Обучающее занятие для родителей на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста. Игровые упражнения и приемы"

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Цели:

  • пропаганда логопедических знаний среди родителей;
  • ориентировать родителей в возрастных нормах появления звуков речи у детей;
  • познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;
  • показать способы и приёмы проведения артикуляционной гимнастики;
  • познакомить родителей с играми по развитию речевого дыхания и слухового внимания.

Оборудование: столы, стулья, настольные зеркала, музыкальные инструменты: колокольчик, дудочка, металлофон, бубен, губная гармошка; звучащие коробочки, свеча, стакан с трубочкой, вертушка, мыльные пузыри; компьютер с экраном для показа презентации.

Демонстрационный материал: картинки на артикуляционные упражнения, литература с комплексами артикуляционной гимнастики, презентация, учебная литература.

В группе организована выставка учебной и методической литературы.

Предварительная работа: анкетирование родителей по речевому развитию детей.

Ход мероприятия

Логопед: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня на этой встрече в форме обучающего занятия, вы научитесь правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, узнаете о приёмах проведения в домашних условиях с маленькими детьми игр, направленных на профилактику речевых нарушений.

Прежде чем мы перейдем к практической части нашей встречи, я расскажу Вам о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

Словарь. На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря, как активного, так и пассивного. Если в два года словарный запас ребенка составляет 250-300 слов, то в три года он, как правило, увеличивается до 800-1000 слов.

У детей трех лет наблюдаются неправильности в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых:

  • сокращения слов (“сипед” - велосипед, “атабиль” - автомобиль);
  • перестановка слогов в слове (“замукальные” - музыкальные);
  • перестановка звуков в слове (“певрый” - первый);
  • пропуски звуков при их стечении (“девича” - девочка).

Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними гласные (“корабель” - корабль, “не зинаю” - не знаю).

Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще 3-4). Фраза постепенно удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложении (“я хочу нет” - я не хочу), нарушается оформление связей слов (“один колесо”, “у меня много подругов”).

Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.

  • Согласные произносятся смягченно (“лезецька” – ложечка).
  • Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются (“абака” – собака); заменяются: с – ф (“фобака” – собака); з – в (“вамок” – замок); ц – ф (“фыпленок” – цыпленок); с – т (“тобака” – собака); з – д (“дамок” – замок), ц- т (“тветок” – цветок).
  • Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются (“апка” – шапка, “ук” – жук); заменяются: ш – с, ф (“сапка”, “фапка” – шапка), ж – з, в (“зук”, “вук” – жук), ч – ц, ть (“оцки”, “отьки” – очки), щ – сь, ть (“сетка”, “тетка” – щетка).
  • Звуки л и р пропускаются (“ампа” – лампа, “ука” - рука); заменяются звуком ль (“лямпа” – лампа, “люка” – рука); заменяются й (“ямпа” - лампа, “юка” – рука). (слайд №2)

Наиболее характерной формой речи для детей четвертого года жизни является диалог. Его специфика заключается в том, что он происходит в конкретной ситуации и речевой опорой служит не только вербальная сторона, организуемая взрослым, но и те предметы, которые окружают ребенка. В таких диалогах осуществляется подготовка к монологической речи, которая первоначально представляет собой почти дословное повторение небольших высказываний взрослого. В этом возрасте можно наблюдать, как ребенок, которому взрослый часто читает одни и те же сказки, повторяет наизусть их фрагменты.

Обозначим основные задачи работы над звуковой культурой речи во второй младшей группе:

Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевой дыхание, силу и высоту голоса.

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи (слайд № 3).

Презентация.

Логопед: Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?

Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.

Логопед: Действительно, в наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциальных движений органов, принимающих движение в речи (слайд № 5).

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, необходимых для правильного произношения звуков (слайд № 6).

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом..
  7. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ (слайд № 7).

Логопед предлагает родителям вместе с ним выполнить упражнения артикуляционной гимнастики. Логопед обращает внимание родителей на частые ошибки, которые встречаются при проведении артикуляционной гимнастики.

1. “Бегемотик” (“Окошко”) (слайд № 8)

Описание: открыть рот, как можно шире, удерживать его в таком положении до счета “пять”, потом закрыть рот. Выполнять упражнение 5-7 раз.

Цель: Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать язык и губы в заданном положении.

2. “Лягушка” (“Улыбка”) (слайд №9)

Описание: улыбнуться, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следует до счета “пять” (до счета “десять”), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

3. “Хоботок” (“Трубочка”) (слайд № 10)

Описание: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета “пять” (до счета “десять”), затем вернуть губы в исходное положение.

Цель: Вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

4. “Улыбка – хоботок” (слайд № 11)

Описание: На “раз” - губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком. На счет “два” - губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении.

Выполнять 5-7 раз.

Цель: Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

5. “Часики” (слайд № 12)

Описание:  улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность.

6. “Змейка” (слайд № 13)

Описание: рот открыт, язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения выполняются в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз.

Цель: Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

7. “Лопаточка” (слайд № 14)

Описание: Улыбнуться, открыть рот, расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 5-10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

Цель: Вырабатывать умение удерживать язычок в свободном, расслабленном положении лежащим на нижней губе.

8. “Чистим зубки” (слайд № 15)

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка “почистить” нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Цель: Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

9. “Качели” (слайд № 16)

Описание: улыбнуться, рот широко открыть. На счет “раз” - опустить кончик языка за нижние зубы, “два” - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4-6 раз.

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка.

10. “Киска сердится” (“Мостик”) (слайд № 17)

Описание: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, “спинку” выгнуть, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. “Мостик” стоит за закрытыми зубами. Повторить упражнение 3-4 раза.

Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

11. “Вкусное варенье” (слайд № 18)

Описание :

1. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

2. Улыбнуться, открыть рот, не закрывая рот, облизать языком верхнюю губу, нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4-5 раз.

Цель: Укреплять мышцы языка. Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки.

12. “Чашечка” (слайд № 19)

Описание: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока языка были загнутые в виде чашечки (чтобы чай не проливался). Удерживать язык в таком положении под счёт до пяти, потом до десяти. Повторить 3-4 раза.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Логопед: Необходимо помнить, что без правильного речевого выдоха и правильной длительной воздушной струи, мы не добьемся чистой речи. Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.

Работа над речевым дыханием заключается в следующем: в выработке длительного ротового выдоха и в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора.

Далее логопед рассказывает об играх, которые родители могут проводить сами в домашних условиях. Логопед вызывает 2-3-х родителей для демонстрации этих игр.

Игры на развитие речевого дыхания:

  1. Катание по столу легких предметов, например, маленьких машинок (“Чья машинка уедет дальше?”);
  2. Дутье на вертушки;
  3. Надувание мыльных пузырей;
  4. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.);
  5. Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду (“Буря в стакане”);
  6. Игра с воздушными шарами (“Чей шар поднимется выше?”);
  7. Надувание резиновых игрушек, шаров.
  8. “Погаси свечу”, “Футболисты”, “Забей мяч в ворота”, “Горячий чай”.
  9. Футбол
    Вместе с ребенком дуйте на лежащий на столе ватный шарик (“мячик”) в “ворота”. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, легкий. Вдох производится через нос.
  10. Буря в стакане
    Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
  11. Бабочка (птичка)
    На веревочку укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребенку плавно подуть ртом, не надувая щек, - бабочка полетит.

Логопед: С помощью выработки артикуляционных навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и чаще всего временного. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Работу по развитию фонематического восприятия начинают с игр по узнаванию неречевых звуков. Такие игры по развитию слухового внимания уже доступны детям младшего дошкольного возраста.

Логопед предлагает родителям поиграть в игры “Угадай, что звучало?” и “Звенящие коробочки”.

Д/и “Что звучало?”

На столе перед ребенком находятся несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (или ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

Д/и “Звенящие коробочки”

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т.п.) помещаются сыпучие продуктами с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и т.д. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Логопед: Сегодня на обучающем занятии мы научились выполнять упражнения артикуляционной гимнастики, познакомились с играми на развитие слухового внимания и правильной длительной воздушной струи. Все эти упражнения и игры направлены на то, чтобы у вашего ребенка была чистая и грамотная речь.

В конце встречи логопед раздает родителям памятки с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики и описанием упражнений артикуляционной гимнастики.

Список литературы.

  1. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ООО “Издательство “Эксмо”, 2008 г.
  2. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. Пособие для родителей и воспитателей. - М., 2005. – 152 с.
  3. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 32 с. (Практическая логопедия)
  4. Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-еизд., М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1997. – 320 с.