Работа с текстом

Разделы: Начальная школа


Цели занятия:

  • учить сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста;
  • ознакомить детей с творчеством Ю.Д.Дмитриева;
  • развивать навыки выразительного чтения;
  • учить выделять смысловые части, воспитывать любовь к природе, к животным.

Формируемые УУД: чувство уверенности при выполнении учебной задачи; способность слушать других людей и принимать во внимание, сказанное ими;

Оборудование: Книга по внеклассному чтению «Лесные загадки» Ю.Д.Дмитриева, презентация к занятию, рабочие листы для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка цели. Актуализация знаний

1. Мы продолжаем говорить с писателями о животных. Читайте только буквы русского алфавита, здесь зашифрованы фамилии трех писателей, чьи рассказы и сказки мы читали.

Приложение.

Бjиаwнкgиs Сzлаnдкuов d Дмqитlриvевn
(Бианки, Сладков Дмитриев)

  • Кто нашёл ключ к шифру?
  • Что нужно было сделать?

2. На экране в два столбика: в одном названия произведений, в другом – авторы этих произведений.

Е.Чарушин,         «Сказки про Мушонка и его друзей»
В. Бианки,           «Тюпа, Томка и Сорока»
Н. Сладков,         «Лесные сказки»
Ю. Дмитриев      «Как Муравьишка домой спешил»

- Что общего во всех этих произведениях?

- С произведениями, какого автора мы познакомились недавно?

- Как называется его книга?

Сегодня на занятии мы снова отправимся в лес за приключениями. А для этого нам нужно выполнить разминку.

3. Разминка. Подготовительная работа.

-   Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами: 

-   Прочитайте скороговорку:

Уточка-вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.

III. Изучение нового материала

1 этап. До чтения текста. 

Прогнозирование содержания текста по его названию. (просмотровое чтение) предвосхищение чтения, создания мотива для чтения.

1. Откройте книгу «Лесные загадки» Ю. Дмитриева на150странице. Закройте текст «тайной занавесочкой» оставив только название.

Прочитайте название.

  • Как выдумаете о ком этот текст?
  • Кто такой мечтатель?
  • Что значит мечтать?

Почему это слово автор взял в кавычки? Для чего в письменной речи применяют кавычки?

У авторов произведений  в кавычках оказываются слова в переносном значении, фразеологизмы, профессионализмы,  все, что звучит немного «не так».

Для начала запомним, что кавычки ставят, когда нужно выделить:

  • прямую речь, цитату;
  • имя собственное;
  • слово в особом значении.

Что же подразумевается под особым значением?

Это значение:

  1. ироническое;
  2. новое, мало употребляемое, устаревшее, образное;
  3. непривычное, необычное для читателя.

Что касается первого пункта (иронического значения), кавычками в этом случае мы сигнализируем, что заключенное в них слово обозначает не то, что обычно. 

2. А теперь возьмите в правую руку знание об авторе, в левую название книги положите в свой «умный мешочек», добавьте свой опыт и впечатления от прочитанных ранее рассказах Ю.Дмитриева, все перемешайте. Сделайте предположение о каком «Мечтателе» расскажет нам автор. Запишите в рабочий лист. Пора проверить свои предположения.

2 этап.  Работа с текстом

Изучающее чтение. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

1.Чтение первого абзаца. Читают ученики. 

«Тонкие вопросы»:

- Что срыл первый снежок?

- Как стало вокруг?

- Как автор описывает красоту природы?

«Толстые вопросы»

- Какое настроение у автора?

- Почему автор считает, что всё вокруг праздничное?

- Нашли мы ответ на своё предположение о «Мечтателе»?

2. Прием «Прямые и скрытые вопросы» Чтение с остановками.

Чтение второго абзаца учителем. «Вдруг я заметил, что на встречу двигается какое-то существо. Какое существо мог встретить автор? Пригляделся - заяц! Косой почему зайца называют косым? почему-то не видел меня, а так как ветер дул в мою сторону, то и не чувствовал. Что изменилось если бы ветер дул в другую сторону? Я замедлил шаги, но продолжал идти в сторону косого. А он по-прежнему спокойно приближался ко мне. Я даже подумал, что заяц слеп. Почему автор так подумал? Но тут же сообразил, что вряд ли слепое животное будет так уверенно двигаться. К тому же заяц слегка поворачивал голову то в одну сторону, то в другую, будто любовался окружающей его картиной. Оправдалось предположение героя? Нашли мы ответ на своё предположение о «Мечтателе»?

IV. Физкультминутка

3. Прием диалог с автором (находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы)

Вторая часть закончилась фразой: «А дальше…», а что будет дальше? Ученик читает 3 абзац. В процессе чтения ищем в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задаем свои вопросы.

Прямые авторские вопросы:

  1. Почему он не заметил меня?
  2. Почему зайцы не могут помечтать о чём-нибудь?

Скрытые авторские вопросы:

  1. Почему заяц не заметил человека?
  2. Может ли заяц о чём то мечтать?

Вопросы к автору:

  1. Обиделся ли автор на зайца?
  2. Почему автор зайца назвал учёным или рассеянным?

Загляните в свой рабочий листок. У кого сбылось предположение о «Мечтателе»?

V. Закрепление изученного материала. После чтения текста. 

Формулирование его главной мысли. 

1. Знакомство с автором. Мы читаем рассказы и сказки из книги Ю.Д.Дмитриева «Лесные загадки». А поближе. познакомиться с автором нам поможет Антон Курочкин со своим сообщением.

2. Обсуждение смысла заглавия.

  1. Чем Вам понравился рассказ?
  2. Кто главный герой произведения?
  3. Почему автор назвал свой рассказ «Мечтатель»?
  4. Как по-вашему, о чём могут мечтать зайцы?

Напишите свои предположения на розовых стикерах.

  • Что им помогает мечтать?

Напишите свои предположения на зеленых стикерах.

  • Что бы вы сделали, если бы вам попался «Мечтатель»?

Напишите свои предположения на синих стикерах.

VI. Итог занятия.

Чем мы занимались на занятии?

  • Еcли вы на занятиях узнали, что-то новое, с удовольствием занимались - приклейте на книгу розовый цветок.
  • Если на уроке вы работали не в полную силу, отвлекались. Не совсем довольны собой - приклейте на книгу синий  цветок.