Исполнительские конкурсы играют важную роль в выявлении талантливых детей. По отношению к конкурсам существуют разные мнения. Одни считают, что они приносят реальную пользу в возможности сравнивать творческие достижения (моя точка зрения с ними совпадает). У других мнение другое: конкурсы оказывают чрезмерную нервную нагрузку на участников и их преподавателей, работа оценивается по ограниченному репертуару.
При этом обе стороны правы: природа конкурсов противоречива, они имеют и свои преимущества, и свои недостатки.
Конкурсы представляют собой школу для преподавателей. Каждый конкурс – не только смотр, где сравниваются результаты, но одновременно дискуссионная школа. Ведь детей, принимающих участие, сопровождают учителя, а иногда и родители. Не секрет, что конкурсы являются состязанием и для преподавателей. Возможность участия – сильнейший стимул для работы на инструменте. Перед учениками ставится конкретная цель – померяться силами с другими. У детей стремление к состязанию намного естественнее, чем у взрослых.
Конечно, возникает чувство страха, но конкурс является хорошей тренировкой, особенно для робких ребят. Конкурсы очень полезны: они помогают открывать таланты, являются практической школой для преподавателей, развивают стремление к соревнованию, расширяют репертуар у детей, укрепляют их нервную выносливость. Подготовка к конкурсу имеет свои правила. Их нельзя ни обойти, ни подменить своей добросовестностью. Важно знать, что подготовка к конкурсу начинается не тогда, когда преподаватель задаёт ученику определенную пьесу для разучивания, а намного раньше, когда педагог обдумывает и подбирает произведение.
Не всякий ребёнок годится для конкурсов и не каждому участие пойдет на пользу. Преподаватель должен хорошо знать своих учеников и уметь заранее определить кого из них можно готовить на конкурс. Уже в начале обучения у некоторых детей проявляются возможности, характерные задатки будущего «конкурсанта»: это музыкальность, одаренность, способность быстро, сосредоточенно и основательно заниматься, причем заниматься профессионально.
Быстрота в занятиях необходима для того, чтобы подготовка к конкурсу не вызвала застоя в развитии учащихся. Работа над произведением требует от конкурсантов запомнить множество указаний преподавателя, что невозможно без предельной концентрации.
Вполне понятно, что преподаватель сам должен обладать такой способностью. Выбирая для ученика программу к предстоящему конкурсу, преподаватель должен иначе подойти к ней, нежели при выборе пьес для обычных занятий. При обучении главной целью является всестороннее развитие ученика, поэтому иногда даём произведения, которые не всегда соответствуют природным способностям (например, любит кантилену, а просим разобрать активное джазовое произведение или пьесу современного композитора), что составляет для него трудность.
Иначе дело обстоит для конкурса: здесь надо показать ученика с самой лучшей стороны, поэтому подбираем вещи, которые в техническом и исполнительском отношении лучше всего ему удаются. Но вместе с тем программа конкурса должна показать ученика по возможности всесторонне. Не стоит включать малосодержательные произведения в музыкальном отношении. Настоящие исполнительские способности проявляются в серьезном репертуаре, особенно в произведениях классиков.
Конкурсная программа состоит из произведений фундаментальных, предъявляющих к ученику повышенные требования и из пьес менее трудных для него. С самого начала надо разучивать наиболее важные и трудные произведения, причем, технические места отрабатывать в виде упражнений. Работу над основными произведениями надо довести почти до конца, после чего можно отложить на некоторое время и заняться более легкими другими произведениями.
До конкурса можно выступить на школьных концертах, обыграть программу, почувствовать себя на эстраде. Затем снова возвратиться к работе, проучивая в медленном темпе по нотам. В дни конкурса основная задача педагога – создать благоприятную атмосферу. Ученик должен хорошо выспаться, перед выступлением не следует много пить (потеют руки). Не желательно, чтобы он следил за ходом конкурса в качестве зрителя, это может отрицательно сказаться на его выступлении. Учитель должен приложить все усилия для того, чтобы ребенок просто радовался возможности померяться силами, а не стремился к завоеванию первенства. Мы должны воспитывать в учениках способность радоваться успеху других, умению внимательно слушать, учиться с удовольствием.
Учащиеся нашей школы успешно выступают на конкурсах самого различного уровня: республиканских, межрегиональных и международных, в которых становятся лауреатами и дипломантами. Конкурс – это прекрасная возможность проявить свой талант, твердость духа, артистическую волю, завоевать симпатию публики и признание жюри. Конкурс – это шаг вперед к развитию и вдохновению, он помогает профессионально взаимообогащаться, укрепляет творческие и деловые контакты музыкальной педагогики.
Литература.
- Алексеев А.Д. «История фортепианного искусства». Москва. 1988.
- Коган Г.М. «Работа пианиста». Москва, 1963.