Урок русского языка в 3-м классе "Наблюдаем за облаками"

Разделы: Начальная школа


Урок развития речи. Написание мини-сочинения.

Цели:

I.

  • Повторить и систематизировать изученный материал.
  • Отрабатывать введённые ранее способы действия, обеспечивающие успешное решение различных задач: грамматических и орфографических.
  • Уметь составлять мини-рассказ по теме; искать логику в передаче содержания текста.

II.

  • Развивать чувство свободы в общении, фантазию.
  • Развивать двигательную память на основе упражнений в воспроизведении.
  • Развивать эмоционально-волевую сферу на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.

III.

  • Воспитывать любовь к русской культуре и родному языку; чувство товарищества и взаимовыручки.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Оценивать свои действия, поступки для достижения поставленной цели;
  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Ориентироваться в учебнике, в словаре;
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • Контролировать процесс и результаты деятельности;
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Уметь сотрудничать с одноклассниками;
  • Формулировать собственное мнение и позицию;
  • Слушать и понимать других.

Предметные:

Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы.

Ресурсы урока: учебник «К тайнам нашего языка» Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., тетрадь-задачник «К тайнам русского языка. 3класс», мультфильм «Трям! Здравствуй!»; К. Дебюсси «Облака» (аудиозапись); карточки для индивидуальной работы (прилагаются);  толковый словарь.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (Мотивационный)

Цель: включение в учебную деятельность.

- Ребята,  по – вашему, что такое чудо? Чудеса? (Смотрим в словарях).

(Чудо, чудеса – это что – то необычное, сверхъестественное)

Девиз нашего урока:

«Способность видеть в обычном чудесное – признак мудрости!»

- Где, в чём на нашем сегодняшнем уроке мы можем увидеть необычное?

- Сегодня мы будем работать с обычными словами, предложениями.

И если кто-то из нас увидит в них чудесное, мы в концу урока сможем назвать себя мудрым.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.

Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действия.

Показывается отрывок из мультфильма «Облака».

  • У нас что, урок музыки?
  • Почему я включила отрывок именно из этого мультфильма?

Ш. Постановка учебной задачи.

Цель: выявление места и причины затруднения и формулировка цели урока.

Тема нашего урока так и называется: «Наблюдаем за облаками»

К концу урока мы с вами может быть в обычном увидим чудесное,  напишем мини-сочинение об облаках и станем чуть-чуть мудрее.  А наши сочинения оформим в одну книгу.

Настрой на работу:

Оцените своё эмоциональное состояние, настрой на работу и отметьте его на шкале; к концу урока мы ещё раз оценим своё состояние и качество работы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: построение детьми нового способа действия и формирования способностей к выполнению цели урока.

- Зима недаром злится, прошла её пора!
Весна в окно стучится и гонит со двора!

- Итак, хочется, как можно больше времени проводить на улице и наблюдать.

- А вот за кем  или за чем наблюдать, вы узнаете, отгадав загадку:

«Белые барашки по небу гуляли,
На землю спустились, травку напоили». (Облака) 

- Конечно, за облаками.

- А вы наблюдали уже этой весной за облаками?

- На что они похожи?  (Ответы детей)

V. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: усвоение нового способа действия.

5.1. Проверка домашнего задания.

- Зачитайте выдержки из произведений об облаках, которые вы нашли и выписали.

5.2. Работа над лексическим значением слов.

- Готовясь к уроку, я тоже нашла и выписала два описания облаков. Послушайте и скажите: я  правильно выполнила задание?

А) «Между звёзд, тёплых и ласковых, два облачка, и у них иззелена - светлые края». С.Сергеев-Ценский.

Б) «Чёрная туча слизнула с неба последние звёзды». В.Лунин

- Почему второе описание я выбрала неправильно? (Не соответствует теме).

(Обсуждение, ответы детей.  Рассматривание иллюстраций облаков и туч, их сравнение.)

5.3. Работа в парах.

- Как вы уже поняли, не только мы, но и великие писатели и художники любили наблюдать за облаками.

- Предлагаю вам познакомиться с тремя описаниями облаков авторов И.Бунина, Н.Горина-Михайловского и М.Горького.

- Прочитайте предложения, решите орфографические задачи, вставьте орфограммы и приготовьтесь их объяснить.

- Запишите второе предложение в тетрадь, дайте ему характеристику, разберите по членам предложения и по частям речи.

- Слово облако – подлежащее. Докажите, что по этому признаку мы не можем утверждать, что это слово является частью речи – существительным.

А) Блистая, обл…ка л…пились в лазури пламенного дня. (И. Бунин)

Б) (На) бледно – голубом небе п…висли м…хнатые пуш…стые обл…ка. (Н. Горин-Михайловский)

В) (На) встречу со…нцу поднимает?ся розовато – дымчатое облач?ко мя…ких очертаний. (М. Горький).

- Прочитайте ещё раз все три описания и выберите то, которое вам особенно понравилось.

- Хоть наше сочинение и будет небольшим по объёму, но у него будет эпиграф.

- Кто сможет объяснить, что такое эпиграф? (Эпиграф – краткое изложение, которое помещается перед произведением,  выражая его главную мысль или отношение автора к событиям).

5.4. Работа над предложением: его стилем и пунктуацией. (Устно)

- Прочитайте предложения. Что в них не так? Придумайте сами задания к данным предложениям.

Облака ползли медленно.

Облака  то сливались, то обгоняли друг друга.

Облака мешали свои цвета и формы.

- Замените существительное облака во 2 и 3 предложениях.

- Замените  группу из трёх предложений одним предложением с перечислением.

- А вот как это описание звучит у М.Горького: «Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы. Казалось, что там, на краю моря, их бесконечно много, и они всегда будут так равнодушно вползать на небо».

6.5. Письмо по памяти.

- Чтобы наше мини-сочинение получилось интересным, живым, следует использовать средство выразительности письменной речи – сравнение. Именно сравнение позволит представить облака ярче.

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особенную наглядность.

- Какие средства письменной и устной речи вам уже известны?

(Эпитет – образное определение предмета или действия: золотая листва.

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами).
- Прочитайте предложения и представьте себе картину, нарисованную писателем Г.Скребицким.

- С кем, с чем сравнивает облака автор?

- Подчеркните слова-сравнения и зачитайте их.

А) Они плывут (по) в(и.е)сеннему небу, как стая бел(о,а)снежных птиц.

Б) Весенн(ие,ии) облака – как корабли под бел(ыми, ами) парусами.

В) Надует их ветер, и п(а,о)плывут они.

- Решите орфографические задачи, объясните орфограммы.

- Напишите по памяти:  

  • 1 вариант – 1 предложение.
  • 2 вариант – 2 предложение.

Перед написанием орфографически правильное чтение.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения целей и создание ситуации успеха.

- Написать мини-сочинение, состоящее из 3 – 4 предложений, подчеркнуть орфограммы.

1-я группа – самостоятельно.

2-я группа – написать сочинение, пользуясь подсказками:

Плывут по небу…
Чуть дальше…
Облако стало похоже на …
Кажется будто…

 3-я  группа – списать сочинение и вставить пропущенные орфограммы:

Сегодня впервые, после долгой  з…мы, ярко, по-весеннему, светит солнышко.

Светлые волокна облач?ков плывут и тают в прозрач?ной с…неве.

Кажет?ся, белые лоша…ки скач…т наперегонки, словно боят?ся куда-то опоздать.

4-я группа списать сочинение, найти и подчеркнуть ошибкоопасные места.

Облака почти уже не сходят с неба.

Но это ещё не те красивые летние облака, громоздящиеся серебряными горами и высоко бегущие по небу серебряными барашками.

Это весенние и облака, похожие на кучи снега.

VII. Рефлексия деятельности.

Цель: самооценка результатов деятельности.

- Легко ли было написать сочинение?

-  Кто уверенно может сказать, что хорошо показал свои знания на уроке?

- Что удалось?

-  Где испытали трудности?

-  Чтение мини-сочинений.

-  Оценивание успехов своей работы на уроке по шкале. (Смотреть начало урока)

-  Кто считает, что он стал чуточку мудрее? Напишите.

VIII. Домашнее задание.

- Ещё раз проверить написанное и оформить рисунком.

 Приложение 1. Работы учащихся (сочинения «Наблюдаем за облаками»)