Презентация к открытому уроку по истории исполнительства "По страницам конкурса им. П.И.Чайковского, специальность фортепиано"

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Цель урока: Закрепление материала по теме «Международный конкурс им. П.И.Чайковского специальность фортепиано».

Задачи урока: Повторение основных этапов развития конкурса, самых ярких победителей-пианистов, основных моментов положения конкурса, развития интересов, расширение кругозора и общекультурных ценностей.

Тип урока: Контрольный урок.

Вид урока: Беседа.

План урока:

  1. Организационные моменты
  2. Знакомство с историей и положением конкурса
  3. Квалификация этапов развития конкурса и освещение ярких победителей
  4. Заключение

1 слайд - Приветствие

Презентация

Рада всех приветствовать на открытом уроке по предмету «История исполнительства» на тему «По страницам Международного конкурса им. П.И.Чайковского» специальность ФОРТЕПИАНО. Сегодня мы поговорим об истории конкурса, о правилах его проведения и правилах участия, об этапах развития конкурса и конечно же о его выдающихся победителях. Это творческое состязание традиционно является стартовой площадкой для молодых одаренных музыкантов, дает им возможность обрести любовь публики и признание мирового профессионального сообщества, начать блестящую международную карьеру.

В течение первой четверти на уроках мы знакомились с победителями конкурса разных лет и сегодня подводим итоги по этой теме.

2 слайд - ИЗ ИСТОРИИ КОНКУРСА

Конкурс им. П.И.Чайковского имеет статус молодёжного, поскольку возраст участников ограничен от 16 до 32 лет.

Финальные прослушивания участников конкурса проводятся в Большом зале Московской консерватории, а с XIV конкурса (2011 г) в г. Москва и Санкт-Петербург.

Международный конкурс академических музыкантов проходит 1 раз в четыре года, за исключением XIII конкурса (2006 г), когда было принято решение отложить конкурс на год, чтобы отреставрировать Большой зал консерватории и развести конкурс с другим масштабным событием - чемпионатом мира по футболу.

Первый конкурс им. Чайковского проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Со второго конкурса (1962 год) введена специальность виолончель, с третьего (1966 год) - вокал, а с шестнадцатого (2019) - медные и деревянные духовые инструменты.

3 слайд - ПОДАЧА ЗАЯВКИ НА КОНКУРС

В заявленной конкурсной программе обязательно должны звучать произведения П.И.Чайковского.

В заявке нужно указать минимум 4 концерта с оркестром, готовых к исполнению в следующем концертном сезоне.

Предоставить две рекомендации от преподавателя и от концертирующего исполнителя с мировым именем.

С недавнего времени участие в конкурсе стало бесплатным, ранее было 100 долларов.

Финалисты конкурса подписываю согласие на участие на безвозмездной основе в церемонии закрытия конкурса и 2 концертах лауреатов.

4 слайд - ОТБОР УЧАСТНИКОВ

Отбор проводится по видеозаписям:

  • к 1 туру допускается не более 25 пианистов,
  • ко 2 туру 12 пианистов,
  • к 3 туру (финалу) - 6 пианистов.

5 слайд - НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

  • ГРАН-ПРИ - 100 000 долларов дополнительно к I премии
  • Лауреат 1 премии - 20 000 евро; 30 000 долларов
  • Лауреат 2 премии - 15 000 евро; 20 000 долларов
  • Лауреат 3 премии - 10 000 евро; 10 000 долларов
  • Лауреат 4 премии - 5 000 евро; 5 000 долларов
  • Лауреат 5 премии - 3 000 евро; 4 000 долларов

6 слайд - ОТКРЫТИЕ КОНКУРСА

18 марта 1958 года в Москве состоялся I Международный конкурс им. П.И.Чайковского. Он имел миротворческое значение, поскольку в те годы ситуация в мировой политике приблизилась к наибольшему напряжению (события в Венгрии и Польше, кризис на Ближнем Востоке). Исполнительское искусство очень убедительно и своевременно выступило как призыв к миру.

И при этом Конкурс был организован по-советски, т.е. с покоряющими блеском и размахом. Большая финансовая смета, крупные денежные премии, щедрое гостеприимство Министерства культуры (оно оплачивало расходы иностранных конкурсантов, приехавших из 22 стран), все это привлекало к участию в Конкурсе, не говоря уже о художественном уровне его программ и об авторитетности Оргкомитета - его возглавил Дмитрий Шостакович как самый известный композитор нашей страны.

7 слайд - ЭПОХИ КОНКУРСА

Конкурс как любая организация имеет свои этапы развития. Давайте вместе проанализируем основные эпохи конкурса: взлет, парение, снижение и возрождение.

Взлет (1958, 1962, 1966) это первые три Конкурса, устанавливаются его номинации (фортепиано, скрипка, виолончель и вокал). В своем великолепии предстает перед публикой конкурсное жюри: Эмиль Гилельс (председатель), Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер.

Но главное, конечно, это конкурсанты, а их огромные артистические дарования превосходили все ожидания зрителей. Победители: Ван Клиберн (1958), Владимир Ашкенази (1962), 16-ти летний Григорий Соколов (1966).

8 слайд - ЭПОХИ КОНКУРСА

Парение (1970, 1974, 1978, 1982, 1986) с Четвертого по Восьмой конкурсы включительно, сохраняя замечательный состав жюри. Уровень участников был на высоком уровне, публика до краев наполняла залы Конкурса, бурно реагировала на его события и наслаждалась конкурсной атмосферой. Победители: Владимир Крайнев (1970), Андрей Гаврилов (1974), Михаил Плетнев (1978), нет победителя (1982), Барри Дуглас (1984).

9 слайд - ЭПОХИ КОНКУРСА

Снижение (1990, 1994, 1998, 2002, 2007) началось с Седьмого и длилось до Четырнадцатого конкурса, сказались общекультурные и даже общегосударственные проблемы. Сначала председателями фортепианных жюри поочередно делали композиторов Отара Тактакишвили и Андрея Эшпая; потом профессоров Московской консерватории, которых стали обвинять в протекции своих учеников, это подорвало доверие к конкурсу. Без победителя остались пианисты на Седьмом, Десятом и Тринадцатом конкурсах. Ситуация ухудшилась еще из-за того, что был нарушен четырехлетний цикл Конкурса.

Но в общем советская фортепианная школа держалась, и наши молодые артисты оставались в памяти публики, тогда как немало иностранных исполнителей, даже тех, кто удостаивался премий, исчезало с конкурсной сцены почти без следа. Победители: Борис Березовский (1990), 2 премия Николай Луганский (1994), Денис Мацуев (1998), Ояка Уехара Япония (2002), Мирослав Култышев (2007).

10 слайд - ЭПОХИ КОНКУРСА

Возрождение (2011, 2015, 2019, 2023) началось с Четырнадцатого конкурса. Маэстро В. Гергиев возглавил его Оргкомитет и сразу предложил программу обновления: в жюри приглашаются артисты с мировой известностью и крупные организаторы концертного дела, из первых: Владимир Ашкенази, Барри Дуглас, Денис Мацуев, Владимир Овчинников, из вторых: Мартин Энгстрём (руководитель Международного фестиваля в Вербье), Клайв Гиллинсон (художественный руководитель-директор зала Карнеги-холл). Это все выдающиеся деятели современного музыкального искусства.

Конкурс стал проходить в двух российских столицах. Обеспечивается широкая интернет-трансляция Конкурса; увеличиваются его денежные премии; организовываются международные концертные турне для победителей (в чем для некоторых из них заключалась главная привлекательность Конкурса). Реализовано было всё. А главное открылось выдающееся исполнительское дарование, и это был российский пианист Даниил Трифонов (2011).

Конкурс вернулся к своей насыщенной артистической жизни, к своему праздничному настроению, ко всему, что отличало его самые светлые годы.

11 слайд - ВОЗРОЖДЕНИЕ

Пятнадцатый конкурс (2015) повторил черты предыдущего. Добавились электронный подсчет голосов в жюри, выросшая сумма Гран-при. Поименно запомнились лауреаты у пианистов: I премия Дмитрий Маслеев (Россия), II премию разделили виртуознейший Джордж Ли (США) и лирик Лукас Генюшас (Россия), III премия Сергей Редькин (Россия).

Шестнадцатый конкурс (2019). Снова - две российские столицы, снова - как мы уже знаем - прекрасное жюри с мировыми именами. Все были рады успеху нового начинания, а именно Конкурса духовых инструментов. Пришло молодое слушательское поколение с его требованиями к неувядаемой музыкальной классике. Ностальгическими чувствами наполнялись слушатели-ветераны, вспоминая о разных десятилетиях изумительного Конкурса Чайковского. Победители: Александр Канторов (Франция); II премия - Дмитрий Шишкин (Россия).

12 слайд - РОССИЯ ПОБЕЖДАЕТ

С 19 июня по 1 июля 2023 года в Москве и Санкт-Петербурге с огромным успехом прошел Семнадцатый конкурс. В конкурсе приняли участие молодые талантливые ребята из 23 стран - от Коста-Рики до Австралии. В совместном жюри - всемирно известные артисты, педагоги, артистические менеджеры и другие выдающиеся деятели культуры из 18 стран. Победители: I премия Сергей Давыдченко 18 лет (Россия), II премия Валентин Малинин - (Россия).

Онлайн-трансляции конкурса длились 320 часов и собрали около 60 миллионов просмотров из 102 стран мира.

13 слайд - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За свою историю конкурс открыл миру имена выдающихся представителей исполнительского искусства современности. В России конкурс имеет статус национального достояния отечественной музыкальной культуры. Каждый раз его проведение становится одним из главных событий общественной и культурной жизни страны. Главная цель музыкального состязания - выявление новых талантов.

Пока Чайковский живет в своей музыке, пока существует русская исполнительская школа, пока весь мир одаривает ее любовью и вниманием, а толпы искренне взволнованных людей приходят на выступления наших артистов и их иностранных сверстников - до тех пор жива русская культура во всей своей человечности и дружелюбии. Надеюсь, что в вашей памяти отложатся фамилии выдающихся победителей конкурса и вы сможете поделиться своими знаниями при случае с друзьями, одноклассниками.

В этом году шумно отгремел 17 конкурс им. Чайковского, еще долго любители классической музыки будут обсуждать выступления нынешних лауреатов, но все уже с нетерпением ждут очередного Восемнадцатого Международного конкурса им. П.И.Чайковского в 2027 году.

14 слайд - ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Спасибо всем за внимание!