Открытый урок биологии на тему "Жизнь в морях и океанах". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Тип урока: комбинированный с элементами “Мастер-класса”.

Цель урока: способствовать развитию понимания взаимосвязей и приспособленности обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях; развивать при этом монологическую речь; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.

Задачи:

  • Помочь в осознании и осмыслении материала о разнообразии растений и животных морей и океанов, об особенностях приспособлений к жизни в мелководной прибрежной части в толще, на дне, в коралловых рифах, на поверхности воды.
  • Способствовать обучению школьников умению находить необходимые сведения в тексте учебника и материалов электронного носителя.
  • Способствовать развитию монологической речи школьников.
  • Развивать у детей эстетическое отношение к объектам живой природы.
  • Воспитывать позитивное отношение к учению, взаимодействуя в работе, создавая комфортные отношения между учениками.

Планируемые результаты. Формирование УУД:

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение жизни морей и океанов.

Метапредметные.

  • Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
  • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Предметные: умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания и связи с различными условиями жизни в морях и океанах.

Оборудование и организация образовательного пространства:

Учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, медиапроектор, наличие Интернета, глобус, чучела, схемы позвоночных животных, раздаточный материал, канцелярские принадлежности (фломастеры, клей, ватман и др.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (1-2 мин).

А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.

Б) Деление класса на группы.

В) Повторение “Правила и законы поведения на уроке”.

1.Закон точности.

2. Закон един, говорит один (уважай говорящего)

3. Закон инициативы.

  • “Не согласен выражай”
  • “Выражаешь – предлагай”
  • “Предлагаешь – делай”

4. Закон чистоты (содержи свое рабочее место в порядке).

2. Проверка выполнения домашнего задания. Приложение №1

- Проведение тестового задания в форме “лото”, работа с таблицей на 4-5 минут.

3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. 2-3 мин

Звучит музыка – шум моря.

Демонстрация морских рыб, медуз, китов, коралловых рифов.

Презентация 1.

Презентация 2

Вопрос учителя:

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке?

Дополнительные вопросы учителя:

- Где живут данные виды?

- Почему они такие разные?

- Какая особенность их жизни?

Ответ учащихся:

- изучить жизнь в морях и океанах.

Формулировка темы, цели и задач урока.

4. Изучение нового материала

А) Слово учителя. Самоопределение к деятельности (3 мин).

- прочитать первый абзац текста параграфа 26 учебника и, составление плана изучения нового материала с помощью текста учебника.

План изучения нового материала.

  1. Шаг первый: “Сообщество поверхности воды”.
  2. Шаг второй “Сообщество толщи воды”
  3. Шаг третий “Донное сообщество”
  4. Шаг четвертый “Сообщество кораллового рифа”
  5. Шаг пятый “Глубоководное сообщество”

Б). Учебно-познавательная деятельность. 7 мин (5+2) Приложение №2

Самостоятельное чтение текста с пометками:

  • Уже известно- v
  • Новое, интересное, неожиданное +
  • Противоречит прежним представлениям –
  • Желание узнать о чем-то подробнее - ?

 

Шаги Известно “v” Новое  “+” Непонятно  “-” Хотелось бы узнать “?”
1        
2        
3        
4        
5        

В) Интеллектуально-преобразовательная деятельность (3 мин).

А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).

Б) Интерактивная игра: составление мап - конспектов “Сообщества морей и океанов” на ватмане с использованием раздаточного материала(карточки с изображением животных и растений морей и океанов) с информацией учащихся (демонстрационно), вносятся дополнения, корректировки учащихся.

5. Игровой момент. Предметы – загадки: фонарик, раковина, воздушный шар, шахматная доска, коралл (5 мин).

Вопрос учителя: Как связан каждый предмет с приспособлениями организмов в различных сообществах морей и океанов?

6.Оценочно-рефлексивная деятельность (5мин).

А) Выполнение интерактивного задания с использованием таблицы

Название сообщества Организмы Приспособления
Поверхности воды    
Толщи воды    
Донное    
Коралловые рифы    
Глубоководные    

7. Самоанализ и самооценка. (5 мин) Приложение №3

1)

  • Я понял (а).....
  • Я умею.....
  • Я знаю.....

2) Составление “Синквейна” Приложение №4

Существительное “Море”

Два прилагательных ..., ...

Три глагола ..., ..., ... .

Фраза из 4-5 слов.

Ключевое слово.

8. Домашнее задание.(1- 2 мин)

А) Подготовить вопросы п.27.

Б) Составить кроссворд о морских обитателях (по желанию).

В) Создать ребусы по теме урока.

УМК под редакцией Н.И. Сонина. Базовый учебник: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин "Введение в биологию" 5 класс 2013 г.