Обобщающий урок "Покрытосеменные растения". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель урока: Закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов, проверить теоретические знания о цветковых растениях и практические навыки определения растений к разным хозяйственным группам.

Планируемый результат:

Предметные умения

В познавательной сфере:

  1. Давать определение изученных понятий: семядоля, жилкование листьев, строение цветка, отдел покрытосеменные
  2. Распознавать: Растения семейств: крестоцветные, сложноцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, злаки, лилейные
  3. Выявлять отличительные признаки представителей класса однодольные и двудольные
  4. Определять: принадлежность растений к разным хозяйственным группам
  5. Описывать: строение растений разных семейств.
  6. Использовать информационные ресурсы для написания эссе на тему: «Цветковые растения в нашей жизни».

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Формирование отношения к растениям как основе жизни.

В сфере безопасности жизнедеятельности:

  • Выделение ядовитых и лекарственных растений.

УУД

Личностные: 

  1. Принятие социальной роли обучающегося
  2. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
  3. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  4. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Регулятивные: 

  1. Умение планировать и регулировать свою деятельность.
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
  4. Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: 

  1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.
  2. Устанавливать причинно следственные связи.
  3. Давать определения понятиям.

Коммуникативные: 

  1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.
  2. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами
  3. Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
  4. Использовать информационные ресурсы для поиска информации о царстве Растения.

Основные понятия: Отдел покрытосеменные, класс однодольные, класс двудольные, цветок, плод, корень, соцветия, семейства: крестоцветные, розоцветные, сложноцветные, пасленовые, бобовые, лилейные, злаковые

Межпредметные связи:

  • География
  • Экология
  • Химия
  • Изобразительное искусство

Формы работы:

  • Индивидуальная
  • Групповая
  • Фронтальная

Ресурсы:

  • Учебник
  • Рабочая тетрадь
  • Раздаточный материал
  • Дополнительная литература: энциклопедии, справочники
  • Проектор
  • Компьютер
  • Презентация (у автора)
  • Мел
  • Доска
  • Таблицы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование  УУД

Организационный момент

Приветствие. Учитель отмечает отсутствующих. Проверяет посадку учеников по группам. Выбираются эксперты из каждой группы.  Определение темы урока. 

Приветствие. Организация рабочих мест. Проверка наличие в комплекте раздаточного материала.

Личностные: настройка на урок

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и обучающимися в ходе формирования групп.

Актуализация знаний

Учитель: В начале урока повторим систематику растений

Составляют на интерактивной доске систематику растений.

Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков, классификация объектов.

Регулятивные: контроль за ответами одноклассников.

Коммуникативные: использование речевых средств общения.

Интеллектуальная игра

Учитель:  Задание №1

1 и 2 группа получает шифрограмму и ключ к ней. Должны доказать какая систематическая категория была зашифрована.

3 и 4 группа получает шифрограмму и ключ к ней.  Соотнесите растения к классу.

Задание №2

Вызываются по одному человеку из группы.

Задание: в характеристике семейств допущена ошибка. Надо найти эту ошибку и назвать семейство.

Задание №3

1 и 2 группе нужно выбрать и распределить растения по хозяйственным группам.

3 и 4 группе – нужно распределить растения по семействам.

Задание №4

На слайде показаны ребусы,  в них зашифрованы растения.   Каждая группа должна отгадать его и рассказать все, что о нем знают.

Групповая работа. Аргументируют свою точку зрения, систематизируют материал. Записывают ответ на инструктивной карточке.

 

 

Индивидуальные задания. Учащиеся слушают ответы и высказывают свою точку зрения.

 

 

Групповая работа. Работа в группах организует учебное сотрудничество. Поиск и обработка ресурсов. 

 

Групповая работа. Развитие творческих способностей. Записывают рассказ опираясь на полученные знания и  опыт из жизни.

Познавательные: Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: Контроль за ответами одноклассников, оценивают объективные трудности.

Коммуникативные: Устанавливают партнерские отношения, вырабатывают общее решение, делают выбор, оказывают взаимопомощь.

 

Итоговый тест

Учитель:  эксперты раздадут вопросы и карточки с терминами. В тесте вопрос оговаривается какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае правильного закрашивания карточки появится определенный цветовой орнамент.

Выполняют тест. Оценивают себя

Регулятивные:  оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено. Элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: Анализ и синтез информации

Рефлексия

Эксперты подводят итоги работы.

Учитель благодарит всех за активную работу, выполнение поставленной цели.

Высказываю свою точку зрения, участвуют в обсуждении.

Познавательные: Выстраивают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему мнению в совместной деятельности.

Домашнее задание

Учитель задает и комментирует дифференцированное домашнее задание.

1 уровень – стр.  86

2 уровень – подумать над вопросом: Почему Покрытосеменные , или цветковые растения являются более совершенными растениями?

Воспринимают информацию, выбирают уровень

Познавательные:

Осознанно фиксируют информацию.

Приложение