Учебные исследования в процессе изучения окружающего мира (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа


Есть возраст, в котором почти каждый ребёнок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия ещё не отбили интереса к серьёзной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к «игре во взрослых» сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасём их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам.

Все дети по своей природе исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Особенно это характерно для детей младшего школьного возраста, которым присуще стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, желание всё понять и узнать. Для удовлетворения своей любознательности одним детям достаточно интересного рассказа учителя в классе. Другим ребятам одного объяснения в классе мало, их не удовлетворяет работа со школьными учебниками. Им необходимо до всего дойти самостоятельно (проверить на деле, пощупать руками, провести эксперимент или поставить опыт, заглянуть в справочник или энциклопедию). Поэтому особым направлением внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также направленное на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков, можно рассматривать проведение учебных исследований с младшими школьниками. Эта работа может иметь локальный, и фронтальный характер, её можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий и вне их.

В нашей школе существуют научное общество учащихся «Сигма» для старшеклассников, «Первые шаги» для младших школьников. Основная цель НОУ – это выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников. А главное направление – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.

Более подробно остановлюсь на учебных исследованиях, которые проводились в процессе изучения окружающего мира (ведь окружающая нас природа – это огромная лаборатория) в нашей школе и были направлены на формирование целостности научной картины мира, развитие таких важных для будущего исследователя качеств, как творческое мышление, ответственность, умение отстаивать свою точку зрения. А результаты этих работ были представлены на школьной научно-практической конференции молодых исследователей «Первые шаги» для младших школьников.

Для того, чтобы принять учащимся участие в научной конференции, необходимо заниматься исследовательской работой, а чтобы успешно на ней выступить, надо провести серьёзное научное исследование: определить цели и задачи, объект и предмет исследования, изучить дополнительную литературу, выдвинуть гипотезу, провести используя разные методы, само исследование, получить результаты, сделать выводы, оформить работу, а потом уже суметь выступить с ней на конференции. Со стороны учителя необходимы же доброе внимание и поддержка, без которых ученик начальной школы не захочет (да просто и не сможет) заниматься «скучной наукой», какой кажется почти любая область на начальных стадиях её освоения.

Тематика учебных исследований была разнообразной: «Выращивание в зимних условиях цветка тагетиса» (1кл), «Свет, тепло, вода–жизнь», «Развитие волнистого попугайчика в домашних условиях с. Хоринск», «Народные приметы погоды», «Откуда в хлебной мякоти дырочки?» ( 2кл.), «Луна –Спутник Земли», «Как получить крахмала их картофеля?» (3кл.),

«Влияние алкоголя на организм человека» (4кл.). А также работы из других областей науки, такие как «Праздник Белого месяца – Сагаалган», «Хийморин», «Определение специальных способностей мальчиков и девочек в начальной школе», «Моя родословная», «Роль военных плакатов в ВОВ»,«Исследование геометрических фигур».

При выборе тем руководствовались следующими правилами:

  • тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его;
  • тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования;
  • она должна быть оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
  • выбирая тему нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов.

 Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации весело и приятно. Значительно сложнее решить, что делать дальше с полученной информацией. Как её проанализировать, а затем обобщить, выделить главное и в каком виде представить? Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослого. Итогом учебного исследования может быть макет, книга, научный отчёт, фото, если позволяет видео материалы и другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Так, например, группа учащихся 4 класса, проводившие наблюдения за ростом зелени из луковицы репчатого лука изготовили графическую модель в виде календаря наблюдений, а также каждый этап работы фотографировался. После окончания исследования зелень лука съели, банку с луковицей ликвидировали, а модель осталась, её можно изучать в свободное время или использовать на уроках. А на научной конференции, все работы были оформлены в виде компьютерных презентаций.

Конечным этапом исследовательской работы, её венцом служит защита результатов исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В нашей школе защиту проводят как праздничное мероприятие, на которое приглашается дирекция школы, учителя-предметники, родители, учащиеся. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется компетентное жюри.
Вот как проходило групповое учебное исследование в рамках прохождения темы «Мы и наше здоровье» - «Алкоголь и табак – враги здоровья». Многие дети не понаслышке знают как много несчастий и болезней может принести алкоголь. Есть дети у которых родители выпивают и поневоле таким детям приходилось встречаться и общаться с пьяными людьми. Они видят внешнее проявление алкогольного опьянения. А что же происходит внутри организма, как действует алкоголь? [1]

Выбрав тему работы «Влияние алкоголя на человека» ребята ставили перед собой следующие цели:

  • показать пагубные последствия употребления алкоголя, его губительные свойства;
  • дать конкретное представление о вредном воздействии алкоголя на человека.

Для этого учащиеся провели:

1) Анкетирование, составили диаграмму (результат получился следующим – у 19 % учащихся 3,4 классов родители не употребляют алкоголь; очень часто – 7 % , по праздникам – 73 %);

2) Составили диафильм по «Сказке про злого оборотня по имени Ал Коголь и горожан, которые его победили» (иллюстрирование сказки) [2];

3) Провели опыты, демонстрирующие влияние алкоголя на растения.

1-й опыт: семена фасоли посадили в две чашки, одну поливали водой, другую водкой. Результат – в первой чашке семена проросли, появилась нежная зелень, во второй семена - почернели, загнили.

2-й опыт: один отросток комнатного растения хлорофитум поставили в стакан с водой, другой с водкой, через три дня в первом стакане появились корни, во втором стакане отросток почернел, загнил, покрылся слизью);

4) Изучили медицинскую литературу, дающую конкретное представление о вредном воздействии алкоголя на организм человека. На защите работы учащиеся сравнили организм человека с большой фабрикой, где имеется множество цехов, в них кипит работа, изготавливается нежная ткань. А алкоголь уподобим разбойнику, который проник на фабрику. Он мечется по цехам: гасит лампы, ломает инструменты и нарушает слаженную работу. То же делает разбойник – алкоголь и в организме человека. Проникнув вместе с вином, водкой или пивом, алкоголь ведёт вредительскую деятельность [3]. Затем по схеме «Организм человека» показали и рассказали, какие органы в первую очередь подвержены отравлению алкоголем. На схеме все поражения были обозначены чёрным цветом, так же как и в результате проведённых опытов на растениях.

Юные исследователи подошли к изучению поставленной проблемы с разных сторон, на конкретных примерах они убедились в том, что алкоголь губит телесное здоровье людей, их умственные способности, губит семью, губит души людей. Итогом выступления были слова детей о том, что каждый человек хозяин своей жизни и здоровья. За нас нашу жизнь не проживут ни родители, ни учителя, ни кто-нибудь другой. Как каждый из нас решит, так всё и будет. Мы говорим алкоголю - НЕТ, он опасен для нашего здоровья.

Данное исследование было отмечено членами жюри, как работа, которая обладает общественно-значимой, практической ценностью и была признана одной из лучших в номинации «Юное поколение - за здоровый образ жизни».

Таким образом, включение учебных исследований в процесс обучения младших школьников, позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Уроки для родителей или как помочь ребёнку не употреблять табак и алкоголь. ОООИПФ «Полимед» Москва, 2000.
  2. Алкоголь-враг человека. Рожкова В.Е., Москва, Медицина,1972.
  3. Уроки Здоровья. Обухова Л.А.,Лемяскина Н.А., Москва:ВАКО, 2004 – 240.