Надкласс Рыбы. Общая характеристика рыб, их внешнее и внутреннее строение

Разделы: Биология


Технологическая карта урока биологии Класс: 7 Тип урока: комбинированный Цели по содержанию:
обучающие: ознакомление  учащихся с информацией об общей характеристике рыб, их внешнем и внутренним строении.
развивающие:  развитие  у учащихся умения планировать свою деятельность, умение действовать по образцу. Воспитывающие: формирование  у учащихся  мотивации  к  обучению и познавательной деятельности. Планируемые  результаты учебного занятия: Предметные:   знать – особенности общей характеристике рыб, их внешнее и внутреннее строение. уметь –  сравнивать признаки низших и высших животных. Метапредметные: регулятивные:  умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка. коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы. познавательные:  умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение. Личностные:  сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию. Используемая технология: ИКТ, проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, презентация к уроку, наглядный материал в виде таблиц, муляжей.

Этапы урока и
задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создать  благоприятный психологический настрой на работу.
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

Организационный момент.
Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. Преобладает фронтальная форма работы. В ходе урока вы должны познакомиться с характерными признаками рыб, и их многообразием. Предлагает спланировать работу на уроке.

Приветствуют учителя, сообщают отсутствующих. Деятельность учащихся мотивационная.
Приветствие учителя.

Решение кроссчайнворда. Формулируют предполагаемую тему урока и цели  урока, которые будут решаться. Планируют свою работу на уроке.

Личностные УУД : Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД.Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД.
Умение ставить цель, планировать деятельность

Этап актуализации и пробного учебного действия;
Актуализация опорных знаний и способов действий

Входной контроль
Цель: определить исходный уровень знаний на основе повторения темы: «Ланцетник - как низшее хордовое животное».  
Повторим предыдущий материал.

Задание (приложение №1)

Воспроизводят имеющиеся знания о внешнем и внутреннем строении ланцетника. Синтезируют имеющиеся знания и применяют их для сравнения. Работают по заполнению колонок таблицы.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап построения проекта выхода из затруднения;
Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся: В учебнике на стр.  с. 178 – 182. Изучите материал о строении рыб, изучите схемы, иллюстрации в учебнике.

Организует работу учащихся с рабочей тетрадью (Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко; под ред. проф. В.М. Константинова.- 3-е изд., испр. – М.: Вентана – Граф, 2013.) Во время работы учащихся, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся, помогает с выполнением задании.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.

Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД. Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Ответьте на вопросы в конце параграфа.
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы, изучить материал, для последующего этапа контроля по усвоению учебного материала. Во время работы, по мере  необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями.
Изучают текст учебника, анализируют информацию,  делают записи в тетради.

Познавательные УУД.
Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов. Умение работы  в паре (общение).

Этап самработы с самопроверкой по эталону.
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков и причин пробелов в знаниях

Выходной контроль:

Цель: проверить усвоение материала о строении рыб.
Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

Базовый уровень:

Вариант №1

Вариант №2

Повышенный уровень:

Решение биологических задач.

Приложение №2

Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.
При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.
Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Регулятивные УУД
Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности
Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного  уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку (по предложенным ключам)

Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, проводить анализ полученной информации, подводить итоги. Регулятивные УУД. Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.
В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:

Оценка

Дифференцированное домашнее задание

«5»

Написать мини-сообщения «Подготовка к размножению,  забота о потомстве и зимовка у разных представителей класса рыб». Или сделать презентацию, или буклет по охране редких рыб.

«4»

Прочитать § 53, составить кроссворд, или подобрать загадки

«3» и «2»

выучить § 53, и  сделать самопроверку по вопросам параграфа.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

 

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Учитель организует рефлексию:

Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Объявляют выставленную ими оценку.
Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 
Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос.
Регулятивные УУД
Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки