Мультимедийные игры для формирования интонационной выразительности речи у детей 6–7 лет с ОНР

Разделы: Логопедия


У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико-грамматической стороны речи, отмечаются недостаточные возможности в использовании интонационных средств оформления речи.

При обследовании обычно выявляются следующие нарушения интонационной выразительности речи:

  • недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, “иссякающий”, характерен узкий высотный диапазон голоса);
  • нарушения тембра голоса (глухой, хриплый или резкий, напряжённый, дрожащий);
  • недостаточная координированность движений дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры;
  • нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации.

Развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченной коррекционно-развивающей деятельностью. Однако распространённость просодических нарушений, их отрицательное влияние на становление речевого общения дошкольников заставляют по-новому взглянуть на эту проблему и диктуют необходимость уделять развитию интонационной выразительности речи должное внимание. В условиях логопедической группы детского сада преодоление нарушений речевого дыхания, артикуляции и голоса происходит обычно в рамках работы в разделе формирования общих речевых навыков у детей.

Нами были разработаны мультимедийные игры, направленные на развитие основных навыков, обеспечивающих интонационную выразительность речи детей 6-7 лет с ОНР.

Игры созданы с помощью программы PowerPoint. С её помощью можно быстро, технологично и качественно подготовить наглядный материал к конкретной игре, создать анимированный слайд. Слайды с анимацией и интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень подачи информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывают огромное влияние на эмоциональное восприятие детей, способствуя более глубокому усвоению учебного материала.

Эти игры предназначены для использования на занятиях по подготовке к обучению грамоте и систематизированы в соответствии с основными направлениями коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности речи:

  • развитие речевого дыхания;
  • развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса;
  • развитие мимики, выразительности движений, способностей понимать и передавать различные эмоции.
  • развитие умения ставить ударение в слове;
  • развитие умения изменять тембр голоса;
  • формирование воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний;
  • развитие мимики, выразительности движений, способностей понимать и передавать различные эмоции.

Далее предлагаются примеры игр по каждому из направлений.

1. Развитие речевого дыхания (работа над увеличением продолжительности речевого выдоха).

Игра-соревнование “Футбол”

Сделайте вдох, на выдохе читайте слоги, написанные на мячах. Выиграет тот, кто забьёт в ворота больше мячей.

Игра-соревнование “Поймай рыбку”

Сделайте вдох, на выдохе читайте слоги, написанные рядом с рыбками. Выиграет тот, кто поймает больше рыбок.

2. Формирование умения произвольно изменять силу голоса.

Игра “Ветер”

Подул ветер. Сделайте вдох, на выдохе произносите гласный звук [у], постепенно увеличивая громкость голоса.

Игра “Ступеньки”

Помогите Винни-Пуху дойти до подарка. Сделайте вдох, на выдохе читайте слоги, постепенно увеличивая громкость голоса.

3. Развитие высотного диапазона голоса.

Игра “Горы”

Попытайтесь перебраться через горы. Сделайте вдох, на выдохе негромко произносите гласный звук [о] с постепенным повышением и последующим понижением голоса.

Игра “Песенка ёлочки”

Посмотрите на ёлочку. Она украшена необычными шариками. Прочитайте гласные буквы, написанные на шариках. Давайте попробуем спеть песенку ёлочки. Будем произносить все гласные на одном выдохе. Чем ниже на ёлочке расположен шарик с буквой, тем ниже будет наш голос. Чем выше шарик – тем выше звучит наш голос.

4. Формирование способностей понимать мимическое выражение эмоций, развитие умения передавать эмоциональные оттенки речи средствами интонационной выразительности.

Игра “Яблоки”

На яблоне выросли волшебные яблоки. Рассмотрите их. Охарактеризуйте “настроение” каждого яблока (“весёлое”, “сердитое”, “удивлённое”, “испуганное”. Вы сможете сорвать яблоко, если прочитаете слоги с определённым настроением.

“Паровозик”

На станцию прибыл паровозик. Какое у него настроение?

Прочитайте слоги, написанные на вагончиках, грустным тоном.

К паровозику пришли утка, индюк и курица. Догадайтесь, кто в каком вагончике поедет.

5. Развитие умения ставить ударение в слове.

Игра “Подарки”

Назовите предметы, которые сова решила подарить своим друзьям, выделяя голосом ударный слог. Разложите предметы по коробкам.

Игра “Незнайка собирается в школу”

Прочитайте названия предметов, которые пригодятся Незнайке в школе. Поставьте в словах ударение.

6. Развитие умения изменять тембр голоса.

Игра “Теремок”

На полянке собрались мышка-норушка, лисичка-сестричка, лягушка-квакушка, мишка косолапый. Давайте построим для них теремок. Для этого нужно прочитать слоги от лица каждого из героев сказки.

7. Формирование воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.

Игра “Весёлая поездка”

Звери катаются в паровозике. Они выглядывают из вагонов и радостно кричат. Прочитайте предложения громко и весело. Какие это предложения по интонации?

Игра “Прочитай, не ошибись”

Вы сможете раскрасить картинку, если правильно причитаете вопросительные предложения. Нужно выделить наиболее важные по смыслу слова значительным подъёмом высоты тона и увеличением силы голоса.

7. Развитие выразительности движений и мимики.

Игра “Подбери слово”

Прочитайте слова. Подберите к слову из первого столбика подходящее по смыслу слово из второго столбика.

Покажите с помощью движений и мимики одно из животных.

(Один ребёнок изображает животное, остальные дети угадывают, кто был изображён.)

Игра “Волшебные превращения”

Мы оказались в Африке. Кто здесь обитает, вы узнаете, прочитав слова по половинкам букв.

Вокруг себя повернитесь и в животных Африки превратитесь.

Изобразите:

- как грациозно сидит лев, его грозный взгляд;

- как тянет длинную шею жираф;

- как тяжело топает слон;

- как быстро скачет кенгуру;

- как гримасничает мартышка.

Преимущества мультимедийных игр следующие:

  • наглядность и эффективность подачи материала;
  • лёгкость возврата к предыдущей игре;
  • возможность дополнения или изменения материала;
  • транспортабельность.