Урок литературы "Благо или зло?" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита")

Разделы: Литература


Цели:

  • Выявить особенности изображения Воланда на страницах романа;
  • Определить функции свиты Воланда;
  • Выяснить авторскую позицию о корнях добра и зла в мире.
  • Учить анализировать текст, обобщать и делать выводы;
  • Развивать исследовательские способности учащихся;
  • Развивать связную монологическую речь.
  • Формировать нравственную позицию старшеклассников.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Мотивация и погружение.

Люди в неприятной для них ситуации использую в речи множество выражений, содержащих слово "чёрт" и однокоренные ему. В словаре пословиц и поговорок русского народа, составленном Владимиром Ивановичем Далем, 223 раза упоминается это слово. Например, чтоб черт не узнал; сам черт не разберет; чем черт не шутит; черт тебя побери; на кой черт; черт знает что; черт ногу сломит; один черт; черти принесли; словно их черт веревочкой связал; связался черт с младенцем; ему и черт не брат; Бог любит праведника, а черт ябедника; хорош бы дом, да черт живет в нем; у него черт в подкладке, сатана в заплатке;не стой, как черт над душой и др.

  • Какие же представления русского народа отразились в этом образе? (Черт несет человеку зло).
  • Как еще называют черта? (Бес, дьявол, сатана, демон, Вельзевул, Люцифер)

Этот образ вдохновлял многих писателей, художников, композиторов.

III. Сообщение темы урока и совместное целеполагание.

Есть и еще одно название черта - Мефистофель, которое мы встречаем в трагедии классика немецкой литературы Иоганна Вольфганга Гете "Фауст". Именно из этой книги М.А. Булгаков взял строки, ставшие эпиграфом романа "Мастер и Маргарита".

...так кто ж ты, наконец?
Я часть той силы, что вечно хочет
Зла и вечно совершает благо.

- С каким образом в романе соотнесены эти строки? (Воланд)

- Это еще одно имя Сатаны, данное ему Булгаковым. Так что же несет Воланд на страницах романа: благо или зло? Сегодня мы и должны будем ответить на этот вопрос. Итак, тема нашего урока: Благо или зло? (по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

Запись темы.

IV. Изучение нового материалы.

  • В чем же особенности изображения Воланда в романе? (Индивидуальные сообщения).
  • Воланд прибыл в Москву не один. Кто входил в свиту Воланда? (Азазелло, кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Гелла, Абадонна).
  • С какой целью Воланд и свита прибыли в Москву? (В качестве консультанта в связи с обнаружением рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского - на Патриарших прудах. Гастроли в варьете - у Степы Лиходеева. Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре - визит буфетчика.)
  • Какая из причин является действительной?
    "Мне хотелось повидать москвичей в массе, а удобнее всего это было сделать в театре. Ну вот моя свита и устроила этот сеанс, я же лишь сидел и смотрел на москвичей." Какие слова на ваш взгляд являются ключевыми для понимания роли Воланда? (сидел и смотрел)

- Давайте проверим, так ли это.

  • Группа 1 Гл. 7 "Стёпа Лиходеев"
  • Группа 2 Гл.10, 14 "Варенуха"
  • Группа 3 Гл. 9 "Никанор Иванович Босой"
  • Группа 4 Гл. 18 "Поплавский и буфетчик Соков"
  • Группа 5 Гл. 24, 27 "Аннушка"
  • Группа 6 Гл. 21, 24 "Николай Иванович"
  • Группа 7 Гл. 24, эпилог "Алоизий Могарыч"
  • Группа 8 Гл. 17, 27 "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал"

Все вместе: гл. 12 "Варьете"

1) Какие чудеса демонстрирует свита Воланда? Почему именно эти чудеса?

2) Какие человеческие пороки обнажаются в этой главе? Можно ли их назвать вечными?

3) Как эта глава связана с ершалаимскими главами?

Что же это благо или зло?

Вывод:

Свита Воланда несет зло для человека, но, принимая во внимание облик пострадавших, можно сказать, что с точки зрения всего человечества - это благо. Это возмездие.

- А откуда же тогда берется зло в мире? (Его вершат сами люди.)

V. Оценивание работы.

VI. Рефлексия.

Предваряющее домашнее задание.

1. Перечитайте гл. 7, 10, 14, 9, 18, 24, 27, эпилог, 17, 12.

2. Отметьте в тексте эпизоды: "Стёпа Лиходеев", "Варенуха", "Никанор Иванович Босой", "Поплавский и буфетчик Соков", "Аннушка", "Николай Иванович", "Алоизий Могарыч", "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал".

3. Подготовьте устные ответы на вопросы по каждому эпизоду:

1) Гл. 7 "Стёпа Лиходеев" (Егиян М., Прахова А., Шестаков М.)

  • Какие странные события происходят в "нехорошей" квартире? Как объясняются причины всего происходящего? (Понаблюдайте за особенностями языка.)
  • В каких пороках обвиняется Стёпа Лиходеев? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
  • Какую роль в этой истории играет Воланд?
  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

2) Гл.10, 14 "Варенуха" (Калашникова Л., Иванова Ю., Желанов Д.).

  • Как Варенуха реагирует на исчезновение Лиходеева и его телеграммы из Ялты?
  • В каких пороках обвиняется Варенуха? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?
  • Какую роль играют образы грозы и луны?

3) Гл. 9 "Никанор Иванович Босой" (Идрисов Р., Романова А.).

  • По своей ли воле Никанор Иванович Босой берёт взятку?
  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

4) Гл. 18 "Поплавский и буфетчик Соков" (Пономаренко В., Цокиев А., Дублин А.).

  • С какой целью Максимилиан Андреевич Поплавский приезжает в Москву?
  • В каких пороках обвиняется Поплавский? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
  • В каких пороках обвиняется буфетчик Соков? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?

5) Гл. 24, 27 "Аннушка" (Фёдоров А., Капуста А., Михайлова Ю.).

  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

6) Гл. 21, 24 "Николай Иванович" (Макарова Д., Кузнецов А., Шабанов Д.).

  • В каких пороках обвиняется Николай Иванович? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
  • По своей ли воле он становится участником бала у Воланда?
  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

7) Гл. 24, эпилог "Алоизий Могарыч" (Крылов С., Цирульникова Е.).

  • В каких пороках обвиняется Алоизий Могарыч? Кто осуществляет обвинение и наказание? В чём состоит это наказание?
  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

8) Гл. 17, 27 "История с пустым костюмом Прохора Петровича и песней "Славное море, священный Байкал" (Егиян М., Прахова А., Романова А.).

  • Какие явления советской действительности здесь сатирически изображаются Булгаковым?

Презентация

Приложение 1

Приложение 2