Фольклорные интерактивные площадки как средство повышения познавательной активности старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию – была и остается одной из актуальных задач дошкольной педагогики.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования  ставит перед педагогами важную задачу – пересмотр подхода к образованию и организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Таким образом,  для построения образовательной деятельности со старшими дошкольниками, отвечающей современным требованиям,  возникает необходимость в освоении технологии интерактивного обучения, которое может быть реализовано в рамках интерактивной площадки.

Интерактивная площадка – форма совместной деятельности  детей, педагогов, родителей, основанная на свободном выборе  и сотрудничестве, в процессе которой  происходит передача знаний, практических умений, организованная педагогом-мастером в различных центрах активности. Обстановка на интерактивных площадках создается таким образом, чтобы предоставить детям возможность делать выбор деятельности, поэтому все пространство площадки разделено на несколько центров активности, в каждом из которых работает педагог-мастер или ребёнок.

Выступая в качестве педагога-мастера, мною были организованы фольклорные интерактивные площадки, которые дают возможность реализовывать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса, что позволяет  решать комплекс обучающих задач за более короткое время и с более высоким качеством усвоения материала.

Цель: введение дошкольников в особый, самобытный мир народной культуры путём его действенного познания.

Задачи:

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории русской народной культуры;
  • формировать начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям;
  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох;
  • формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию и способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Работа фольклорных интерактивных площадок  организована на основе  мини-музея «Русская изба» - проект педагогов и родителей МБДОУ Дс № 46 группы «Топотушки». Мини-музей реконструирует быт русской избы конца XIX  начала XX века. Экспозиция мини-музея располагается в групповом помещении в специально отведённом месте. Экспонаты интегрируются в центры детской активности группы.

Интерактивные площадки помогают ребёнку войти в особый самобытный мир  народной культуры путём его действенного познания: впитывать культуру своего народа.

Работа площадок строится на следующих принципах:

  • принцип выбора - дети находятся в условиях выбора видов деятельности;
  • принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность;
  • принцип деятельностного подхода - организация  деятельности, где участники сами находят приемлемое для себя и для данной ситуации решение;
  • принцип успешности - создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Характерные черты фольклорных интерактивных площадок:

  • наличие музейного предмета - подлинного, информативного, насыщенного утилитарными и символическими смыслами, привлекательного и доступного для исследовательской деятельности детей;
  • выстраивание исследовательской деятельности ребенка «от предмета» на основе его непосредственного изучения и сопоставления с другими предметами, а не только путем изучение информации о нем;
  • опора на субъективный опыт ребенка, создание условий для самостоятельного поиска детьми путей решения задач интеллектуального, эстетического, мировоззренческого плана;
  •  диалоговый характер взаимодействия педагога с детьми;
  • ориентация на значимый для ребенка результат – это не только получение новых знаний, но и приобретение личного опыта, переносимого на иные объекты и жизненные ситуации.

Освоение детьми культурного наследия проходит максимально эффективно в процессе познавательно-исследовательской и творческой деятельности в  предметно-пространственной среде, полностью соответствующей требованиям ФГОС ДО (содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной).

В представляемом мною интерактивном музейно-педагогическом пространстве группы приоритетными являются исследовательские и творческие виды деятельности детей, непосредственная «работа с предметом», исследование предметов музейных коллекций, сюжетно-ролевая игра, экскурсии, мастер-классы, музейно-театральное действие и т.д.

Для расширения и закрепления представлений детей о народных промыслах, мы организовали интерактивную площадку «Ярмарка» - место, где обычно веселились, отдыхали и продавали все, что мастерили народные умельцы.

Вид деятельности - сюжетно-ролевая игра «Весёлая ярмарка».

Дети самостоятельно подготовили игровое пространство. Выбрали по желанию роли: хохломские мастера, предлагающие расписную посуду,  мастерицы по изготовлению платков, одежды, продавец народных инструментов и игрушек забав (лотошник), мастера по изготовлению посуды, хозяин чайной, покупатели на ярмарке. Педагоги и родители  выступили в роли Петрушки, карусельщика, покупателей.

Разместившись в «торговых рядах», дети предлагали свои изделия, расхваливая их красоту. Покупатели выбирали товар, а Петрушка приглашал прокатиться на карусели. Вход на карусель - рассказанная закличка. В качестве денег выдавались  медные монетки. Играла народная музыка, хозяин чайной приглашал отведать угощения. Даже самые пассивные ребята  получили  возможность включиться в активную деятельность и проявить в ней себя.

Интерактивная площадка «Крестьянский быт» организована с целью закрепления знаний детей о русской печке  и  обрядовом празднике  «Масленица». Игровое пространство группы было  изменено под русскую избу (макет русской печи, предметы крестьянского хозяйства, деревянные лавки и др.) Хозяйка площадки Василиса Премудрая (воспитатель) организовала интегрированную познавательно-исследовательскую деятельность «Где тепло, там и добро». Используя методические приёмы: познавательную беседу, проблемную ситуацию, загадки, вопросы, закрепила знания детей о русской печке. Дети исследовали чугунок, ухват, кочергу, предлагали варианты использования данных предметов. Вместе с Василисой Премудрой поведали Домовому Кузе о масленичной неделе, о традициях празднования каждого дня. Вместе играли в народные игры, рассказывали пословицы и поговорки. Дети  провели для  домового  мастер-класс по изготовлению блинов из цветного солёного теста. А в заключение данного события, Василиса Премудрая собрала в свой старинный сундучок приятные впечатления детей.

На интерактивной площадке  «Мини-музей «Русская изба» проводилась  экскурсия «Хозяюшкины помощники». Дети-экскурсоводы вместе с хозяйкой (воспитателем) организовали  познавательные интерактивные выставки: «Новинки мини-музея «Русская изба», «Народные игрушки».

Данная экскурсия проводилась для детей группы «Топотушки», для родителей, в рамках гостевого обмена для детей подготовительной к школе группы «Семицветики».

На выставке «Новинки мини-музея «Русская изба» дети  экскурсоводы представляли такие экспонаты как лапти, рубель, чугунок, самовар, демонстрируя способы применения данных предметов. На выставке «Народные игрушки» дети-экскурсоводы презентовали коллекцию народных игрушек (филимоновскую, городецкую, семёновскую). Гости имели возможность не только узнать об особенностях народной игрушки, мастерах, которые её изготовили, но и поиграть с ними.

На интерактивной площадке «Деревенские посиделки» была организована досуговая деятельность - развлечение «Матушка Россия» с целью дать представление детям об осенних народных праздниках «Воздвиженье», «Покров», «Зазимопчельник», «Петра и Павла Рябинников», «Михайлов день».

Хозяйки праздника Никаноровна и Христофоровна (воспитатели) познакомили детей с народным осенним календарём, изготовленным родителями воспитанников. Каждую страничку календаря хозяйки посиделок оживили познавательной беседой об особенностях и традициях каждого праздника, народной подвижной игрой, пословицами, поговорками, загадками, частушками. Дети имели возможность надеть народные костюмы.

Содержание образовательной деятельности, организованной с использованием фольклорных интерактивных площадок, охватывает и интегрирует  все образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие в соответствии с ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А. «Здравствуй мир» - М.: «Баласс», 2001. - 261с;
  2. О.Л. Князева, М.Д. Маханёва «Приобщение детей к русской народной культуре». - С-П.: «Детство-Пресс» 1988.
  3. Бударина Т.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством». - С-П.: «Детство-Пресс» 2010.
  4. М.Д. Маханёва «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста». - М.: «Аркти», 2004.
  5. Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа». - М.: «Аркти», 2004.