Воспитательная программа как основа профилактической деятельности в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


В первый класс пришли 22 обучающихся, из них – 10 мальчиков и 12 девочек. Изначально социальный паспорт класса можно было представить следующим образом: 6 неполных семей, 1 многодетная, неблагополучных семей не было, большая часть родителей имеет среднее специальное образование – это 77 %. Набор первоклассников по своему составу был достаточно неоднородный – это и спокойные уравновешенные дети, и гиперактивные, и дети с неустойчивой психикой. В связи с чем, в среде сверстников стали  возникать частые конфликты, что мешало созданию благоприятного психологического климата в классе, а также формированию классного коллектива. Часть детей с готовностью вовлекались в учебную и внеурочную деятельность, другая оставалась пассивной. Моей первостепенной задачей, как классного руководителя, стало устранение сложившейся ситуации, изучение ее причин, а также оказание помощи ребенку в самоопределении, в решении значимой для него проблемы.

Таким образом, целью моей воспитательной работы стало формирование творческой личности обучающегося, обладающей интеллектуальной, этической культурой, способной к сотрудничеству в детском коллективе.

Для достижения цели мною был определен ряд задач:

1. Создать условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

2. Способствовать формированию культуры общения и построения межличностных отношений.

3. Развивать умение общаться и сотрудничать.

4. Развивать познавательную активность обучающихся.

5. Содействовать формированию нравственной позиции школьников.

Изложенные цель и задачи, в первую очередь, реализуют принцип индивидуально-личностного подхода, позволяют организовать профилактическую работу.

Под профилактической деятельностью следует понимать систему мер и мероприятий, направленных на предотвращение возможных коллизий. Учитывая специфику начальной школы, профилактическая деятельность включает в себя работу по охране и укреплению здоровья, формированию навыков культурного поведения, толерантного отношения к людям, развитию познавательной активности.

В своей воспитательной работе опираюсь на авторскую программу воспитательной деятельности в начальной школе «В мире добра» (авт. учителя нач. классов: Е. А. Коба, Н. Ф Юнгблюд). Данная программа адаптирована для ежедневной учебно-воспитательной деятельности, а главное, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, отвечают реалиям современности и поставленным мною целям и задачам. Программа разработана по циклическому принципу и рассчитана на четыре года. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Первый год обозначен как «Мой дом – моя крепость»: познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

Второй год проходит под девизом «Что такое – хорошо, что такое – плохо»: закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинения своих интересов его интересам – «Мир человеческих чувств».

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности, обозначен как «Жизнь дана на добрые дела».

Свою профилактическую работу выстраиваю по 4 направлениям: нравственность, здоровье, творчество, интеллект.

Направление Мероприятия

Ведущим направлением определила – нравственность. Для решения его задач нацелена серия представленных мероприятий.

Классные часы, акции, игровые программы, КТД, посещение школьного музея, Краеведческого музея, театра, тематические конкурсы рисунков и плакатов, тренинговые занятия с психологом, изюминкой класса является «Копилка добрых слов»

Здоровье – ориентация на здоровый образ жизни формирует устойчивое положительное отношение к ней преимущественно через  соревнования, конкурсы.

Классные часы, соревнования, игровые программы, акции, конкурсы рисунков.

Творчество – наиболее эффективный путь раскрытия сущности каждого ребенка. В данном направлении также ведется активная работа.

Классные часы, выставки, проекты, конкурсы чтецов, конкурсы рисунков и плакатов школьного, районного, всероссийского уровня

Интеллектуальному направлению уделяю особое внимание, поскольку оно позволяет не только расширить кругозор, но и создает условия для формирования активной жизненной позиции.

Классные часы, олимпиады школьного, всероссийского уровня, НОУ, интеллектуальные конкурсы всероссийского уровня.

Особенностью класса является командное участие в телекоммуникационных конкурсах, проектах регионального и всероссийского уровня. Команда имеет дипломы победителей призеров.

Из выше изложенного следует, что в своей работе использую разнообразные формы организации деятельности, направленные на достижение поставленных целей и задач: беседы, круглые столы, субботники, викторины, игры, КВН, соревнования, тренинги, акции, проекты, поездки.
Основополагающим методом в моей профилактической деятельности является педагогическое наблюдение. Также использую метод размышления в парах и малых группах, активное слушание, проговаривание.

Для успешной организации профилактической деятельности свою воспитательную работу необходимо выстраивать, опираясь на эффективные педагогические технологии. Приоритетной  для себя, считаю технологию педагогической поддержки Олега Семеновича Газмана. Во-первых, она реализует важнейшие принципы личностно-ориентированного воспитания, во-вторых, является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации. Педагогическая поддержка в широком смысле слова – это благоприятные условия, необходимые для развития и саморазвития детей. В узком смысле – помощь и содействие педагога в разрешении проблем.

Элементы данной технологии апробировала при работе по предупреждению неуспеваемости, агрессивного поведения, систематических опозданий. Хочется отметить ее эффективность, поскольку ребенок выступает в роли субъекта на всех этапах взаимодействия с педагогом. На диагностическом, когда поступает сигнал проблемы и проговаривается школьником. На поисковом этапе «глазами ребенка» идет поиск причин сложившейся ситуации. Договорный этап предполагает планирование действий ребенка и педагога (разделение функций). На деятельностном этапе  действует сам ребенок, педагог одобряет, стимулирует его деятельность. И заключительный, рефлексивный этап, отражает совместное обсуждение успехов и неудач.

В результате педагогического наблюдения выделила 7 групп в классе: обучающиеся с высокими интеллектуальными способностями, обучающиеся с высоким уровнем мотивационной сферы, обучающиеся с творческими способностями, обучающиеся с высокими физическими способностями, слабоуспевающие обучающиеся, гиперактивные обучающиеся, обучающиеся с агрессивным, конфликтным поведением. Для каждой группы определила ряд мероприятий.

Активная позиция социально-психологической службы нашей школы также помогает мне своевременной коррекцией в различных проблемных ситуациях.

Целостность воспитательной работы невозможно представить без тесного сотрудничества с родителями, которое осуществляю по трем направлениям:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Предполагаются разнообразные формы работы: индивидуальные и тематические консультации, тренинги, родительские собрания, участие родителей класса в работе совета школы, родительского комитета.

Хочется отметить высокий процент посещаемости родителями данных мероприятий – до 90%.

Особую значимость приобретает внеурочная занятость обучающихся в организации профилактической деятельности, которая дает возможность каждому ребенку найти себя, раскрыть свои индивидуальные особенности.

Общий охват занятости внеурочной деятельностью по годам составляет 100% и включает кружки, секции и внеклассные мероприятия.
Большое внимание в своей работе уделяю связи с социумом. Это взаимодействие с сельской библиотекой (праздники, тематические мероприятия, выставки, посещения), с Сибирским районным Домом культуры (выставки, выступления, конкурсы), ЦРДТиЮ «Ровесник» (конкурсы, тематические мероприятия, тренинги с психологом для обучающихся и родителей).

Эффективноть сотрудничества очевидна.

Результативность профилактической деятельности оцениваю по следующим критериям:

Критерии Диагностика

Уровень воспитанности – по Капустину, по методике Щурковой

1. по Капустину Н.П.
2. Н.Е. Щуркова тест «Размышляем о жизненном опыте» отношений – 0%)

Психологический климат в классе исследую, используя социометрию, методику Андреева, анкеты

1. Социометрия  Дж. Морено
2. А.А. Андреев «Уровень удовлетворенности школьной жизнью»
3. С.А. Дьякова Анкета «Насколько вы толерантны»

Сформированность представлений о ЗОЖ оцениваю с помощью методики Смирнова, тестов Маленковой

1. Методика Н.К. Смирнова «Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья»
2. Л.И. Маленкова (1-3 класс) тест для родителей «Как вы относитесь к здоровью своего ребенка»

Уровень охвата внеурочной деятельностью

Высокий, был представлен ранее.

Результаты диагностик отражают положительную динамику и позволяют говорить о том, что мои ученики 4 класса стали более воспитанными, целеустремленными, умеют высказывать и отстаивать свою жизненную позицию, готовы помочь в трудной ситуации
Таким образом, работа по воспитательной программе обеспечивает эффективность профилактической деятельности.

И как сказал Я.А. Коменский: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».