Технологическая карта урока биологии по теме "Виды мутаций"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Технологическая карта урока

Цель урока Предметные: обучающиеся будут знать классификацию мутаций и их характеристику, причины мутаций, их роль для организма и в эволюции; будут уметь находить отличия между генными, хромосомными и геномными мутациями, между соматическими и генеративными мутациями.

Метапредметные.

Регулятивные: обучающиеся будут уметь формулировать тему урока; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить учебные задачи; планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения заданий; оценивать свою деятельность в рамках урока.

Познавательные: осмысленно воспринимать текст заданий; классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; уметь создавать схемы для передачи изучаемой информации; сопоставлять, анализировать; работать с дополнительными источниками информации.

Коммуникативные: будут уметь организовывать учебное сотрудничество при работе в группе, взаимодействовать со всеми членами группы, участвовать в обсуждении предложенных идей, принимать общие решения на основе согласования позиций членов группы.

Личностные: ответственно относиться к выполнению поставленной задачи; уметь оценивать жизненные ситуации, стиль поведения, привычки с точки зрения здорового образа жизни.

Задачи урока 1. Активизация мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

2. Обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности.

3. Создание условий для формулировки цели занятия и постановки задач деятельности.

4. Создание условий для групповой работы при изучении нового материала.

5. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

6. Анализ и оценка успешности достижения целей.

Ресурсное обеспечение урока: Интерактивная доска, проектор, компьютер, учебники (в том числе электронные), доступ к сети Интернет, дополнительный материал по теме, подготовленный учителем, презентация, листы ватмана, фломастеры.
Наименование этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые результаты
Организационное начало 1. Приветствует и настраивает учащихся на успешную работу.

2. Вводный инструктаж к уроку: на сегодняшнем уроке мы с вами будем работать индивидуально у доски, фронтально, выполним тестовые задания, поработаем с терминами, а также выполним самостоятельную работу в группах. Прошу обратить внимание, что у каждого из вас есть оценочный лист, в который организатор в группе будет выставлять баллы. Каждый из вас может получить 2 оценки за урок.

1. Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку.

2.Знакомятся с оценочным листом. Выбирают организаторов в группе.

Личностные

Регулятивные

Актуализация знаний 1.Индивидуальная работа у доски: заполнение интерактивной схемы “Формы изменчивости”.

2. Пока ученик работает со схемой, учитель проводит фронтальную беседу с классом:

- Что такое модификационная изменчивость? Как её ещё называют? Почему?

- Что такое наследственная изменчивость?

- Каковы причины генотипической изменчивости?

- Каковы причины цитоплазматической изменчивости?

- Что мы понимаем под комбинативной изменчивостью?

3. Обсуждение выполненной на доске работы.

4. Фронтальная работа с терминами по вариантам. Инструкция: определите термин по данной характеристике. (Характеристики терминов на слайде в виде таблицы по вариантам, а также на столах, для тех, кто плохо видит с доски).

Обсуждение работы. Какие возникли затруднения?

5. Фронтальная проверочная тестовая работа по вариантам.

Обсуждение работы. Какие возникли затруднения?

6. Учитель озвучивает баллы, заработанные учениками во время работы у доски и в ходе обсуждения.

1.Обучающийся собирает интерактивную схему “Классификация форм изменчивости”.

2. Отвечают на вопросы учителя.

3. Комментируют работу учащегося у доски.

4. Определяют термины.

Организаторы групп осуществляют проверку, выставляют баллы в оценочный лист.

Обсуждают результаты, определяют затруднения.

6. Работают с тестом.

Организаторы групп осуществляют проверку, обсуждают работу, выставляют баллы в оценочный лист.

Обсуждают результаты, определяют затруднения.

7. Организаторы вносят баллы в оценочные листы.

Предметные

Регулятивные

Коммуникативные

Мотивация 1. Обобщение знаний о свойствах форм изменчивости – интерактивная таблица “Определение форм изменчивости”. Инструкция: открываем все вопросы, кроме 6. Определите форму изменчивости, свой ответ обоснуйте.

2. Учитель открывает цифру 6.Организует обсуждение видеофильма “Солнечные дети”:

- Какие чувства, мысли возникли после просмотра фильма?

- Можем ли мы сформулировать тему урока?

1. По желанию учащиеся выбирают номер вопроса и дают на него ответ.

2.Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение, делятся своими чувствами.

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетради.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Целеполагание и планирование 1. Формулирует вместе с обучающимися цель и задачи урока.

2. Обсуждает план деятельности на уроке.

1. Формулируют цель и задачи урока.

2. Разрабатывают план действий.

Регулятивные

Коммуникативные

Исследование нового материала 1. Организует работу в группах.

2. Комментирует задания для каждой группы: используя материал учебника биологии и дополнительный материал, дать характеристику следующим видам мутаций:

  • 1 группа – генные мутации;
  • 2 группа – хромосомные мутации;
  • 3 группа – геномные мутации;
  • 4 группа – соматические и генеративные мутации;
  • 5 группа – летальные, вредные, нейтральные и полезные мутации.

3. Контролирует работу, консультирует при необходимости.

1. Работают с текстом учебника.

2. Подбирают нужный дополнительный материал.

3. Договариваются о формах представления материала, распределяют роли.

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Включение знаний в систему знаний 1. Организует обсуждение самостоятельно изученного нового материала, комментирует, в случае необходимости дополняет и корректирует.

2. Предлагает каждой группе создать свою схему классификации всех мутаций, изобразить её на листе ватмана.

3. Организует обсуждение представленных схем.

4. Помогает создать окончательный вариант схемы.

5. Организует обобщение материала:

- индивидуальная работа с интерактивным заданием: сортировать свойства, характеризующие ненаследственную и наследственную изменчивость и аргументировать свой выбор;

- фронтальная работа с заданиями по пройденному материалу (закончить предложения, выбрать верные ответы, найти ошибки в тексте...)

1.Представители каждой группе коротко характеризуют изучаемые виды мутаций, делают записи в конспекте.

2. Создают схему “Виды мутаций” на листе ватмана.

3. Осуществляют презентацию схемы, аргументируют выбранные критерии для классификации.

4. Обсуждают проделанную каждой группой работу и создают окончательный вариант схемы.

Записывают схему в тетрадь

5. Обобщают изученный материал:

- по желанию обучающиеся выходят к доске и выполняют задание (1-2 чел.),

остальные дополняют и комментируют;

- обсуждают задания по теме, выявляют затруднения.

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Рефлексия. 1. Предлагает обучающимся заполнить оценочный лист группы и лист самооценки, обсудить результаты в группах, представить их классу.

2. Подводит итоги урока:

- Достигли ли мы поставленной на уроке цели?

- Можем ли мы сказать, что полученные знания являются важными для вас?

- Что ещё вы хотели бы узнать по этой теме?

1. Обсуждают результаты своей деятельности на уроке.

2. Подводят итоги урока.

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Задавание на дом. 1.Параграфы 47, 48.

2.По желанию: приготовить сообщение “Медико-генетическое консультирование”, “Врождённые патологии. Профилактика”.

   

Литература