Повторение изученных правил правописания. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Русский язык. 3 класс.

Цели урока

  • Образовательная: повторить изученные орфограммы и продолжать формировать навык осознанного правописания слов с изученными орфограммами (орфографическую грамотность); закрепление знаний об однородных членах предложения и правил постановки знаков препинания (в объёме изученного).
  • Развивающая: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать обобщение и выводы, аргументировать свои ответы; развивать навыки самостоятельной работы и навыки работы в группе; развивать произвольное внимание, память, логическое мышление и усидчивость.
  • Воспитательные: прививать любовь к русскому языку как к учебному предмету, и желание узнать новые «тайны» русского языка, воспитывать чувства сплочённости.

Формируемые УУД

  • Предметные: применять полученные ранее орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов (в объёме изученного); контролировать свои действия, проверять записанное.
  • Личностные: проявлять мотивацию учебно - познавательной деятельности и личностного смысла учения; стремиться к развитию памяти, внимания, логического мышления; достигать положительных результатов труда.
  • Регулятивные: уметь формулировать цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, рассуждать, делать обобщение и выводы; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы в действия.
  • Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения необходимой задачи.
  • Коммуникативные: формировать умение работать в группе, учитывая разные мнения и интересы; учить осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учить строить диалоги.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» С.В.Иванов и другие: 3 класс, часть №1;
  • рабочая тетрадь №1 «Пишем грамотно» 3 класс;
  • карточки;
  • мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтобы услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе,
Все, конечно, молодцы!

- Ребята, а мне хочется пожелать вам удачно справиться со всеми заданиями сегодняшнего урока. И пусть пословица «С малой удачи начинается большой успех.» станет девизом нашего урока.

- Итак, начинаем урок!

II. Минутка чистописания

- А начинаем мы его с оформления рабочей тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа».

На доске:

- Прочитайте предложение, записанное на доске. Как вы это понимаете? (выслушиваются ответы детей)

- Действительно, знания тоже являются силой. Запомните это высказывание и запишите в тетрадь, обращая внимание на правильное написание букв и соединений.

III. Актуализация опорных знаний. Определение темы и целей урока

- Сегодня у нас с вами будет необычный урок - урок-соревнование. Гостем на нём будет Грамотейка.

- Вы будете работать сегодня в группах (командах) - обсуждать, но выполнять задания будете каждый в своей тетради. За каждый правильный ответ от Грамотейки команда будет получать по одному жетону).

Дети рассаживаются по группам.

- Тема нашего урока (учитель замолкает) ... А вот тему отгадайте сами, но для этого каждой команде нужно поработать с карточкой.

- Откройте учебник, урок № 65. Сравните, правильно ли вы определили тему урока (за правильно определённую тему урока - 1 жетон).

- С какими орфограммами в словах вы встретились, выполняя карточку? (за каждый правильный ответ - 1 жетон)

- И так, что же мы будем повторять? (выслушиваются ответы детей)

- А повторять сегодня мы будем изученные орфограммы, а также правила постановки знаков препинания в простых предложениях.

- Значит цель нашего сегодняшнего урока - повторить полученные знания.

- Какие задачи вы можете поставить перед собой, чтобы достичь цели (выслушиваются ответы детей)?

IV. Работа по теме урока

- И так, начинаем наше соревнование!

«И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.»

Раунд №1

- Что мы называем орфограммой? (за правильный ответ - 1 жетон)

- Выполним из учебника на с.157 упр.3.

- Прочитайте про себя слова.

- Гена считает, что во всех словах пропущена буква «а». Согласны ли вы с ним? (Нет, так ка в слове м…ря пропущена буква «о»)

- Разделите слова на 3 группы по орфограммам. На какие группы по виду орфограмм вы могли бы их разделить? (выслушиваются ответы детей и за правильный ответ выдаётся 1 жетон)

- Запишите слова в 3 столбика в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.

Проверка:

- Итак, зачитайте слова с орфограммой:

  • «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»
  • «Проверяемая безударная гласная в корне слова»
  • «Безударная гласная в приставке»

(команда получает по 1 жетону за правильно записанные слова в каждой группе)

Раунд №2

- А сейчас переходим к повторению следующих орфограмм.

- Для этого выполним из учебника на с.157 упр.5.

- Выпишите только те слова, в которые нужно поставить букву. Обратите внимание на подсказку «Проверь себя».

- Сколько должно быть выписано слов? (5 слов)

Проверка:

поздний, прелестный, капустный; подъём, подъезд.

- Все ли выписанные вами слова на одну и ту же орфограмму? (нет)

- Какие орфограммы встретились в выписанных словах? (команда получает 1 жетон за правильный и быстрый ответ)

- Устно подберите проверочные слова к словам с орфограммой «Непроизносимые согласные» (1 жетон за правильный и быстрый ответ команды)

- А как доказать, что в словах второй группы будем писать «Разделительный Ъ»? (Графически. Разделительный «ъ» пишется между приставкой, оканчивающейся на согласную и корень, начинающийся на йотированный гласный). (за правильный ответ - 1 жетон)

- Итак, раздел «Орфография» мы повторили, вспомнили изученные орфограммы.

- А сегодня на уроке я вам предлагаю повторить ещё и раздел «Синтаксис. Знания о простом предложении», но сначала мы немного отдохнём.

Физминутка

Выполняли мы заданья по порядку,
А теперь я приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки - раз, два, три.
Лёгкие шажки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка - раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два,

Раунд №3

- Прочитайте стихотворение.

(за правильно прочитанное стихотворение - 1 жетон)

- Какие птицы с нами остаются зимовать? (воробей, снегирь, щегол)

- Чем в предложении будут являться эти слова? (однородными членами; за правильный ответ - 1 жетон)

- Почему вы так решили? (произносятся с интонацией перечисления, а разделяет их запятая; не подчиняются друг другу)

- А как ещё могут соединяться в предложении однородные члены? Посмотрите на памятку и вспомните. (затем памятка убирается)

Раунд №4

- А сейчас переходим к следующему раунду.

- Каждая команда может выбрать себе по желанию и выполнить 1 из двух заданий: упр.2 на стр.156 в учебнике или упр.5 на стр.46 в тетради.

- Составьте предложения и запишите их (каждый в своей тетради), не забывая о запятых.

Проверка:

  • 1 ученик каждой команды зачитывает 1 предложение, объясняя постановку знаков препинания.
  • Другие команды проверяют и ставят «+», если предложение записано правильно. (жетоны командам даются по количеству правильных предложений)

V. Итог урока. Рефлексия

«Быстро время пролетело и идёт к концу урок.

Так давайте без задержки подведём всему итог!»

- Какова была тема сегодняшнего урока? (Повторение)

­ Что сегодня мы повторяли на уроке? (Повторяли разные виды орфограмм и вспомнили как их нужно проверять, а также вспомнили об однородных членах предложения.)

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели?

- Какой вид работы вам понравился больше?

- Что сегодня получилось хорошо?

- Над чем следует поработать?

- А теперь оцените свою работу на уроке выбором двух фразеологизмов.

- За урок сегодня получили отметки … (учитель выставляет отметки самым активным на уроке ученикам)

- А наш гость Грамотейка тоже подвёл свои итоги по жетонам за правильные ответы.

- Итак, победителем становится команда … (объявляется победитель)

Домашнее задание

  • Учебник - стр.157 упр.4.
  • Тетрадь - стр.45 упр.4.