Отряд Хищные млекопитающие

Разделы: Биология


Цели урока:

Образовательные:

  • выявить общие признаки внешнего строения и поведения хищных млекопитающих;
  • сравнить представителей различных семейств Отряда Хищные и сделать выводы на основе сравнения.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление и учебные умения – работать с дополнительными источниками информации, умение делать выводы;
  • продолжить развитие умений анализировать, а именно сравнивать, обобщать; умение публичного выступления;
  • развивать навыки самостоятельной работы учащихся.

Воспитательные:

  • воспитать бережное отношение к окружающей среде и обосновать необходимость охраны животного мира.

Планируемые результаты:

Предметные

  • расширение представлений учащихся о роли хищных млекопитающих в природе, их особенностях и многообразии;
  • систематизация и обобщение знаний учащихся об отрядах млекопитающих, в том числе хищных;
  • определение семейства по конкретным признакам животных.

Метапредметные

  • планирование учебной деятельности при изучении темы;
  • владение устной и письменной речью, строить монологическое высказывание;
  • отображать в речи содержание совершаемых действий.

Личностные

  • развивать представление о многообразии живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint.

Технологии: информационно-коммуникационные, развивающие.

Ход урока

1. Организационный момент

- Проверка готовности учащихся  к уроку.

2. Изучение нового материала.

На предыдущем уроке класс был разбит на команды. Каждой команде было предложено подготовить презентацию об определенном семействе Отряда Хищные.

1. Вступительное слово о теме и целях урока.

2. Беседа с учащимися

Отряд хищные – это плотоядные, плацентарные млекопитающие. Представители отряда отличаются по внешнему виду, физическим характерам и образу жизни. Длина тела варьируется от 11 см (ласка) до 6,5 м (морской слон), масса от 100 г (ласка) до 3500 кг (морской слон). Большинство видов хищники или всеядные с преимущественно мясной диетой. Некоторые ластоногие питаются в основном моллюсками. Медведи, обитающие в теплом климате, питаются растительной пищей, а большая панда – вегетарианец. Многие животные ведут наземный образ жизни, но известны полуводные (выдры), водные (ластоногие), полудревесные и подземные виды. К этому отряду относят семь семейств, из них наибольшее значение имеют Волчьи (Собачьи), Кошачьи, Куньи. Из-за нерационального промысла многие виды попали в Красную Книгу:

Псовые

  • Красный волк (Cuon alpinus)

Медвежьи

  • Белый медведь (Ursus maritimus)

Куньи

  • Амурский степной хорь (Mustela eversmanni amurensis)
  • Перевязка (Vormela peregusna)
  • Кавказская выдра (Lutra lutra)
  • Калан (Enhydra lutris)

Кошачьи

  • Камышовая кошка (Felis chaus)
  • Манул (Felis manul)
  • Амурский тигр (Panthera tigris)
  • Дальневосточный леопард (Panthera pardus)
  • Переднеазиатский леопард (Panthera pardus saxicolor)
  • Снежный барс (Uncia uncia)

3. Задания командам.

Каждая команда, используя материал параграфа, готовит сообщение об одном из семейств по плану:

  1. Представители;
  2. Общие признаки семейства;
  3. Значение в природе и жизни человека.

Представитель от каждой команды знакомит класс с одним из семейств. Выступление сопровождается демонстрацией презентации.

После выступления каждой команды учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу:

Название семейства Характеристика Представители
     

4. Закрепление.

Закрепление проводится в виде игры между командами.

Задание №1.

Из перепутанных букв составить названия хищных животных:

  1. Допелар (леопард)
  2. Девдемь (медведь)
  3. Сарб (барс)
  4. Лунам (манул)
  5. Цунаки (куница)

Задание №2.

Найди ошибки в предложениях:

Волк подбирается к жертве незаметно, так как у него втяжные когти. Волки охотятся стаями. Они относятся к Семейству Куньих. У волков хорошо развито зрение.

Задание №3. “Четвертый лишний” (назвать лишнее животное и объяснить, почему оно лишнее):

  1. Кошка, гепард, соболь, снежный барс.
  2. Песец, норка, горностай, хорь.
  3. Собака, шакал, гепард, песец.

Задание №4. Разгадай ребусы.

5. Оценочно-рефлексивный аспект.

“Ребята что вам запомнилось? Что было наиболее интересным?”

Ответы детей показали, что цель урока достигнута, ребята узнали много нового о семействах Отряда Хищные и их отличительных признаках.

“Все молодцы. Спасибо за урок”