Урок русского языка "Имя существительное: лексическое и грамматическое значение". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели деятельности:
  • организовать деятельность учащихся по производству новых и повторению старых знаний о существительном как части речи;
  • организовать деятельность учащихся по поиску информации о существительном в учебной статье и построению определения понятия;
  • организовать деятельность учащихся по определению отнесенности существительного к тому или иному тематическому классу;
  • организовать деятельность учащихся по определению грамматического значения им.сущ.
Проверяют свою готовность к уроку (наличие всех необходимых инструментов на парте).
ЭТАПЫ

1. Организационный.

2. Мотивационный.

Прочитайте текст. Выпишите В СТОЛБИК все существительные (повторяющиеся слова не выписывайте).

Кот-ворюга

Кот воровал всё: рыбу, мясо, сметану, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана. Мы клялись поймать кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронёсся через огороды и протащил в зубах пойманную нами рыбу. Кот попался этим же вечером. Он украл со стола колбасу и полез на берёзу. Кот решился на отчаянный поступок. Он сорвался с берёзы, упал на землю, подскочил и умчался под дом.

(По К.Паустовскому)

По цепочке выходят к доске и выписывают по одному им.сущ.
НА ДОСКЕ ЗАГОТОВКА:
  1. ____________________
  2. ____________________
  3. _____________________

Объясните, на какой (ие) морфологические признаки им.сущ. вы опирались, когда искали слова этой части речи среди других?

Выполните упр. 334 (устно).

Вернитесь к им.сущ., выписанным в начале урока. Сгруппируйте их по лексическому значению.

Про какие из выписанных существительных сложно сказать, что они обозначают предмет? Почему? Вернитесь к формулировке темы урока и поставленным целям. Каковы два предмета вашей деятельности?
3. Исследовательский. Работа с учебной статьёй.  
Имя существительное от других частей речи отличает не только уже названные вами признаки.

У этих слов, как и у всех самостоятельных, есть два значения. Какие?

Предлагаю свои варианты ответа (вопрос, обозначает предмет).
Чтобы разобраться лучше в особенностях слов этой части речи, мы обращаемся сегодня к теме: “Имя существительное: лексическое и грамматическое значение”. Называют сущ. рассвет, поступок.
Определите и сформулируйте, каких учебных целей вам предстоит сегодня достичь. Лексическое и грамматическое.
Обратимся за помощью к учебнику. Открываем стр. 179.

Задача: прочитать теоретический материал (стр. 179, 181), выделить главную информацию и на основе неё построить определение понятия “имя существительное”. Образец (каркас) определения понятия представлен на доске.

Записывают тему в тетрадь.

Устно формулируют цели своей деятельности.

Проверьте правильность составления определения понятия по образцу на доске.

Проговорите вслух это определение.

Читает вслух (стр. 179 – Ф.И., стр. 181 – Ф.И.). Фронтальная работа по заполнению каркаса (Ф.И. 7 учеников).
4. Решение практических языковых задач.

Вернитесь к формулировке темы урока и поставленным целям. Каковы два предмета вашей деятельности?

Вслух: Ф.И. 3-х учеников.
Найдите в определении понятия тот признак, который раскрывает перед вами новое знание о лексическом значении им.сущ. Ф.И.
Найдите в определении понятия те признаки, которые раскрывают перед вами новое знание о грамматическом значении им.сущ.  
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
  • Прочитайте стихотворение.
  • Выполните первое задание.
Ф.И.
При рассуждении вы называли морфологические (грамматические) признаки им.сущ., значит работали с его грамматическим значением.

Каких признаков не назвали, но вы знаете про них?

 
Выполните второе задание.

Выполните третье задание.

Ф.И.
5. Рефлексия. Ф.И.
Прочитайте стихотворение А.А. Фета.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.

  1. Докажите, что слово “весна” - существительное.
    Для этого определите его грамматические признаки.
  2. Определите синтаксическую роль существительных в этом предложении.
  3. Определите, с какой целью автор использовал такое количество существительных.