Цель: формирование у детей экологического мировоззрения, представлений о том, что человек - часть природы, развивать экологический взгляд на мир, помочь каждому ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах поведения в природе.
Раздел 1. «Я и природа»
Учитель: Что такое природа?
Дети: Все, что нас окружает: земля, небо, воздух, растения, солнце, животные.
Учитель: «Экология»- это в переводе с греческого наука о доме. Как вы это понимаете?
Дети: Экология – это наука о том, как сохранить нашу планету. Природа- наш дом, т.к. все, что нам необходимо для жизни (вода, воздух, тепло, еда, строительный материал), находится в доме-природе, и человек пользуется всеми этими дарами природы. И свой дом человек строит в доме-природе. Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения..
Учитель: Может ли человек прожить без природы?
Дети: Человек не сможет прожить без природы, т.к. все, что ему необходимо для жизни, он берет из дома-природы. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином. Многие действия людей наносят большой ущерб природе.
Учитель: Может ли природа прожить без человека?
Дети: Да, природа может жить без человека потому, что все нужное ей (растениям, животным) для жизни у нее есть. Это вода, воздух, солнце.
Учитель: Что произойдет, если не будет воздуха, воды, солнца?
Дети: Если не будет воздуха, воды, солнца- все живое погибнет на земле.
Учитель: Кого мы называем «братьями меньшими»?
Дети: Для человека «братья меньшие»- это животные, птицы, которые требуют от человека помощи, защиты, т.к. сами не могут за себя постоять. Значит, человек их брат большой, который все может, все умеет, наделен разумом, а поэтому должен помогать и оберегать их.
Раздел 2. Экосистема среды обитания (домашнее задание)
Учитель: Экология в вашем доме или квартире- как вы это понимаете?
Дети: Экология среды проживания в доме складывается из следующих факторов: размера помещения, захламленности мебелью, вещами, наличием предметов обихода, загрязненности бытовыми отходами, отсутствием ежедневной влажной уборки помещения, вентиляции. Поэтому, для предупреждения различных заболеваний, необходимо проводить ежедневную влажную уборку, проветривание и т.п.
Учитель: Можно ли охранять природу не выходя из собственного дома?
Дети: Во всем мире вопросам охраны природы уделяется большое внимание. Повлиять на состояние окружающей среды можем и мы, а для этого нужно соблюдать и поддерживать санитарное состояние своего дома, т.е.- определенные условия проживания человека и не выбрасывать бездумно отходы человеческой деятельности куда попало, не устраивать свалки и таким образом не загрязнять природу.
Учитель: Представляет ли экологическую опасность для дома бытовая пыль?
Дети: Если человек, живя в доме, не соблюдает санитарно-гигиенические требования, т.е. не производит влажную уборку помещений, проветривание, не ухаживает за одеждой, обувью, не пылесосит- в доме на предметах, стенах оседает пыль. Скопление пыли отрицательно влияет на среду обитания, что ведет к различным заболеваниям человека (аллергии, заболевания органов дыхания). С пылью крысы и мыши передают человеку возбудителей заболеваний тифом и чумой.
Учитель: Что такое загрязнение в природе?
Дети: Загрязнения, связанные с активной человеческой деятельностью. Загрязнение природы происходит как естественным путем- это пыльные и песчаные бури, листопад, умирающие растения, животные и др., а также- от деятельности человека: сброс отработанных вод в водоемы, слив остатков топлива, распыление ядохимикатов на леса, поля, выброс пищевых отходов, загрязнение выхлопными газами, продуктами горения и др. На сегодняшний день чистый воздух - это огромный дефицит, это проблема больших и малых городов, проблема помещений, в которых мы живём. Многие болезни появляются из-за загрязненного воздуха.
Для сохранения природы, здоровья человека необходимо вести активную работу по охране окружающей среды. «Не плюй в колодец- пригодится воды напиться» - так гласит народная мудрость. Слова этой поговорки человеку надо помнить всегда.
Учитель: Губителен ли «грязный» воздух для деревьев и почему?
Дети: Растения для природы являются естественным очистителем. Они поглощают углекислый газ, выделяют кислород, которым дышит все живое. Стволы, листья деревьев, стебли травы - собирают на свою поверхность пыль, грязный воздух. Это затрудняет выделение кислорода и деревья начинают болеть, быстро сохнут, стареют и погибают. «Грязный» воздух губителен как для человека, так и для растений.
Учитель: Чем загрязняется вода?
Дети: Вода на земле- главное богатство. Жизнь без нее невозможна. Воды в природе много, но пресной воды- недостаток. Причина- загрязнение воды промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами человека.
Учитель: Природа и человек- едины. Почему? Человек- часть природы? Докажите.
Дети: Все, что есть на нашей планете, вокруг нас- это природа и мы ее частица, т.к. человек находится внутри природы и не может без нее прожить. Все необходимое для жизни человек берет из природы, взамен же охраняя природу от самого себя- своей бездумной деятельности, тем самым сохраняя жизнь и себе. Живет природа- живет и человек, больна природа- нездоров и человек. Значит: природа и человек- ее частица- неразделимы.
Раздел 3. Оценка экологической ситуации в нашем городе
Учитель: Вы должны дать оценку экологической ситуации в нашем городе по следующим параметрам:
- Какие парки, скверы, газоны имеются в нашем городе?
- Влияют ли парковые насаждения на экологическую ситуацию в городе?
- Назовите растения, произрастающие в нашем городе.
- Из каких источников поступает в город питьевая вода?
- Куда идет сброс используемой воды?
Дети:
1. В нашем городе много скверов, парков.
2. Парковые насаждения поглощают шумы, углекислый газ, собирают пыль, золу; выделяют кислород, дают тень; уменьшают силу ветра.
3. Дикорастущие и культурные растения, очень много сосен.
4. Из реки Невы, из подземных источников.
5. Сброс идет в канализацию.
Экоситуация в целом благоприятная. Мы должны постоянно поддерживать в нашем городе надлежащий порядок, заботиться об окружающей среде.
Раздел 4. Меры охраны природы
Дети в группах разрабатывают меры охраны природы и составляют правила поведения в природе, затем оформляют свои работы в виде коллажа.
Главное правило: люди, уважайте законы природы, дружите с природой, не забывайте, человек- частица ее! Наше правило гласит: быть с природой «на ты», ходить на природу только за красотой и здоровьем, т.е.:
- любоваться зеленью, стройными березками, слушать пение птиц, шелест листвы;
- бродить по лугам, слушать пение жаворонка, любоваться цветами, порхающими бабочками;
- ходить на водоемы- послушать журчание ручья, просто побегать по песчаному берегу, пошлепать по воде босиком, купаться, загорать, радоваться жизни.
Учитель: Наш экологический час хочу завершить стихотворением А.Кардакова.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Всем спасибо за активную работу. Молодцы!
Использованная литература
- Варли К., Майлз Л. География: Энциклопедия. – М.: Росмэн, 2012.
- Жадобко Е. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения// Начальная школа: газета. 2001. № 22, 23.
- Знаете ли вы?/ сост. Г.Шалаева, Е.Коровкина. М.: Филолог. Общ-во «слово», 1995.
- Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника. - М.: Филолог. Общ-во «Слово»; АСТ, Центр гуманит.наук при фак-те журналистики МГУ им М.В.Ломоносова. М., 1999.
- Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов М.: Эксмо, 2010.