Особенности мотивационной сферы личности

Разделы: Школьная психологическая служба


Мотивационная сфера личности – это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определённую иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Формирование мотивационной сферы человека в процессе его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека, как основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.

Интересы отражают, прежде всего, познавательные потребности человека. Поэтому в отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие с большими трудностями, медленнее.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе – у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.
Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы которые детерминируют поведение человека.

Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы. Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом.

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Актуально (в некоторый конкретный промежуток времени) мотивация достижения студента (например, в процессе выполнения им теста) зависит не только от его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (указаний и  установок экспериментатора, предыдущего влияния других людей).

Мотивация спортсмена (актуальная мотивация достижения во время соревнований) зависит не только от особенностей и силы его мотивов, но и от многих ситуативных факторов (установок тренера, турнирной ситуации, ожиданий со стороны других людей, командного духа и т.п.).
Определенный мотив (или даже совокупность мотивов) однозначно не определяют мотивацию деятельности. Необходимо учитывать вклад факторов конкретной ситуации. Например, чрезмерная сложность учебной деятельности, отсутствие нормального взаимодействия с учителем или руководителем приводят к снижению не только мотивации, но и эффективности деятельности.

Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Понимая мотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремленно влиять на его поведение и деятельность. Анализ и актуализация мотивов имеют важное значение для руководства деятельностью. Руководитель, учитель, тренер, которые умеют активизировать других, достигают, как правило, значительных успехов.

Так учитель, зная, какие мотивы содействуют привлечению школьника к учебе, может усилить действие одних и ослабить действие других (нежелательных) мотивов;

Тренер, ориентируясь в мотивационной сфере спортсмена, может в определенный момент активизировать, усилить действие некоторых мотивов и тем самым повысить активность и успешность его деятельности;

Менеджер, задействовав мотивы своих подчинённых, мобилизует их на достижение общей цели.

Знания мотивация необходимы учителю, тренеру, менеджеру, студенту – каждому, кто пытается побуждать к деятельности других людей или стремится работать с интересом, легко и непринужденно.

Ориентируясь в психологии мотивации, можно научиться:

- ставить цели и достигать их;

- развивать интерес к деятельности;

- использовать коллектив для побуждения к деятельности отдельного человека.

Мотивационная сфера достаточно динамична и легко подвергается изменению. Ведь несколько одобрительных слов учителя, тренера или менеджера могут резко изменить отношение человека к учебной или профессиональной деятельности. Руководитель, зная о мотивации своих подчинённых, может легко актуализировать у них необходимые для деятельности мотивы.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) которые побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать.

Мы провели диагностику мотивационной направленности личности на достижения успеха по Т.Элерсу со студентами 1-3 курсов психолого-педагогического факультета. Исследования показали, что студенты умеренно и сильно ориентированные на успех предпочитают средний уровень риска или избегать риск. Чем выше мотивация студента к успеху, тем ниже готовность к риску. При сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. В результате исследования нами были выявлены студенты (20%) имеющие высокую мотивацию избегания неудач, что препятствовало мотиву успеха достижения цели.

Результаты диагностики по шкале оценки мотивации достижения свидетельствует о том, что высокомотивированный студент (32%) много читает дополнительной литературы и лучше учится, ищет ситуации достижения, уверен в успешном исходе, находит информацию для суждения о своих успехах, готов принять на себя ответственность, проявляет настойчивость в стремлении к цели, показывает большое упорство при столкновении с препятствиями.

Мотивация – это один из важнейших факторов (как и способности, знания, навыки), который обеспечивает успех в деятельности. Мы сравнивали динамику развития двух студентов с одинаковым уровнем академической подготовки и с одинаковым интеллектом. Молодые люди отличаются друг от друга только по уровню мотивации. Один из них является высокомотивированным: у него развит интерес к содержанию деятельности, ему интересно учиться, он стремится стать высококвалифицированным специалистом и пытается быть одним из первых в группе. Вследствие высокой мотивации этот студент добросовестно (с интересом) учится и достигает успехов в учебе.
Другой студент (с низким уровнем мотивации учебной деятельности) учится без особого интереса, он безразличен к собственным успехам и к своему статусу в группе, не стремится самоутвердиться и т.п. в результате он не достигает высоких успехов в деятельности.

Часто менее способный, но более замотивированный ученик (спортсмен, работник) достигает больших успехов, чем его одаренный товарищ (коллега). Это и не удивительно, поскольку человек с высоким уровнем мотивации больше работает.

Таким образом, мотивация – важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности.

Смысл деятельности человек заключается не только в получении результата. Привлекать может деятельность сама по себе. Человеку может нравиться процесс выполнения деятельности (например, проявления физической и интеллектуальной активности).

В процессе учебы процессуальному компоненту отведена очень важная роль. Стремление преодолеть трудности в учебной деятельности, испытать свои силы и способности может стать личностно значимым мотивом учебы.

В то же время результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если ее процессуальный компонент (т.е. процесс деятельности) вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека. Постановка целей, промежуточных заданий – это значительный мотивационный фактор, который стоит использовать.

Много зависит от побуждающей силы каждого мотива.Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев,  однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации. Так Ольга начала изучать психологию исключительно из необходимости сдать экзамен. Позже предварительно удалось привлечь несколько других мотивов (самоутверждение самореализация интерес к психологии) что существенно повысило общий уровень мотивации учебы.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

- от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

- от актуализации ситуативных факторов;

- от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

Следовательно, опираясь на указанную закономерность, психолог, педагог, тренер или менеджер, стремясь усилить мотивацию своих учеников (подчинённых), должен работать в трех направлениях:

- задействовать (актуализировать) как можно больше число мотивов;

- увеличить побуждающую силу каждого из этих мотивов;

- актуализировать ситуативные мотивационные факторы.