Реализация системно-деятельностного подхода при обучении математике младших школьников посредством метода лабораторных работ

Разделы: Начальная школа


С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиявозникла потребность пересмотреть формы и методы обучения в контексте необходимости эффективного формирования универсальных учебных действий, определить, согласно п.7 ФГОС НОО, системно-деятельностный подход в обучении как приоритетный. При системно-деятельностном подходе традиционная триада «Знания — Умения — Навыки» дополняется новой дидактической единицей: «Опыт деятельности». Овладение знаниями, умениями, навыками невозможно без приобретения опыта деятельности, знания, умения, навыки же формируются в процессе деятельности. Неслучайно в докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. В сущности, ученый говорит о метапредметных УУД. Следовательно, формирование универсальных учебных действий у ученика является основой его образования в контексте системно-деятельностного подхода и развития его как личности.

Следует заметить, что в начальной школе на уроках математики всегда уделялось должное внимание формированию познавательных УУД, частично велась работа по формированию коммуникативных УУД. Формирование же регулятивных универсальных учебных действий явилось наиболее сложным процессом, так как умению «учить себя» в традиционном обучении не было уделено достаточно внимания. Они формировались только посредством самостоятельной работы с учебником. Однако в условиях реализации ФГОС НОО требования к результатам обучения предполагают выход за обозначенные рамки. Следовательно, у учителя начальной школы появилась необходимость поиска таких методов преподавания, которые будут формировать, в том числе, и регулятивные УУД.

Вариантом такого метода обученияявляется метод лабораторных работ. Метод эффективен для формирования регулятивных УУД, так как:

  • позволяют организовать самостоятельную парную и групповую работу учащихся для получения нового знания;
  • проводятся по строго заданному алгоритму, который разрабатывает учитель или сами учащиеся под руководством учителя;
  • полученные в ходе проведения работы данные записываются знаково-символьным языком в заранее подготовленные таблицы или карты;
  • заполненные в процессе проведения таблицы или карты помогают провести предметную и личностную рефлексию деятельности каждого учащегося.

Метод лабораторных работ отвечает возрастным особенностям учащихся начального школьного возраста, у которых развито наглядно-образное мышление, поскольку данный метод предполагает взаимодействие с конкретным оборудованием, предназначенных для лабораторных работ. Вместе с тем, метод лабораторных работ позволяет осуществить трансфер приобретаемого опыта в область мышления, находящуюся в зоне ближайшего развития – в область абстрактного мышления. Также данный метод развивает самостоятельность, ответственность, волевые качества учащихся.

Изучаемый в начальной школе арифметический материал предоставляет достаточно возможностей для проведения лабораторных работ, что позволяет реализовать установки системно-деятельностного подхода в обучении, сделать более привлекательной и разнообразной образовательную деятельность.

Лабораторная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выпол­няют определенные практические задания и в процессе их выполнения вос­принимают и осмысливают новый учебный материал [1: 243].

По мнению профессора И.Ф.Харламова, лабораторные работы, как метод обучения, во многом носят исследовательский характер. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем [2: 67].

Для подтверждения значимости использования лабораторных работ в обучении математике следует обратиться к одному из важнейших принципов организации учебной деятельности – принципу наглядности. Я.А.Коменский по праву называет его «золотым правилом дидактики», исходя из которого в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. [3: 117]. Наглядность в обучении может быть представлена не только разнооб­разными иллюстрациями, демонстрациями, использованием ярких примеров и жизненных фактов, но и проведением опытом конкретной деятельности учащихся в процессе лабораторных работ.

Также подтверждением целесообразности использования лабораторных работ является теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная П.Я.Гальпериным, Н.Ф.Талызиной и др.: «Чтобы сформировать любой умственный навык или умение, надо вначале создать учебные условия, моделирующие его в виде действий с предметами и иными объектами, затем перевести его вы­полнение на вербальный (словесный) уровень. Это позволяет реаль­но управлять процессом формирования умственных действий» [4: 31].

Лабораторная работа может проводиться в группах или парах. Так как целью ее проведения является открытие нового знания, то она организуется на уроке изучения нового материала на этапе получения нового знания.

Лабораторные работы могут носить  демонстрационный илиисследовательский характер. Учитель составляет инструкцию, а ученики, согласно алгоритму записывают результаты работы в виде рисунков, заполненных схем, таблиц, карт. [1: 238].

Перед выполнением лабораторной работы проводится проверка знаний учащихся – их теоретической готовности к выполнению задания.
Структура  лабораторной работы основана на рекомендациях С.А.Смирнова [1: 240] и состоит из следующих этапов:

1) определение темы занятия и задач лабораторной работы;

2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов;

3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

Лабораторная работа может носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

В ходе лабораторной работы учащиеся выполняют действия с оборудованием для получения нового знания и полученные результаты записывают в карты, которые учитель раздает перед началом лабораторной работы для каждой группы.

Итогом проведения лабораторной работы будет открытие нового знания и заполненная карта, которая имеет следующую структуру:

  • Задание, которое приведет к мысли о необходимости открытия нового знания.
  • Задание, выполнив которое, учащиеся откроют новое знание.
  • Графическое изображение изучаемого.
  • Правило или выводы по изучаемой теме, которые необходимо самостоятельно дополнить.
  • Задание на применение нового знания.
  • Вопрос, связывающий новое знание с реальной жизнью.

Таким образом, лабораторные работы помогают учителю реализовать системно-деятельностный подход в обучении, формировать предметные и метапредметные универсальные учебные действия, разнообразить учебный процесс. Лабораторные работы позволяют учащимся самостоятельно распределять работу в парах и группах, планировать, корректировать действия, адекватно оценивать свои действия и действия других, понимать информацию, переводить её в знаково-символьную форму, заносить данные в карту, анализировать, т.е. происходит формирование метапредметных универсальных учебных действий. Ученик из пассивного зрителя, превращается в активного участника образовательной деятельности, что в значительной мере способствует более глубокому осмыслению и усвоению материала, формирует умение самостоятельно получать знания и делать обобщения.

Литература

  1. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. – Москва: Академия, 2000. – 518 с.
  2. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками [Текст]: пособие для учителя / Е.Л.Мельникова. – Москва, 2012. – 168с.
  3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. – 159с.
  4. Хуторской, А.В. Системно-деятельностный подход в обучении [Текст]: научно-методическое пособие/ А.В. Хуторской. — Москва: «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 63 с.