализации программы

1 этап — диагностико-организационный (сентябрь–октябрь)

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными воспитанниками в детском саду.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы;
  • Разработка программы работы с одаренными детьми;
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Планируемые мероприятия:

  1. Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников на выпуске в школу;
  2. Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий: интеллектуальные викторины, конкурсы, праздники.
  3. Изучение и проведение воспитателями работы по заполнению « Паспорта готовности к школе» с детьми на выпуске в школу.
  4. Создание рабочей группы воспитателей в ДОУ по созданию программы.
  5. Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов по работе с одаренными детьми.
  6. Активное участие родителей, воспитателей и детей в открытых мероприятиях ДОУ, конкурсах на уровне района.

2 этап — реализационный (ноябрь–апрель)

Цель: Апробация системы работы с одаренными воспитанниками.

Задачи:

  • Диагностика склонностей воспитанников.
  • Формирование методической копилки детского сада по работе с одаренными детьми.
  • Повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
  • Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства учителей школы( СОШ №2) и специалистов ДОУ.
  • Использование условий ДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии.
  • Создание индивидуальной карты развития личности ребенка в ДОУ.

Планируемые мероприятия:

  1. Внедрение педагогических технологий развития детской одаренности («Портфолио ребенка-дошкольника»).
  2. Выпуск информационных бюллетеней, методических рекомендаций, памяток по работе с одарёнными детьми, опубликование материалов на сайте ДОУ.
  3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  4. Дополнительное образование(кружковая работа).

3 этап – аналитический (апрель–май)

Цель: Переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.
  • Осуществление преемственности в воспитании и развитии одарённых детей на всех этапах воспитания и обучения в детском саду.
  • Оказание помощи педагогам, имеющим затруднения в реализации программы.
  • Обобщение и презентация результатов работы детского сада в реализации программы.

Планируемые мероприятия:

  1. Обобщение результатов предыдущего этапа реализации.
  2. Изменения и уточнение программы.
  3. Дополнительная апробация изменений, внесенных в программу.
  4. Распространение позитивного опыта, публикации в периодических изданиях.

5. Ожидаемый результат

  1. Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
  2. Повышение ответственности воспитателей детского сада при организации работы с одаренными детьми.
  3. Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
  4. Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
  5. Повышение качественных показателей воспитательно-образовательного процесса воспитанников.
  6. Осуществление преемственности в работе школы и детского сада по работе с одаренными детьми.

6. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов

  1. Количественные и качественные показатели участия воспитанников в мероприятиях разного уровня и творческих конкурсах.
  2. Положительная динамика проявления интереса воспитанников к различным видам деятельности.
  3. Положительная динамика проявления интереса педагогов и родителей к исследовательской деятельности.
  4. Рост профессионального мастерства воспитателей, работающих с одарёнными детьми.
  5. Уровень социальной успешности воспитанников.

7. Мониторинг достижения запланированных результатов

  1. Мониторинг успешности воспитанников детского сада по итогам года.
  2. Тестовая диагностика личностного роста воспитанника.
  3. Анализ достижений по направлениям воспитательно-образовательной работы детского сада.
  4. Диагностика удовлетворённости воспитательно-образовательной работой в ДОУ по работе с воспитанниками детского сада по выявлению одаренных детей.

8. Показатели эффективности реализации программы

  • Повышение уровня индивидуальных достижений детей в областях, к которым у них есть способности.
  1. Создание банка данных одаренных детей детского сада, банка методического обеспечения поддержки одаренных детей;
  2. Создание « Портфолио одаренного ребенка» в ОУ;
  3. Внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития одаренных детей через индивидуальную траекторию развития; Создание Карты развития ребенка-дошкольника;
  4. Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности;
  5. Успешная социализация детей с высоким уровнем актуализированной одаренности в социуме как основа развития их задатков, способностей, дарования
  6. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  7. Сохранение уникальности каждого ребёнка.
  8. Создание благоприятных условий для самовыражения.
  9. Максимальная реализация потенциальных возможностей каждого ребёнка.

В связи с этим реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения.

Строится она следующим образом:

Выявление одаренных и талантливых детей:

  • анализ особых успехов и достижений ребенка;
  • создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
  • диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
  • преемственность между дошкольным и начальным образованием.

Помощь одаренным детям в самореализации их творческой направленности:

  • создание для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуальное обучение и воспитание;
  • разработка индивидуальной траектории развития;
  • формирование и развитие дополнительного образования на базе детского сада;
  • организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, тематических выставках.

Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных дошкольников:

  • тематический контроль развития одаренного ребенка;
  • контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах и выставках разного уровня.

Поощрение одаренных детей:

  • дипломы участия;
  • персональные выставки;
  • стенд «Наши звёздочки», «Шаги успеха», «Наши спортивные достижения»;
  • презентации успеха талантливых и одаренных детей.

Работа с родителями одаренных детей:

  • психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
  • совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
  • поддержка и поощрение родителей одаренных детей.

Работа с педагогами:

  • обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в детском саду», «Обеспечение эмоционального положительного фона развития»;
  • повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию;
  • создание индивидуальной траектории развития творческого потенциала талантливого ребенка.

Взаимодействие ДОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности.

Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования.

Наше дошкольное учреждение предлагает следующие дополнительные услуги:

  • Кружок физкультурно-спортивной направленности «Школа мяча».
  • Кружок физкультурно-спортивной, оздоровительной направленности «Фитбол–гимнасика».
  • Кружок физкультурно-спортивной, оздоровительной направленности «Фитбол–гимнасика».
  • «Игровая ритмическая гимнастика».
  • Изостудия «Юный художник», «Изонить».
  • Кружок английского языка «Веселый английский».
  • «Шахматы».
  • Вокал.
  • Логоритмика.
  • Психогимнастика.

Наши дети принимают участие в мероприятиях различного уровня, конкурсах, выставках, где занимают призовые места, становятся победителями.

Все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются.
В развитии своих талантов.
Вера двигает горы…
Вера в детей может поднять их на такие высоты, которые
нам трудно даже представить.
Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

9. Список литературы

  1. Бекетова З.Н. Организация работы с одарёнными детьми: проблемы, перспективы / З.Н. Бекетова // Завуч. – 2004. – № 7. – С. 83-87.
  2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.,1998.
  3. Насибуллина А.Д. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей в системе дополнительного образования: учебно-методическое пособие / А.Д. Насибуллина. – М.: Компания Спутник+, 2007. – 96 с.
  4. Панютина Н.И. Система работы образовательного учреждения с одарёнными детьми / Н.И. Панютина, В.Н. Рагинская, Е.Б. Кислякова [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2008. – 204 с.
  5. Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. – СПб.: Акцидент, 1995.
  6. ФГОС ДО — федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  7. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.