Формирование коммуникативных УУД на интегрированных уроках

Разделы: Математика, Информатика, Общепедагогические технологии


«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться»
В.А. Сухомлинский.

Интегрированный урок позволяет решить следующие задачи:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, необычных, неожиданных заданий (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях, например, понятие модели, алгоритма;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач.

Интегрированные уроки информатики позволяют «соединить» практически все школьные дисциплины. Изучая электронные таблицы, можно решать задачи математики и физики, строить графики функций, решать уравнения, моделировать физические процессы. Осваивая сервисы Интернет, учащиеся могут узнавать интересные факты, например, из истории Отечества, обрабатывать и систематизировать найденную информацию. Изучая базы данных, можно формировать навыки классификации и структурирования информации.

Перед учителем встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности [5].

С точки зрения А.Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Так, например, при изучении темы «Решение расчетных задач в электронных таблицах» урок проводим в форме деловой игры, где все ученики класса разделены на, так называемые, отделы с учетом их индивидуальных способностей. Задания для отделов являются разноуровневыми проблемными задачами, содержащими актуальную информацию. Путь решения задач ребятам не сообщается, а предлагается им самим прийти к результату, опираясь на «Ключ к решению задачи» и на собственные знания. Ребята сами распределяют обязанности в своих группах, выполняя планирование учебного сотрудничества. Происходит инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, необходимой для разрешения поставленной проблемы, формируются умения работать в малых группах, разрешать конфликты (при возникновении таковых), отыскивая альтернативные способы их разрешения, учатся принимать решения. Все это способствует формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся.

Учащиеся, выполняя проекты на интегрированных уроках, решают не проблему, а выполняют определенные алгоритмы действий, упражнения. Получается, что задача одна (допустим, выполнение рисунка, создание сказки), а варианты ее решения зависят от особенностей мышления, видения мира, степени информационной компетентности учащихся, использования совокупности разнообразных методов и средств обучения, интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Именно поэтому на интегрированных уроках особенно полезно вводить элементы проектной деятельности. Не привычное решение задач, а выполнение творческих проектов, где оформление, способ реализации зависят от ученика и его возможностей.

При изучении темы «Текстовый редактор Microsoft Word» – мини-проекты: «Реклама», «Расписание уроков», «Создаю ребус», «Сказка о компьютере», «Кроссворд», «Календарь», «Диплом», «Реферат». С целью закрепления основных работ в программе Microsoft Word  ученики создают творческие проекты газет на тематику, которая им наиболее интересна. При создании своей газеты учащиеся собирают информационный материал по выбранной теме, оформляют его таким образом, чтобы он был интересен читателям. На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, так как дети редко сидят за компьютерами по одному.

С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья», «Моя будущая профессия», «Моя малая родина» в PowerPoint. Проекты «Семейный бюджет», или «Платежи моей семьи», «Здоровое питание», «Соцопрос», «Интерактивный кроссворд» – выполняются в электронных таблицах Excel. Создание буклетов на социальную тему выполняется в программе Publisher.

В 10-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему. Выпускники школы ежегодно создают творческие проекты – видеофильмы для праздника «Последний Звонок» и «День Учителя». Ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу – необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Так, например, при изучении темы: «Решение задач оптимального планирования» для решения задачи используем два способа математический (графический способ решения системы неравенств, метод северо-западного угла, наилучшего элемента в строке, наилучшего элемента в таблице) и с помощью электронных таблиц. Первый способ дает понимание выполняемых действий второй – экономит время. Повторяются свойства функций, основные правила работы в электронных таблицах, алгоритм построения графиков и диаграмм. Таким образом, на уроке происходит работа по поиску и обработке информации, а также создание математической модели задачи.

Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых. Психологи, изучающие процесс обучения, полагают, что при интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной [4].

Интегрированный урок математики и информатики по теме «Построение диаграмм» в 6 классе позволяет учителю математики наглядно проиллюстрировать процесс построения диаграммы при помощи электронных таблиц.

Интегрированный урок физики и информатики по теме «Нестандартные типы полей в СУБД Access» в 9 классе является углублением курса информатики. На уроке формируются знания, умения и навыки создания в СУБД Access поля типа МЕМО, поля объекта OLE, поиск информации в Интернет. Одновременно активизируются знания по физике, а именно, информация об ученых физиках России и их вкладе развитие физики как науки. В процессе выполнения практической работы на уроке обучающимися создается база данных, содержащая информацию об учёных (ФИО, краткая биография, фотография, открытия).

На интегрированном уроке математики и информатики «Координатная плоскость. Исполнитель алгоритмов Робот» отрабатываются навыки работы с координатной плоскостью, координатами точек. Одновременно закрепляются знания учащихся по теме «Основы алгоритмизации». Изначально учащимся предлагаются координаты секторов (точек) на плоскости, по этим координатам обучающиеся строят лабиринт для исполнителя Робот и записываю алгоритм, по которому Робот должен выполнить поставленное перед ним задание.
На интегрированном уроке математики и информатики «Диаграммы. Графики функций. Табулирование функций. Графика в ТР» учащимся задаётся уравнение функции, область определения и область значений функции. Необходимо сначала построить график функции в Excel, затем тот же график нарисовать в графическом режиме на языке программирования Turbo Pascal, предварительно написав программу на этом языке. Учащиеся видят на экране совершенно разные графики. Чтобы найти ошибку, учащиеся строят в тетрадях график этой функции и пытаются найти свою ошибку.

Таким образом, интегрируя учебный материал, с одной стороны, мы закрепляем знания материала смежной дисциплины, обобщаем его и устанавливаем связи. Но, с другой стороны, зачастую происходит дублирование одного и того же материала на различных уроках. Чтобы этого избежать необходимо планирование интегрированных уроков.

Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на интегрированных уроках, а также данных типовых заданий, позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия у учащихся.

Ежегодный анализ достижений учащихся в конкурсах с использованием ИКТ показал, что создаются условия для самовыражения учащихся. Ученики принимают участие в различных олимпиадах, дистанционных конкурсах и турнирах разного уровня.

Литература.

1. Аксенова, Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н.И. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012.

2. Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2011.

3. Закон об образовании [Э/р]. – Министерство образования и науки – Р/д: http://минобрнауки.рф/документы/2974

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Э/р]. – «Википедия – свободная энциклопедия» Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F_2020

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/р]. – Министерство образования и науки – Р/д: http://минобрнауки.рф/документы/938