Урок математики в 1-м классе "Школа России" ФГОС по теме "Сантиметр – единица измерения длины"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание условия для ознакомления с единицей измерения длины – сантиметр.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить с понятиями: единицы измерения (мерка);
  • познакомить с различными единицами измерения длины (шаг, локоть, сантиметр);
  • совместно установить общий принцип измерения величины на примере измерения длин отрезков.

Развивающие:

  • содействовать развитию у учащихся пространственного мышления;
  • развивать умение сравнивать предметы на глаз, а также методом наложения;
  • развивать умение работать в паре.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету;
  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать товарища, прислушиваться к мнению другого человека, принимать точку зрения, отличную от собственной.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы: фронтальная, парная.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный.

Информационно-образовательная среда

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ

Межпредметные связи

1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч.1 ч. (стр.66)

2. Моро М.И., Волкова С.И Математика: Рабочие тетради: 1 класс: В 2 ч. (стр.24)

3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Рабочие программы: 1-4 классы

Печатные цифры и знаки +,˗, = <, > (находятся в карманах кассы).

Магнитная доска.

Мерки разного цвета

Компьютер, проектор.
Презентация к уроку

Технология (названия предметов для труда: отвёртка, шуруп).

Планируемые результаты

Предметные:

  • в результате практических действий осваивать единицу измерения – сантиметр, выражать длину отрезка в сантиметрах;
  • в результате практических действий использовать линейку для измерения длины отрезков;
  • осваивать принцип построения натурального ряда чисел;
  • воспроизводить последовательность натуральных чисел от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа;
  • выполнять задание в тетради

Метапредметные:

  • устанавливать закономерности следования объектов, чисел от 1 до 10;
  •  сравнивать предметы  по  длине;
  • работать в паре и оценивать товарища;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • слушать учителя и выполнять его требования;
  • оценивать себя, границы своего знания и незнания

Личностные:

  • проявлять интерес к математике;
  • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Ход урока

Этап урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Цель: Создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке.

Проверка готовности к уроку.

 

 

- Мы будем учиться сегодня решать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать,
Секрет математики вновь открывать.
- Итак, друзья, в путь!
Но для начала, как всегда, нужна «гимнастика» ума.

Проверяют готовность к уроку.

Проговаривают стихотворение:

Математика нужна!
Математика важна!
В жизни пригодится!
Изучая математику
Не следует лениться!

Коммуникативные

2. Актуализация знаний.

Цель: Повторение изученного материала.

Предлагается  детям задания на знания счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке и задания на логическое
мышление.

1. Устный счёт:

- Счёт хором от 1 до 10 и обратно
- Сосчитайте от 3 до 6, от 5 до 9, от 8 до 4, от 7 до 2
- Назовите: соседей числа 4, 6
- Назовите: число, которое на 1 меньше, чем 8

2. Логическая разминка:

- Если ночь короче дня, то день …
- Если сестра старше брата, то брат…
- Если арбуз тяжелее дыни, то дыня …

3.  Игра на внимание «День и ночь»

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Рассуждают при выполнении логического задания.

Тренируют своё внимание.

Коммуникативные
Регулятивные

3. Самоопределение к деятельности.

Предлагается читающему ребёнку прочитать пословицу. Слайд 2.

Ведётся  беседа на понимание  пословицы.

Читающий ребёнок читает:
«Каждое маленькое открытие ведёт тебя к вершине знаний»
Высказывают своё мнение по содержанию.
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные

 

- Мы на пути к открытию!
- Перед вами полоски. Сравните их длины.
- Покажите самую длинную полоску.
- Покажите самую короткую полоску.
- Каким способом вы сравнивали полоски?   
Сравнивают полоски путём наложения. Высказывают результаты практической работы.
У каждого из вас есть карточка. Что вы на ней видите?
- Какой отрезок длиннее: под цифрой 1 или под цифрой 2?
- Какой отрезок короче?
- Как вы узнали?
- Какой отрезок длиннее: под цифрой 2 или под цифрой 3?
Ни один из знакомых способов не подходит. Что можете предложить вы?
Определим вместе тему  урока.
Сегодня мы будем учиться измерять отрезки с помощью мерки.
- Где пригодится умение измерять длину?
Сравнивают отрезки по заданию на глаз. Высказывают свои предположения.
Предлагают варианты и приходят к выводу, что отрезки нужно измерять меркой.

4. Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления.

Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Произносят стихотворение и делают движения.

5. Работа по теме урока.

Цель: в результате практических действий освоить единицу измерения – сантиметр, использовать линейку
для измерения длины отрезков и предметов.

1. Практическая работа.

Возьмите синюю мерку.
Измерьте отрезок под цифрой 2, а затем под цифрой 3.
- Какой отрезок длиннее?
- А теперь попробуйте измерить отрезок под цифрой 2 – красной меркой, а отрезок под цифрой 3 – синей меркой.
- Что у вас получилось?
- Правильно ли мы сравнивали отрезки?
Мерка, с помощью которой измеряют длины отрезков, называется единичным отрезком, или единицей измерения.

Измеряют отрезки с помощью предложенных мерок. Выясняют, почему результаты получились разные.

 

 

 

Приходят к выводу о единой мерке для всех.

Познавательные
Коммуникативные

2. Знакомлю со старинными мерами длины.
Слайды 4-8.
- Удобно пользоваться старинными мерами длины?

Просматривают слайды. Делятся своим мнением о старинных мерах длины.

3. Для того, чтобы не было такой путаницы, люди выбрали общую мерку. Это – сантиметр. (на доске открыть слово сантиметр)
- Длинное слово, правда. Если его писать каждый раз, потребуется много времени. Существует сокращённая запись этого слова – см. Пишем «см», а читаем сантиметр.
Хором проговаривают новое слово.
- Перед вами мерка сиреневого цвета, она равна 1см.
Измерьте длину ручки в сантиметрах. Как вы будете это делать?
- Сколько см составляет длина ручки?
- Легко ли было измерять?
Рассматривают новую мерку.
Измеряют длину своей ручки с помощью мерки.

Люди изобрели замечательный инструмент – линейку.
Слайд 9.
Каждому я дарю этот инструмент.
-  Рассмотрите как она устроена.
В линейке единичные отрезки уже стоят друг за другом.
Слайд 10.

4. Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.66. прочитайте, чему мы должны сегодня научиться.
- На рисунке показан единичный отрезок, равный 1см.
- Сколько клеток он занимает?
- Определите длину отрезков:
1 ряд – розовый,
2 ряд – зелёный,
3 ряд – синий,
- Молодцы! С заданием справились!

Рассматривают линейку.

 

 

 

 

Определяют задачи урока

Делают вывод: 1 см = двум клеткам
Используют этот вывод при выполнении задания

6. Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления.

Все захлопали в ладоши – дружно, веселее!
Застучали наши ножки – громче и быстрее!
По коленочкам ударим – тише, тише, тише,
Ручки наши поднимаем- выше, выше, выше!
Выполняют движения. Познавательные
Коммуникативные

7. Закрепление изученного материала.

Цель: включение нового знания в систему знаний.

1. Работа по учебнику.
- Посмотрите, как линейка приложена к отрезку.
- Посчитайте, сколько мерок в отрезке.
- Как определить длину отрезка, не считая мерки?
- Кто может рассказать, как измерить длину отрезка?
Слайд 11.
- Какова длина карандаша?

Анализируют материал.
Составляют алгоритм измерения.

 

Отвечают на вопрос учителя.

 

2. Работа в парах.
Задание на полях. Договоритесь, кто из вас будет измерять отвёртку, а кто шуруп. Покажите и объясните друг другу, как вы измеряете предметы.

Работают в парах.

 

3. Работа в тетради с печатной основой.
- Предлагаю выполнить задания на с.24
- Запишите длину каждого отрезка.
- Измерьте с помощью линейки и запишите длину: мальчики - карандаша, девочки -  счётной палочки. (фронтальная проверка)

Работают в тетради.

Самостоятельная работа.

 

8. Итог урока.

Наш закончился урок,
Подведём ему итог.
- Вернёмся к нашей пословице. Какое открытие вы сегодня сделали?
- Где вы можете применить свои знания?

Проводят внутренний анализ своей деятельности.
Отвечают на вопрос учителя.

Регулятивные

9. Рефлексия.

Молодцы! Спасибо за урок.
Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора»

Проводят самооценку своей деятельности.