Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру, авторы: Н.Ф. Виноградова - “Вентана-Граф”, 2014 г., обеспечена учебниками и учебными пособиями УМК “Начальная школа XXI века”; образовательной программы начального общего образования МОУ “СОШ с. Октябрьский Городок”.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 2 класса, рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе “человек — природа — общество”, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Особое значение изучения курса окружающего мира состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего “Я”), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2 года обучения:

В области познавательных УУД:

  • ученик научится проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основе полученных результатов;
  • использовать определители (гербарий растений и т.д.), дополнительный материал из интернета в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
  • проводить сравнение, сериацию, классификации;
  • строить объяснение в устной форме по предложенному плану;
  • использовать готовые модели (условные знаки, глобус, планкарту и др.) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
  • использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

В области коммуникативных УУД:

  • ученик научится взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

В области регулятивных УУД:

  • ученик научится контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения заданий на основе выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков.

В области личностных УУД:

  • ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета:

  • персональный компьютер;
  • таблицы природоведческого, исторического и обществоведческого содержания в соответствие с программой обучения;
  • географические и исторические настенные карты;
  • иллюстративные материалы.

Учебно-тематический план

№ п/п Тематический блок Количество часов
1 Введение. Что окружает человека. 1
2 Кто ты такой. 14
3 Кто живет рядом с тобой. 6
4 Россия — твоя Родина. 13
5 Мы — жители Земли. 9
6 Природные сообщества. 23
7 Природа и человек. 2

Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела, тема Кол-во часов по разделу (по темам) Универсальные учебные действия
  Введение. Что окружает человек. 1  
1 Что окружает человека. 1 Личностные:

Самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

Регулятивные:

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

  Кто ты такой. 14  
2 Я, ты, он, она.... Все мы люди. 1 Познавательные:

Нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров.

Логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Описывать кратко особенности разных органов чувств.

Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией.

Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника.

Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты.

Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

3 Органы чувств. 1
4 Наши помощники органы чувств. 1
5 Здоровье. 1
6 Поговорим о здоровье. 1
7 Режим дня 1
8 Режим дня школьника. 1
9 Физическая культура. 1
10 Занятие спортом. 1
11 Почему нужно правильно питаться. 1
12 Здоровье и осторожность. 1
13 Правила поведения на дорогах. 1
14 Почему нужно быть осторожным. 1
15 Проверь себя “Кто ты такой. Твое здоровье”. 1
  Кто живет рядом с тобой. 6  
16 Семья. 1 Личностные:

Нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям.

Осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни.

Коммуникативные:

Взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.

17 Что такое семья. 1
18 Семейное древо. 1
19 О правилах поведения. 1
20 Твои друзья – одноклассники. 1
21 Эмоции. 1
  Россия – твоя Родина. 13  
22 Родина – что это значит. 1 Познавательные:

Общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы.

Предметные – осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт.

Понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия “земляки”.

Логические – образовать общее название жителей определенного города по его названию.

Знаково-символические – представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного.

Ориентироваться в понятии “Конституция РФ”: называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка.

Знать флаг и герб России.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

23 Прошлое, настоящее, будущее. 1
24 Как Русь начиналась. 1
25 Москва. 1
26 Москва – столица России 1
27 Города России. 1
28 Родной край - частица Родины. 1
29 Как трудятся россияне. 1
30 Профессии. 1
31 Все профессии важны. 1
32 Мы – граждане России. 1
33 Россия – многонациональная страна. 1
34 Проверь себя “Россия — твоя Родина”. 1
  Мы – жители земли. 9  
35 Твоё первое знакомство со звёздами. 1 Личностные:

Самоопределение – осознают личное отношение к природе.

Регулятивные:

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

36 Звездное небо. 1
37 Чем Земля отличается от других планет? 1
38 В некотором царстве... 1
39 Грибы. 1
40 Какие животные живут на Земле. 1
41 Растения. 1
42 Разнообразие растений. 1
43 Проверь себя “Мы – жители земли”. 1
  Природные сообщества. 23  
44 Среда обитания. 1 Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

45 Лес и его обитатели. 1
46 Деревья леса. 1
47 Кустарники леса. 1
48 Травянистые растения. 1
49 Травянистые растения леса. 1
50 Животные. 1
51 Животные леса. 1
52 Животные нашего села. 1
53 Забота о животных. 1
54 Животные леса. 1
55 Водоемы. 1
56 Что мы знаем о воде. 1
57 Водоёмы и их обитатели. 1
58 Кто живет в воде. 1
59 Жизнь водоема. 1
60 Водоёмы и их обитатели. 1
61 Луг. 1
62 Луг и его обитатели. 1
63 Поле. 1
64 Поле и его обитатели. 1
65 Сад и его обитатели. 1
66 Проверь себя “Природные сообщества”. 1
  Природа и человек. 2  
67 Человек – часть природы. 1 Личностные:

Самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

68 Комплексная итоговая работа. 1

Требования к уровню подготовки по предмету

Обучающиеся научатся:

  • составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
  • называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
  • оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
  • различать (соотносить) прошлое – настоящее - будущее; год – век (столетие); соотносить событие с его датой;
  • характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
  • называть царства природы;
  • описывать признаки животного и растения как живого существа;
  • моделировать жизнь сообщества на основе цепи питания;
  • различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
  • устанавливать основные признаки разных сообществ, сравнивать сообщества;
  • описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
  • сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

Обучающиеся могут научиться:

  • “читать” информацию, представленную в виде схемы;
  • воспроизводить в небольшом рассказе - повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Москвы;
  • ориентироваться в понятиях: “Солнечная система”, “сообщество”, “деревья”, “кустарники”, “травы”, “лекарственные растения”, “ядовитые растения”, “плодовые культуры”, “ягодные культуры”;
  • проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности).

Литература
(обязательная и дополнительная, для учителя и для обучающихся)

Для учащихся:

  1. Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир”. Учебник для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2015г.
  2. Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь по окружающему миру для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2014г.

Для учителя:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова– М.: Просвещение, 2010.
  3. Программа по окружающему миру Н.Ф. Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2014г.
  4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения- М.: Вентана-Граф, 2014г.
  5. Н.Ф. Виноградова “Окружающий мир”. Учебник для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2015г.
  6. Н.Ф. Виноградова. Рабочая тетрадь по окружающему миру для обучающихся 2 класса – М.: Вентана-Граф, 2014 г.